Получи документы

Организация работы по экспериментированию в старшем дошкольном возрасте

Алевтина Кораблина
Организация работы по экспериментированию в старшем дошкольном возрасте

Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №5 общеразвивающего вида городского округа г. Нововоронеж

Организация работы по экспериментированию в старшем дошкольном возрасте

Подготовила: воспитатель Кораблина А. В.

2019

Публикация «Организация работы по экспериментированию в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах

Экспериментирование является основным видом ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности. Считается, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

Экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность педагога с детьми, специально организованное обучение. Целью опытно-экспериментального занятия является моделирование природного или физического явления, наглядная демонстрация процесса его возникновения и свойств взаимодействующих объектов, что позволяет ребёнку в результате собственных наблюдений и размышлений прийти к самостоятельным выводам.

Задачи экспериментальной деятельности воспитанников старшей группы :

формировать опыт соблюдения правил безопасного поведения в процессе экспериментирования;

знакомить с природой физических явлений (преломление света, магнетизм, отражение);

формировать конкретные представления о свойствах песка, воды, глины, воздуха, других природных и искусственных материалов (дерево, кожа, резина, пенопласт, пластмасса);

познакомить с некоторыми свойствами химических веществ: сода, краситель, уксусная кислота;

учить прослеживать элементарные причинно-следственные связи в мире природы;

стимулировать познавательную деятельность;

познакомить с правилами безопасного поведения с бытовой химией (стиральные порошки, мыло, шампуни);

воспитывать бережное отношение к окружающему природному миру;

развивать любознательность, логическое мышление, память и внимание.

Виды экспериментирование в старшей группе :

знакомство со свойствами песка и глины;

воздух, его свойства и значение;

изучение свойств воды;

проведение опытов снег и тепло;

формирование знаний о теле человека;

природные и искусственные материалы, их существенные признаки и свойства;

наблюдение за явлением магнетизма;

почва, её свойства и влияние на жизнь и рост растений.

Рассматривание семян разных растений, наблюдать за появлением ростков.

Посадка семян с ростками и без ростков, наблюдение за их ростом.

Наблюдения растения и вода, растения и свет, растения и тепло.

Изучение рукотворного и нерукотворного мира сквозь увеличительное стекло (лупу).

Приёмы, которые используются на занятиях по опытно-экспериментальной деятельности :

Наблюдение — способствует формированию знаний о свойствах и качествах предметов, а также помогает отслеживать преобразование объектов.

Игра (игра-эксперимент, дидактическая, подвижная) — применяется в комплексе с пояснениями, показом, уточняющими и наводящими вопросами. Пример дидактических игр:

«Определи на вкус»;

«Определи по запаху»;

«Узнай по голосу»;

«Оденем куклу на прогулку»;

«Где живёт вода»

Опыт — преобразование объекта с целью выявления скрытых свойств и установлению причинно-следственных связей. Правила проведения опыта:

• установить цель (для чего проводится опыт);

• подготовить материал и оборудование;

• продумать поэтапную инструкцию;

• подвести итоги;

• доступными для ребёнка словами объяснить, почему произошло то или иное явление.

Прогулка — наблюдение за растениями и природными явлениями, проведение игр-экспериментов в природных условиях.

Оборудование, которое можно использовать в старшем дошкольном возрасте.

Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов.

Серии картин с изображением природных сообществ.

Книги познавательного характера, атласы.

Тематические альбомы.

Коллекции: мини-музей (тематика различна, например, «Часы бывают разные», «Изделия из камня».

Материалы распределены по разделам: «Песок, глина, вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина».

Природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.

Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.

Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.

Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д.

Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).

Медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл и прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.

Сито, воронки- половинки мыльниц, формы для льда.

Приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы- клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки.

Карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) «Что можно, что нельзя».

Опытно-экспериментальное занятие в старшей группе

Занятие по экспериментированию в старшей группе длится 25– 30 минут имеет свою логическую структуру:

Организационный этап — мотивирующее начало в игровой форме (до пяти минут).

Основной этап — наиболее активная практическая часть занятия, которая включает:

проведение опытов;

дидактические игры;

физкультминутка, пальчиковая или гимнастика, которые помогут расслабиться, отдохнуть, снять физическое и интеллектуальное утомление.

Заключительный, итоговый этап (до пяти минут) — выводы, уборка рабочих мест.

Активизировать познавательный интерес, стимулировать поисковую деятельность и внимание своих маленьких воспитанников помогут разнообразные мотивирующие средства и педагогические приё мы:

сюрпризный момент — введение в диалог с детьми игрушечного персонажа, любимого сказочного героя, который обратится с просьбой о помощи, озадачит и порадует, пригласит детей в увлекательное путешествие.

видеообращение сказочного или вымышленного героя;

стихотворения и загадки;

познавательный рассказ;

диалог с детьми;

проблемная ситуация;

музыкальное сопровождение, просмотр картинок, демонстрация презентаций, видео или мультипликационных фильмов.

Публикации по теме:

Книга для ребёнка в старшем дошкольном возрасте В старшем дошкольном возрасте возможности детей позволяют решать новые, более сложные задачи по формированию эстетического восприятия и.

Организация сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте «Путешествие в Москву» «Организация сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте» «Путешествие в Москву» Автор: воспитатель высшей квалификационной категории.

«Знакомство с воздухом». Экспериментирование в старшем дошкольном возрасте «Знакомство с воздухом». Экспериментирование в старшем дошкольном возрасте. Цель: помочь детям «увидеть» воздух, доказать, что он есть повсюду,.

Картотека музыкальных игр в старшем дошкольном возрасте Ступеньки. Цель: развивать звуковысотный слух детей. Игровой материал: лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик, детские.

Конспект НОД в старшем дошкольном возрасте «Осень» Тема: «Волшебная книга Осени» Цель: закрепить и обобщить знания детей о признаках, живой и неживой природы в процессе интеграции образовательных.

Консультация «Коммуникативная активность в старшем дошкольном возрасте» Коммуникативная активность являет собой основу процесса общения, сущность, которой сводится к правилам создающим оптимальные условия для.

Консультация «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» Консультация на тему: «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» (из опыта работы).

Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в старшем дошкольном возрастеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в старшем дошкольном возрасте Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового.

Презентация «Организация исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте» Эффективным методом познания является метод исследования. Он даёт детям представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях.

Развитие речи в старшем дошкольном возрасте Речь представляет собой сложную систему, которая включает в себя внутреннюю речь и внешнюю речь. В свою очередь внешняя речь подразделяется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация работы по экспериментированию в старшем дошкольном возрасте
Опубликовано: 7 сентября 2019 в 09:02
+89Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 39.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД