Клавдия Короткова
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО строится так, чтобы дать возможность наиболее эффективнее развивать индивидуальность каждого воспитанника с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Развивающая среда способствует установлению, утверждению у дошкольника чувства уверенности в себе, дает ему возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества. Правильно организованная развивающая среда – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития личности ребёнка. В условиях развивающей среды ребёнок реализует свое право на свободу выбора деятельности. Для этого нужно обогатить среду предметами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Публикация «Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС до» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Наполняемость РППС соответствует основным пяти направления развития ребенка : физическому, социально – коммуникативному, познавательному,
речевому и художественно эстетическому.
Развивающая предметно – пространственная среда выступает в роли движущей силы становления и развития личности, а также присущих ей видов деятельности. Наличие адекватной среды развития является необходимым условием действия личностно – ориентированной модели дошкольного образования.
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования предъявляют требования к развивающей предметно-пространственной среде, которая должна быть:
• содержательно-насыщенной (предоставляются необходимые возможности для игровой, познавательной, творческой, исследовательской, двигательной активности детей, обеспечивать эмоциональное благополучие, возможность самовыражения;
• полифункциональной (реализуется в ДОУ с помощью различного модульного оборудования, предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции дошкольников);
• трансформируемой (возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства, изменять среду в зависимости от возрастных особенностей детей);
• вариативной (предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, т. к. появление новых предметов стимулирует исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей, игрушки должны отражать уровень современного мира, нести информацию и стимулировать поиск);
• доступной и безопасной (организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, имел свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям для основных видов детской деятельности, а так же должна соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасности).
В РППС входит:
— групповое пространство;
— межгрупповое пространство;
— территория детского сада.
Все части группового пространства имеют условные границы. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Для организации группового пространства РППС используют:
— мобильные центры детской активности;
— зонирование.
В организации развивающей предметно - пространственной среды группового помещения предлагается рамочная полифункциональная конструкция зонирования группового помещения, для этого достаточно разделить групповое пространство на три части, для того чтобы обеспечить содержательную базу образовательного процесса в ДОУ:
1) зону для спокойной, по преимуществу, деятельности,
2) активную зону,
3) рабочую зону.
Все части пространства, в зависимости от конкретных задач момента, должны обладать возможностью изменяться по объему – сжиматься и расширяться, то есть иметь подвижные, трансформируемые границы.
Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе, включает в себя:
- центр игры;
- центр двигательной деятельности;
- центр конструирования;
- центр музыкально театрализованной деятельности.
Спокойный сектор:
- центр книги;
- центр отдыха;
- центр природы.
Рабочий сектор (занимает 25% всей группы, и включает в себя:
- центр познавательной и исследовательской деятельности;
- центр продуктивной и творческой деятельности;
- центр правильной речи и моторики.
Необходимы материалы, учитывающие гендерные различия - интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Игровая деятельность детей – это ведущая
деятельность детей и содержанию игровых центров придается большое
значение в оформлении РППС.
Правильно организованная, в соответствии ФГОС ДО и Основной общеобразовательной программой дошкольного образования, реализуемой в дошкольном учреждении, развивающая предметно-пространственная среда помогает обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, приучить детей к самостоятельным играм, развивает индивидуальные способности каждого ребёнка, с учётом его интересов и уровня активности. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам.
В создании развивающей среды очень важно учитывать особенности каждой группы: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные характеристики детей. Специальным образом организованная среда способна оказывать активирующее влияние на деятельность, способствовать самообучению, стимулировать становление ребёнка как субъекта разных видов деятельности, обеспечивать самоутверждение, свободу выбора и направление действий.
Создавая предметно — развивающую среду, необходимо помнить:
• Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции.
• Среда должна влиять на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
• Необходимо гибкое и вариативное использование пространства.
• Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
• Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.