Маргарита Ушкова
Организация преемственности между группой раннего возраста и дошкольными группами ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Где то в конце учебного года, в тот момент, когда наши дошкольники были на пороге перехода из старшей группы в подготовительную, мы задумались о том, что совсем скоро нам надо будет принимать новое поколение, встречать новых детей и родителей. Для нас это, что-то волнительное, неизведанное, незнакомое, так как это будет впервые. Наблюдая, как происходит процесс адаптации детей, при переходе из группы раннего возраста, у своих коллег, мы поняли, что процесс этот тяжелый и для родителей и для воспитателей, и в первую очередь для детей. Адаптация (приспособление) процесс сложный, представляет собой приспособление личности к социальной среде. Но что же делать когда этот процесс приносит очень много трудностей и для родителей и для детей? Трудность привыкания к новым условиям жизни, новым требованиям, воспитателям, детям. Очень часто, перемены, которые происходят с ребенком, создают для него стрессовую ситуацию, которая может привести к истерикам, крикам, агрессии, отказу от еды и т. д. Конечно же, не для всех детей процесс адаптации болезненный, кто-то при переходе ведет себя спокойно, уверенно. Мы решили более подробно изучить вопрос преемственности. В настоящее время ФГОС дошкольного образования направлен на:
Публикация «Организация преемственности между группой раннего возраста и дошкольными группами ДОУ» размещена в разделах
• «сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования»;
• «обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней».
Преемственность-это связь между смежными звеньями, которые базируются на приобретенных ребенком в предыдущем звене знаниях, умениях, навыках, социально-психологической эмоциональной компетентности, продолжает его дальнейшее развитие.
Облегчить процесс адаптации поможет преемственность двух ступеней : группы «настоящей» и «будущей». Детям необходимо показать, что детский сад - это не одна группа. Кстати, исследования психологов показывают, что обучение игре, ее развитие происходит у младших дошкольников не через взрослого, а как раз, через старших дошкольников. Играя, и общаясь друг с другом, дети учатся пониманию эмоций, развивается чувство эмпатии, а именно понимание, сочувствие и содействие другим людям. Обретя эти знания и умения, малыш будет чувствовать себя уверенным в новой окружающей обстановке. Поэтому было принято решение: адаптировать детей раннего возраста к переходу на другую ступень, через взаимодействие с детьми старшего дошкольного возраста, постепенно познакомить детей раннего возраста с условиями новой среды, новыми людьми. Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие задач:
1. Обогащать эмоциональную сферу ребенка;
2. Способствовать формированию положительных черт характера;
3. Развивать коммуникативные способности детей;
4. Формировать чувство уверенности в общении с новыми детьми и взрослыми.
По данному вопросу нами была изучена литература, где были выявлены следующие условия организации работы с детьми :
1. Необходимо создать положительно эмоциональные отношения, так как малыши легко заражаются чужими эмоциями. Увидев, как играют другие, ребенок сам включается в игру;
2. Важно учитывать добровольное участие детей;
3. Игры должны создавать атмосферу, в которой развивается доверие, самостоятельность, инициатива и готовность помочь;
4. Особенно важно, чтобы ребенок получил удовольствие от игры (ощущал свою значимость и принадлежность к группе, мог внести свой вклад в развитие игры и взаимодействие детей);
5. Игра должна повторяться многократно. Это необходимое условие развивающего эффекта;
6. Необходимо вносить новый наглядный материал, чтобы при повторении у детей не пропал интерес к игре, так как воспитанники по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое;
7. Не надо оценивать детей и добиваться единственно правильного ответа, ведь постоянное оценивание со стороны взрослого мешает детям раскрепоститься, выражать собственные мысли и чувства;
8. Заканчивать встречи всегда надо с положительным, радостным, веселым настроением.
В общении с малышами необходимо доступно и выразительно показывать им правильные формы поведения, вежливую речь, проявления добрых чувств и отношений. Воспитатель строит взаимодействие так, чтобы малыш приобрел ценный опыт общения. Такие минуты эмоционального игрового общения сближают детей и воспитателей. Для развития контактов между детьми необходимо помочь им быстрее познакомиться, узнать имена и внешность друг друга. Необходимо готовить детей к встрече заранее, чтобы общение с новыми детьми и взрослыми были доброжелательными.
Данную работу начали с составления плана на год.
1. Подготовительный этап.
Сентябрь
• Провести встречи педагогов групп «настоящей и будущей», с целью обсудить особенности детей раннего и старшего дошкольного возраста;
• Определить временные промежутки и виды деятельности для совместного общения детей и взрослых;
• Провести работу с родителями (анкетирование) с целью узнать особенности поведения и деятельности детей вне детского сада.
• Посещение воспитателями, групп раннего развития с целью знакомства с детьми на занятиях, в играх, в бытовых процессах
2. Основной этап
Проводится игровая и совместная деятельность детей двух возрастов : подвижные, хороводные игры, совместное творчество, развлечения, встречи для совместных коммуникативных и пальчиковых игр, наблюдения за трудом старших детей на прогулке. Постановка сказок, развлечения, участие детей раннего возраста на выпускном празднике детей старшего возраста.
Октябрь Знакомство с группой :
• Экскурсия в группу, знакомство с воспитателями;
• совместное занятие по лепке с детьми подготовительной группы.
• Игровая деятельность.
Ноябрь
• Театр «Крепыши» с постановкой «Репка на новый лад» (выступление подготовительной группы)
Декабрь
• Оказание шефской помощи детьми подготовительной группы, младшим дошкольникам (ремонт игрушек, игр, книг);
• Привитие младшим дошкольникам интереса к сюжетно ролевым играм на примере подготовительной группы («Дочки-матери», «Водители», «Доктор»)
Январь
• Помощь в формировании элементарных экологических знаний и представлений, начала экологического мировоззрения, развивать ответственное и бережное отношение к животным уголка природы в детском саду. Пригласить себе в группу детей младшего возраста с целью ознакомления детей с жителями аквариума, д/и «Животный мир»
Февраль
• Проведение совместных подвижных игр на свежем воздухе п/и «Мышеловка», «Подоляночка», «Сова» и т. д.
Март
• Знакомство детей раннего возраста с участком, при помощи детей подготовительной группы;
• Совместная целевая прогулка на территории ДОУ;
• Праздник дарения рисунков малышам;
Апрель
• Родительское собрание «Мы на год взрослее стали» с родителями младших дошкольников;
• Оказание шефской помощи в уборке участков ясельных групп;
Май
• Постановка, посвященная Дню Победы «Мы дети победы» (подготовительная группы «Крепыши»);
3. Заключительный этап
Июнь
• Выступление детей младшего возраста на выпускном у подготовительной группы (Чтение стихов);
• Развлечение «Тебе мой юный друг…», подготовительная группа передает бразды правления младшим дошкольникам.
• Воспитателями, для родителей была разработана консультация «Адаптация от яслей к саду»
По итогу нашей деятельности можно сделать вывод: что с помощью данных мероприятий, развлечений, дети двух возрастов сблизились друг с другом, подружились, приобрели много друзей, бесценный опыт, а так же многому научились. Хочется отметить, что дети подготовительной группы относились к данным мероприятиям с трепетом, теплом и любовью. Всегда с нетерпением ждали новой встречи с младшими дошкольниками, выдавали много идей, для совместной деятельности. Каждый из них учился быть внимательным, терпеливым. Что особенно приятно, это то, что первоклашки и наши нынешние дети второй младшей группы до сих пор в теплых отношениях, это имеет огромное положительное значение для эмоционального комфорта младших детей в группе. Так же данные мероприятия способствовали хорошему отношению воспитателей не только с детьми раннего возраста, но и с родителями. Родители дали высокую оценку данным мероприятиям. Дети шли в новую группу с удовольствием, без криков и истерик. Для нас как для педагогов это бесценный опыт. Проанализировав работу за год можно сказать, что поставленные задачи выполнены. Игровая и совместная деятельность детей, совместное творчество, развлечения, все это способствовало обогащению эмоциональной сферы детей, формированию положительных черт характера, развитию коммуникативных способностей детей, формированию уверенности в общении и т. д. По данной проблеме планируем работать и дальше.
Воспитатель: Ушкова М. В.
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 46»