Светлана Львовна Казаковцева
Организация проектной деятельности с детьми младшего вопросы взаимодействия с семьей
▼ Скачать + Заказать документы
Казаковцева С. Л. ,воспитатель
ГБОУ Школа№93
Пушкинского района
г. Санкт-Петербурга
"Организация проектной деятельности с детьми младшего
вопросы взаимодействия с семьей"
При организации проектной деятельности стоит учитывать то, что в
дошкольном возрасте замысел ребёнка, опережает его технические
возможности. В связи с этим взрослые, в первую очередь родители
должны оказывать помощь дошкольнику при реализации замысла.
Публикация «Организация проектной деятельности с детьми младшего вопросы взаимодействия с семьей» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Проекты
- Темочки
Совместная деятельность позволяет детям и родителям лучше понять друг
друга, установить доверительные отношения.
Выделяют три основных вида проектной деятельности : творческую,
исследовательскую и нормативную – каждый из которых обладает своими
особенностями, структурой и характерными этапами реализации. А теперь
более подробно рассмотрим виды проектной деятельности.
• Исследовательские проекты чаще всего носят индивидуальный характер
и способствуют вовлечению ближайшего окружения ребенка (родителей,
друзей, братьев, сестёр) в сферу его интересов.
Первый этап: создание ситуации, в ходе которой ребёнок самостоятельно
приходит к формулировке исследовательской задачи.
• Второй этап: оформление проекта. Родители помогают дошкольнику, но
организатором является ребенок, поэтому взрослые выполняют
вспомогательную функцию, следуя его замыслу и наблюдая за тем, чтобы
он полноценно реализовывал свои каждый этап.
Первая страница проекта посвящается формулировке основного вопроса
исследования и, как правило, представляет собой красочный заголовок:
родители пишут заголовок, а ребенок украшает страницу.
Вторая страница раскрывает важность поставленного вопроса, с точки
зрения ребёнка, сверстников, родителей и знакомых. Ребёнок
самостоятельно проводит опрос и рисует иллюстрации, изображающие
содержание ответов. Важно, чтобы в проекте было представлено
несколько точек зрений и одна из должна принадлежать ребенку.
• Третий этап – защита проекта.
• Четвертый этап педагог организует выставку проектов.
В процессе работы над исследовательскими проектами обогащаются
знания детей. Дошкольники начинают добывать их самостоятельно.
Привлекая все доступные средства.
Творческие проекты создается новый творческий продукт.
• На первом этапе проводится подготовительная работа.
• Второй этап определяются мотивы участия детей в предстоящей
деятельности.
• Третий этап дети высказывают свои идей реализации проекта
• Четвертый этап дети зарисовывают свои идеи.
• Пятый этап дети демонстрируют свои работы сверстникам и
рассказывают о своих рисунках, отвечают на вопрос воспитателя и
ровесников.
• Шестой этап информирование родителей.
• Седьмой этап педагог совместно с детьми организует работу по
реализации проекта.
• Восьмой этап педагог продумывает, как представить полученный
продукт.
• Девятый этап презентация продукта творческого проекта.
Творческая проектная деятельность важна тем, что отражает интересы
ребенка.
Нормативная проектная деятельность. Такие проекты являются очень важным направлением в педагогической
деятельности, поскольку они развивают позитивную социализацию детей.
Нормативные ситуации, сопровождающие жизнь ребёнка, можно
разделить на три группы:
а. Запрещающие
б. Позитивно нормирующие
в. Поддерживающие инициативу дошкольника, приводящие к созданию
новой нормы – нормотворческие.
Одним из наиболее актуальных, ярких, развивающих, интересных и
значимых методов обучения детей в современном информационном
обществе становится метод проектов.
Метод проектов– это способ организации педагогического процесса,
основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как способ
взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая
деятельность, ведущая к достижению поставленной цели. В проектном
методе обучения меня привлекла возможность воспитывать активную
самостоятельную личность, способную принимать решения, ставить цели,
планировать свою деятельность и предвидеть ее результат.
Внедрение метода проектной деятельности позволяет изменить стиль
работы с детьми : повысить детскую самостоятельность, активность,
любознательность, развить у детей творческое мышление, умение
находить выход из трудной ситуации, становиться увереннее в своих
силах, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный
процесс дошкольного учреждения.
Я работаю над темой «Метод проектной деятельности с детьми
дошкольного возраста по теме «Знакомство с природой своего края».
Задачи развития детей в проектной деятельности.
1 Развитие познавательных способностей: познакомить с явлениями
природы, представителями растительного и, связанного с ним, животного
мира, устанавливать взаимосвязи в природе, формировать систему
элементарных научно-экологических знаний, доступных пониманию
ребенка-дошкольника.
2 Активизировать интеллектуально – познавательную деятельность и
творческое самовыражение.
3 Воспитывать интерес и любовь к природе, растительному и животному
миру, формировать первоначальные представления о сезонных
изменениях в жизни растений и животных.
4 Развивать у детей коммуникативные навыки.
5 Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого
возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль
педагога) ;
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации
(вместе с педагогом) ;
формирование начальных предпосылок поисковой деятельности
(практические опыты) .
Пути реализации.
I этап – подготовительный:
1 Определяется тема проекта, оценивается доступность исследования
этой темы, определяется территория с природными объектами,
участвующими в наблюдении и эксперименте. Далее определяется цель
проекта, выделяются задачи, производится подбор методов проведения
исследования.
2 Проводится разъяснительная и организаторская работа с родителями и
самими детьми.
- Провела родительское собрание, с целью познакомить родителей с
нашим проектом, с его целями и задачами, постаралась привлечь их к
совместной деятельности по проекту.
– Анкетирование родителей;
- Провела беседу с детьми о деревьях, с целью выявить знания об
исследуемых объектах, заинтересовала детей.
– Подобрала методическую и художественную литературу по теме
проекта.
3 Отбор участников проводила по желанию самих детей включиться в
проектную деятельность.
II этап – исследовательский:
Реализация целей и задач проекта : проводятся наблюдения, экскурсии,
опыты, беседы, исследования, труд в природе, продуктивная
деятельность, все это тщательно фиксируется. При этом решаются как
экологические, так и речевые задачи.
III этап – подведение итогов;
– Анализировали полученные результаты;
– Разработали рекомендации по отношению ребят к природе, к деревьям.
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта.
1 На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
2 Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с
родителями) .
3 Составление плана-схемы проекта.
4 Сбор, накопление материала.
5 Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской
деятельности.
6 Домашние задания для сам. выполнения.
7 Презентация проекта, открытое занятие.
Вывод:
1 Метод проектов как один из методов интегрированного обучения
дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает
самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только
действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить
информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать
эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание
сущности метода проектов способствует формированию
самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной
познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
2 У детей появляется желание находить знания на свои вопросы
самостоятельно.
3 Формируются предпосылки проектно-поисковой деятельности.
4 Использование метода проектов в работе с дошкольниками
способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте,
ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад
в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует
развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.
Дети обретают уверенность и гордость за совместные достижения, учатся
решать свои собственные задачи на уровне образного мышления.
5 Родители стали активными участниками образовательного процесса.
Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в
работе с дошкольниками.
Итак, метод проектов актуален и очень эффективен. Использование
метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться
работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для
достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и
видов деятельности. Он дает ребенку возможность экспериментировать,
синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и
коммуникативные навыки. Проектная деятельность детей также
способствует саморазвитию каждого ребенка. Все это способствует
повышению уровня учебной мотивации дошкольников, что является
предпосылкой успешной адаптации ребенка к школе, принятия им
«позиции школьника», меняется негативное эмоциональное отношение
детей к школе на положительное.