Папки-передвижки

Организация работы с родителями в образовательных учреждениях

Татьянина Наталья
Организация работы с родителями в образовательных учреждениях

"Виды консультаций"

Поскольку к психологу обращаются абсолютно разные люди (разного возраста, с разными проблемами, существуют разные виды консультирования.

В зависимости от того, сколько человек консультируется одновременно, выделяют консультации:

индивидуальные;

групповые.

Конечно, индивидуальные консультации более эффективные, ведь психолог может разобраться с проблемой конкретного человека, подобрать оптимальный способ решения проблемы. В то время как групповые занятия позволяют сэкономить силы и время, охватить большое количество лиц за одно занятие.

Публикация «Организация работы с родителями в образовательных учреждениях» размещена в разделах

Кроме того, психологические консультации различат в зависимости от того, какая сторона деятельности представлена наибольшим образом. Это может быть:

коррекционное консультирование — психолог определяет, какие варианты коррекции нарушений подойдут определенному человеку;

диагностическое — уточняется диагноз;

профилактическое — это ответы на вопросы или тематические беседы, которые носят превентивный характер;

развивающее — специалист ищет пути развития личности человека;

психотерапевтическое — это консультирование, связанное с глубоким вмешательством в психику человека. Используется нечасто;

комплексное — сочетаются все виды консультирования.

В зависимости от тематической направленности выделяют:

семейное консультирование;

психолого-педагогическое;

консультирование по разрешению конфликтов;

деловое консультирование;

сексуальное консультирование;

интимно-личностное.

Семейное консультирование необходимо при выборе супруга, при проблемах, возникших в семье, а также с целью предупреждения ссор во внутрисемейных отношениях.

Психолого-педагогическое — предусматривает вопросы воспитания и обучения детей. Это может касаться и родителей, и педагогов.

Консультирование по разрешению конфликтов помогает справиться со спорами и конфликтами в коллективе или дружеской группе.

Деловое консультирование помогает выбрать профессию, развить деловые способности, повысить работоспособность, правильно организовать труд.

Сексуальное консультирование затрагивает вопросы, связанные с интимной сферой. Такое консультирование может быть личным или семейным.

Интимно-личностное — помогает избавиться от недостатков, справиться со страхами, разобраться с внутренними проблемами.

1. Организация детско-родительских праздников.

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ДО одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформированы требования по взаимодействию дошкольной организации и родителей.

Дошкольное детство - исключительно важный период жизни, когда закладываются основы физического и психического здоровья человека, важнейший этап в развитии личности, период начальной социализации ребенка, приобщение его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия — миром людей, миром предметов, миром природы и собственным внутренним миром. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребёнок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребёнок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти своё место в жизни и реализовать собственный потенциал.

Для успешной позитивной социализации ребенку необходимо два основных фактора:

• семья (другие люди)

• общество сверстников (равных)

ДОУ является тем воспитательным полем, которое объединят эти два фактора, представляя собой, явление социальное, где ребенок развивается как личность в условиях активизации взаимосвязи ДОУ с другими факторами и прежде всего в сфере семьи, ее ближайшего окружения, вопросы обучения и воспитания ребенка переходят в область социально – педагогических отношений. Находясь в таких условиях, ребенок задолго до перехода в школу будет приобщаться к достижениям культуры, цивилизации, тем самым гармонично развиваться как личность. Кроме того основная задача ДОУ помочь детям устроить их детскую жизнь, ускорить процесс нахождения детьми тех подходящих форм социальной жизни и личного творчества, которые им нужны, став центром, организующим детскую жизнь. Ребенок, находясь в детском саду, одновременно с предусмотренными программой знаниями, умениями и навыками приобретает определенные социальные знания, умения и навыки, которые дополняют стихийно получаемый ребенком социальный опыт и обеспечивают ему более успешное освоение социальных норм, установок, ценностей и социальных ролей.

Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей, они должны стать помощниками педагога, творчески развиваться вместе с детьми. Воспитателю необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка.

Главной и общей целью родителей и воспитателей является воспитание здорового и всесторонне развитого ребенка. Эта цель может быть достигнута только в результате грамотно организованного плодотворного взаимодействия родителей и сотрудников ДОУ.

Совместная работа с семьей по воспитанию здорового ребенка строится на принципах, определяющих ее содержание, организацию и методику.

1. Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье.

2. Системность и последовательность работы.

3. Единство. Оно достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка понятны и воспитателям и родителям.

Наиболее интересной и продуктивной формой взаимодействия является организация совместных праздников и развлечений. Бесконечное разнообразие движений позволяет развивать не только чувство ритма, укреплять скелет и мускулатуру, но и стимулирует память, внимание, мышление и воображение ребенка. Упражнения танцевально-игровой гимнастикой создают такие условия, при которых ребенок по мере своих возможностей выступает публично, преодолевает неуверенность, страх и учится управлять собой, своим поведением, голосом, телодвижениями.

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:

1. Создать благоприятные условия для накопления и применения танцевально-игрового опыта детьми и родителями в разнообразной деятельности;

2. Установить партнерские отношения с семьями воспитанников, объединить усилия для развития и воспитания детей, создать атмосферу общности интересов и эмоционального комфорта;

3. Установить (определить) единые требования и цели педагога и семьи в воспитании детей;

4. Разработать систему мероприятий с семьей, целью которой является активизация и обогащение воспитательных умений родителей : поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Мероприятия могут быть разных видов: праздники, игры-путешествия, досуги, театрализованные развлечения, экскурсии, где родители являются полноценными участниками, вместе с детьми танцуют, играют, выполняют оздоровительные упражнения.

Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.

Развлечения построены на играх «родители-дети», потому что цель встречи: развить взаимоотношения детей и родителей посредством включения в совместную деятельность, обогатить отношения через эмоциональное общение. Ведь не зря гласит пословица «Ребенок растет не от хлеба, а от радости». Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Родители – самые дорогие и близкие люди! Они увидели, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания.

В. А. Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».

Поэтому праздничные встречи проходят постоянно и стали яркими, полезными и увлекательными, ведь в результате их проведения формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты, развивается двигательная активность, как детей, так и родителей.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», – писал Ф. Ларошфуко. В конце праздничных мероприятий всем родителям вручаются благодарственные письма, почётные грамоты, дипломы участников, медали победителей, сладкие подарки и небольшие сюрпризы, изготовленные руками детей. В результате получают удовольствие все: и дети, и воспитатели, и родители.

Можно сделать вывод, что комплексный подход к организации и проведению праздников позволил внести нечто новое в традиционную работу с родителями, обеспечив более тесный контакт «Воспитатель-ребенок-родитель». Это, несомненно, способствует укреплению взаимоотношений в семьях воспитанников, повышает их целостность и эмоциональное благополучие.

Информационные уголки.

Информационный стенд - это способ донесения важной и актуальной информации до покупателей, сотрудников, посетителей предприятия или торгового помещения. Стенды имеют особую конструкцию, благодаря которой можно быстро заменять устаревшую рекламную или новостную информацию на новую.

Информационные стенды размещают в разных учреждениях : больницы, школы, администрации, магазины, торговые центры и так далее.

Присутствие стендов позволяет родителям и ученикам видеть расписание уроков и грядущие школьные мероприятия, а также новости от дирекции школы;

Напольные

Напольные информационные стенды представляют собой легкую для передвижения конструкцию. В качестве основы используется пластиковая, магнитная или пробковая доска. Опора настольного стенда - хромированные ножки или колесики.

Напольные стенды чаще всего можно встретить на выставках, бизнес-конференциях, в торговых центрах.

Настенные

Настенные информационные стенды представляет собой щит из оргстекла, металла, ПВХ, пробки или магнита. Настенные стенды крепятся к стене при помощи подвес, которые крепятся к алюминиевому профилю (рамке).

Такие стенды пользуются большей популярностью, чем напольные, так как на них размещается важная и срочная, но постоянная информация, которая может легко изменяться в пластиковых карманах.

Настенные информационные стенды вы можете встретить в магазинах, торговых центрах, детских садах, ЖКХ или в больнице. В качестве информационных стендов для офиса часто используются настенные.

Виды информационных стендов:

Информационные стенды можно разделить на несколько видов, в зависимости от сферы их применения. Рассмотрим 8 видов информационных стендов: как выглядят и что на них необходимо размещать.

2. Формы для осуществления мониторинга результативности педагогического просвещения родителей.

Состояние современной семьи обусловлено рядом негативных фак-торов, произошло разрушение статуса семьи, как воспитательного института. Даже во внешне благополучных семьях наших воспитанников от-сутствовали взаимопонимание между супругами, детьми и родителями.

Изменилось и качество самой семьи, прервалась преемствен-ность педагогических традиций. Родители наших воспитанников нередко проявляют неграмотность в вопросах развития и воспитания собственного ребенка.

Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудновости, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения, нанося значимый вред духовному и психологическому развитию становления личности ребенка.

Влияние этих факторов усугубляется стремлением молодых семей жить отдельно от "старших", утерей традиций семейного воспитания - все это приводит к серьезным проблемам воспитания ребенка в семье. Среди них -уменьшение продолжительности и формализация общения матери и отца с ребенком, дефицит с их стороны внимания и душевного тепла, недостаток практического взаимодействия взрослых с ребенком, неумение разобраться в мотивах его поведения, незнание методов воспитания детей дошкольного возраста. Все эти проблемы не только затрудняют личностное развитие дошкольников, но и могут стать основой нервно-психических заболеваний.

Проведенные педагогическими работниками исследования показали, что большинство родителей чувствуют себя неуверенно в роли воспитателей собственных детей. Большинство родителей не осознают своих проблем, не понимают значения последствий своего влияния, влияния семьи на ребенка в дошкольном детстве.

Многие задачи дошкольному образовательному учреждению в одиночку не решить, особенно в области нравственного воспитания, предупреждения асоциального поведения воспитанников.

На наш взгляд, взаимодействие педагогических работников и родителей может быть успешным только тогда, когда родители настроены на взаимодействие и могут выступать как его равные партнеры.

Одним из направлений работы педагогических работников по повыше-нию педагогической компетентности родителей, развитие у них партнерской позиции при взаимодействии с педагогическими работниками дошкольного-ного образовательного учреждения с родителями является психолого – педа-гогическое образование родителей. Необходимость создания программы психолого - педагогического образования родителей была обусловлена этими факторами. Считаем невозможным промедление в решении обозначенных проблем.

Перед нами встал важный вопрос: каким по содержанию должно быть

психолого-педагогическое просвещение родителей? С учетом наших семей оно должно стать дифференцированным в содержании и формах работы, с учетом типа семьи, отношении родителей к воспитанию ребенка, их педагогических возможностей, общей культуры и образования.

Программа психолого-педагогического образования родителей выстро-ена на основе изучения потребностей каждой семьи, как гарантия выбора психолого-педагогического образования.

Теоретическая и практическая значимость программы

Систематизированы и расширены имеющиеся теоретические представ-ления о взаимодействии дошкольного образовательного учреждения и семьи. Выявлены и экспериментально обоснованы психолого-педагогические усло-вия, позволяющие эффективно планировать, организовать и контролировать ход и результаты взаимодействия образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Определены эффективные способы, направленные на реализацию совместных усилий педагогических работников и родителей в воспитании полноценной личности ребенка, его целостном развитии. Эффективность способов заключается в совместном с родителями воспитании и развитии дошкольников, духовное сближение родителей с детьми и педагогических работников с родителями, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения.

Данная программа построена на основе приоритетных задач личност-ного развития ребенка в различные периоды дошкольного детства.

Таким образом :

разработана нормативно-правовая база;

обосновано влияние программы на повышение психолого - педагогичес-кой компетенции родителей;

сконструирована система взаимодействия детского сада и семьи;

разработаны диагностические процедуры, содержащие критерии и

показатели, инструментарий измерения системы взаимодействия,

направленной на повышение педагогической компетентности;

определен комплекс педагогических и методических условий,

обеспечивающих взаимодействие детского сада с семьей;

подготовлены методические наработки по психолого - педагогическому

сопровождению родителей.

На основе данной программы педагог может выстраивать взаимодей-ствие с семьей с учетом специфики дошкольного образовательного учреж-дения, особенностей педагогических работников и родителей, так как она ориентирована на потребности семьи, реальные проблемы, с которыми родители сталкиваются в жизни. Достоинством программы является ее ориентированность на запросы родителей разного возраста, с разным уровнем образования, педагогической компетентностью, имеющих разную установку по отношению к воспитанию ребенка.

Концепция программы - это система стратегических, философских, ор-организационных, методических и педагогических целей, которые мы должны реализовать. Иными словами - это идеальный образ взаимодействия детского сада с семьями воспитанников.

Одним из важных моментов в разработке программы является осмысление стратегии, основных направлений и задач по переходу данной работы в детском саду в новое, качественное состояние, т. е действий дет-ского сада по работе с родителями.

Программа устанавливает приоритеты проблем, ресурсы и последовательность-вательность шагов для достижения стратегической цели. Мы понимаем, что дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогических работников на наш взгляд, здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.

В "Концепции дошкольного воспитания" подчеркивается: "Важнейшим условием является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспита-тельская позиция родителей и педагогов". Определяя стратегию взаимо-действия детского сада и семьи, мы сформировали исходные идеи, ключевые позиции в этом направлении:

Взаимодействие детского сада с семьей не должно быть источ-ником конфликтов и оппозиции детского сада и родителей, а, напро-тив, должно стать стимулом педагогической рефлексии, самоэкспер-тизы достижений детского сада, поисков новых путей развития.

Возможность современных родителей выбирать детский сад опреде-ляяет в качестве одной из ключевых позиций в стратегии взаимодей-ствия формирования имиджа детского сада, его авторитета среди родителей. Опираясь на собственный опыт можно утверждать, что одним из важных мотивов

Взаимодействие детского сада с семьей - это существенный признак образовательной ситуации. Ее новизна проявляется так же и в том, что часть родителей активно стремится к педагогическому самообра-зованию, пытаясь разобраться в вопросах воспитания ребенка - дошкольника.

Таким образом, взаимодействие детского сада с родителями выстроено на системе педагогических идей, которые являются ключевыми для нашего дошкольного образовательного учреждения. Взаимодействие детского сада с семьей - это многомерная педагогическая проблема, это система, объеди-нившая усилия большого количества людей: педагогического коллектива, родителей, социальных партнеров дошкольного образовательного учрежде-ния, администрации - для решения конкретных задач.

Ожидаемые (конечные) результаты реализации программы:

создание нормативно-правового обеспечения;

создание системы взаимодействия детского сада с семьей;

создание механизмов внедрения взаимодействия детского сада с семьей;

создание комплекса педагогических и методических условий, обеспечивающих взаимодействие детского сада с семьей;

повышение педагогической компетенции родителей (на 80%).

Мониторинг результативности программы психолого - педагогического просвещения

Мониторинг - сбор данных об уровне удовлетворенности качеством сотрудничества всех субъектов образовательного процесса, отслеживание запросов родителей, уровня их педагогической компетентности.

Любая форма сотрудничества с родителями должна иметь обратную связь -необходимо отслеживать, как влияет взаимодействие ДОУ и семьи на раз-витие обеих сторон. Реализуя программу, мы исключаем субъективные оценки, так как сложно проследить динамику развития субъектов и спроектировать дальнейшие действия.

Цель мониторинга обеспечения качества взаимодействия с семьей: Выявление эффективности реализации программы педагогического просве-щения родителей, вскрытие проблем, определение причин их появления, проведение корректирующих воздействий, направленных на проведение промежуточных и итоговых исследований полученных результатов в соот-ветствии с намеченными целями и задачами.

Принципы:

оптимальность;

соответствие показателей его базовым значениям (которые принимаются за основу при измерении и оценке);

достоверность и объективность формируемых показателей.

Методы изучения результативности психолого-педагогического просвещения

родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ.

Для изучения результативности психолого – педагогического образования родителей (законных представителей) воспитанников мы использовали такие методы как:

опрос (анкетирование);

наблюдение;

тестирование.

Применив эти методы, мы изучили:

уровень педагогической компетентности родителей;

стиль взаимоотношений родителей и ребенка;

удовлетворенность родителей организацией психолого - педагоги-ческого просвещения;

удовлетворенность родителей взаимоотношениями с ребенком;

активность родителей на заседаниях родительского клуба.

По результатам проведенных исследований мы пришли к заключению о том, что наиболее эффективным методом изучения результативности психолого-педагогического просвещения родителей является метод анкетирования, так как помогает получить ответы на все выше указанные вопросы. А также такие методы как наблюдение и тестирование, которые тоже помогают выявить: стиль взаимоотношения родителей и ребенка; удовлетворенность родителей взаимоотношениями с ребенком.

Публикации по теме:

«Моя мама — лучшая на свете!». Организация работы с родителями в рамках родительского клуба«Моя мама — лучшая на свете!». Организация работы с родителями в рамках родительского клуба В нашем саду прошло очередное заседание родительского клуба «Мой малыш». Так как мероприятий для мам в 1 младшей группе не проводилось,.

Организация работы с родителями в современном ДОУОрганизация работы с родителями в современном ДОУ Положительных результатов в воспитании ребёнка можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса.

Активные формы работы с родителями — участниками образовательных отношений (из опыта работы) Мне представилась возможность на городском семинаре поделиться опытом работы, рассказать об активных формах работы с родителями- участниками.

Организация проектной деятельности в работе с родителями Приоритетное направление моей педагогической деятельности с 2010 года в ДОУ - «Проектная деятельность в работе с родителями и детьми с экологическим.

Фотоотчет о городских спортивных соревнованиях между детьми дошкольных образовательных учреждениях города ПионерскийФотоотчет о городских спортивных соревнованиях между детьми дошкольных образовательных учреждениях города Пионерский Этой осенью проходили очередные городские соревнования между детьми детских садов города Пионерский. В них принимали участия дети старших.

Организация среды для диалога с родителямиОрганизация среды для диалога с родителями Одним из важнейших условий реализации образовательной программы ДОУ является сотрудничество педагогов с семьями воспитанников: дети, воспитатели,.

Консультация для воспитателей «Организация беседы с родителями» Организация беседы. Особенности проведения бесед. Педагогическая беседа с родителями – наиболее доступная и распространенная форма установления.

Консультация для педагогов ДОО «Организация различных форм работы с родителями в соответствии с ФГОС» Шесть лет назад во всех образовательных учреждениях были внесены нормативные изменения. Это связано с выходом в свет нового образовательного.

Организация и осуществление образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон.

Рабочая программа для дошкольных образовательных учреждений «Умелые ручки» для работы с детьми 5–7 летРабочая программа для дошкольных образовательных учреждений «Умелые ручки» для работы с детьми 5–7 лет Пояснительная записка «Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация работы с родителями в образовательных учреждениях
Опубликовано: 29 марта 2023 в 09:59
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД