МААМ-картинки

Организация сопровождения спортивно одаренных детей в ДОУ

Нина Краева
Организация сопровождения спортивно одаренных детей в ДОУ

Сохранение здоровья населения нашей страны, формирование основ

физической культуры, приобщение к спорту взрослых и детей относятся к

задачам, решение которых контролируется на самом высоком уровне. Так,

согласно Указу Президента РФ от 01.06.2012г. №761 «О национальной

стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» в Российской

Федерации необходимо принимать меры, направленные на формирование у

семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю

профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий

Публикация «Организация сопровождения спортивно одаренных детей в ДОУ» размещена в разделах

во все сферы жизни. Федеральный государственный образовательный

стандарт дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от

17.10.2013 №1155, направлен на охрану и укрепление физического и

психического здоровья детей, в т. ч. их эмоционального благополучия,

формирования общей культуры личности детей, в т. ч. ценностей здорового

образа жизни, развития их физических качеств.

Также одной из приоритетных задач является создание условий,

обеспечивающих выявление и развитие внутреннего потенциала личности

человека, начиная с самого раннего детства.

В государственных документах последних лет подчеркивается, что

должна быть выстроена система поиска и поддержки одаренных и

талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода

становления личности.

В связи с этим, коллектив нашего детского сада большое внимание

уделяет здоровьесберегающей деятельности, одним из эффективных

направлений которой является внедрение проекта «Юные олимпийцы»,

направленного на выявление и развитие спортивных способностей и

сопровождения спортивно одаренных детей.

Как правило, когда речь идет об одаренных детях, имеют в виду

умственно одаренного или одаренного в области искусства ребенка. Между

тем существует несколько видов одаренности, обнаруживающие себя уже в

дошкольный период жизни, одна из которых это спортивная или

психомоторная одаренность. Признаки спортивной одаренности : дети легко

и пластично двигаются, прекрасно владеют телом, физически развиты,

обладают чувством равновесия, высокой зрительно-моторной координацией,

способны удерживать точный ритм, темп движений, точность и

соразмерность действий в момент передвижения в пространстве.

Спортивной одаренности посвящены исследования выдающихся

ученых. Понятие «психомоторика» или «спортивная одаренность» впервые

ввел выдающийся русский физиолог И. М. Сеченов. "Моторно одаренным"

детям свойственна способность" схватывать" и запоминать технику

движения, вырабатывать индивидуальный почерк в действиях, почти всегда

выигрывать в подвижных и спортивных играх, проявлять настойчивость,

азартность в достижении цели.

В соответствии с этим в нашем детском саду разработана и реализуется

Программа «Одаренные дети» на 2012-2015 годы, одним из составляющих

которой является проект «Юные олимпийцы».

Новизна проекта состоит в том, что обоснована необходимость

создания единой образовательной системы выявления, развития и поддержки

спортивно одаренных детей дошкольного возраста на уровне детского сада.

Целью проекта является выявление, развитие и сопровождение

спортивно одаренных воспитанников дошкольное образовательного

учреждения.

В соответствии с целью определены задачи проекта:

1. Создать условия для раннего выявления и развития спортивных

задатков, способностей, одаренности воспитанников дошкольного

образовательного учреждения.

2. Создать систему сопровождения спортивно одаренных воспитанников

дошкольного образовательного учреждения.

3. Расширить спектр дополнительных образовательных услуг.

4. Обеспечить в дошкольном образовательном учреждении условия для

самореализации спортивно одаренных детей.

5. Осуществлять поддержку спортивно одаренных воспитанников

дошкольного образовательного учреждения.

6. Повышать компетентность родителей по теме «Одаренный ребенок».

7. Совершенствовать предметно-развивающую среду дошкольного

образовательного учреждения.

Разработка и реализация проекта осуществляется по этапам с

определением их сроков и содержания работы.

На первом, организационном этапе (Январь 2012 г. - август 2012 г. ,

для работы над проектом сформирована творческая инициативная группа:

конкретизирована актуальность проблемы;

осуществлен сбор, изучение и анализ имеющейся информации;

определены основные характеристики проекта;

разработана система сопровождения спортивно одаренных детей;

подобран диагностический инструментарий;

разработаны спортивно-технический комплекс ГТЗО для детей

дошкольного возраста «Готов трудиться, закаляться и обучаться»;

разработаны учебные программы спортивных секций.

На втором, внедренческом, этапе реализации проекта (сентябрь 2012 г. -

май 2014 г., апробируется система выявления и развития спортивных

способностей, сопровождения спортивно одаренных воспитанников детского

сада, которая реализуется через организацию работы с детьми и родителями.

Организация работы с детьми состоит из двух блоков.

Диагностический блок:

раннее выявление спортивных задатков, способностей, одаренности

ребенка при помощи использования метода наблюдения, анкетирования

воспитательной группы, родителей, беседы с детьми.

Выявлению мотивационной готовности ребенка к двигательной

активности способствует тест-беседа. Анкетирование родителей позволяет

получить важную информацию о внешних и внутренних личностных чертах

детей, их склонностях и интересах. Анкетирование воспитателей и

руководителя физического воспитания дает возможность сопоставления

результатов двух анкет с целью выяснения степени объективности ответов

испытуемых.

диагностика физического развития, спортивных способностей и

здоровья детей.

Развивающий блок: развитие спортивных задатков, способностей,

одаренности ребенка через :

организацию дополнительных образовательных услуг для спортивно

одаренных воспитанников. В детском саду сегодня функционирует 6

спортивных секций, которые посещают 72 воспитанника (42% от общего

числа воспитанников). Секции «Веселая ракетка», «Маленькие

лыжники», «Са-Фи - Дансе», «Школа мяча» проводит инструктор по

физическому воспитанию, а секции «Шашечный дебют», «Веселые

человечки» проводят педагоги творческой инициативной группы.

Создание условий для самореализации спортивно одаренных детей в

детском саду происходит через:

Внедрение спортивно-технического комплекса ГТЗО для детей

дошкольного возраста, в ходе которого определяется уровень

физических качеств, способностей воспитанников детского сада на

основе сдачи нормативов физической подготовленности.

Комплекс разделен на две ступени: I ступень - для детей старшей

группы (5 – 6 лет, II ступень – для детей подготовительной к школе группы

(6 – 7 лет). Принятие нормативов осуществляется в форме соревнований,

спортивных праздников в течение учебного года. Воспитанники,

участвующие на соревнованиях награждаются Медалью «Олимпик».

У детей также есть возможность реализовать свои спортивные

способности на соревнованиях, спортивных мероприятиях.

Традиционным стало проведение летних и зимних олимпиад –

«Здравиада»,

Успех каждого ребенка не остается незамеченным. Для этого у каждого

воспитанника детского сада есть свое Портфолио, в котором хранятся

все его достижения. Создание Портфолио объединяет всех участников

образовательного процесса: детей, педагогов и родителей.

Так же в детском саду осуществляется поддержка одаренных детей :

альбом «Одаренные дети», грамоты детям за призовые места,

благодарственные письма за участие в олимпиадах, спортивных

мероприятиях, благодарственные письма родителям одаренных

воспитанников за воспитание детей, информационная поддержка.

Организация работы с родителями направлена на повышение

компетентности родителей по теме «Одаренный ребенок» и реализуется по

следующим направлениям:

Детско – родительское сообщество «Взрослые и дети»;

Информационное просвещение «Одаренный ребенок : раскрыть, понять,

поддержать»;

Совместные мероприятия;

Страница «Одаренные дети» на сайте.

Также, на втором, внедренческом, этапе реализации проекта

осуществляется ведение электронного банка данных «Одаренные дети»

(раздел «Спортивно одаренные дети»); контроль реализации проекта,

регулирование отклонений от основных положений проекта; оснащение

спортивным инвентарем, нетрадиционным оборудованием; трансляция опыта

работы по данному направлению на районном, областном, всероссийском и

международном уровнях.

Также осуществляется тесное сотрудничество с учреждениями

дополнительного образования и спорта через использования различных форм

взаимодействия: экскурсии, совместные тренировки, наблюдения за

спортсменами, совместное проведение спортивных конкурсов, соревнований,

посещение музеев спорта, встречи с известными спортсменами нашего

района, спортсменами - бывшими воспитанниками нашего детского сада.

На третьем, результативном этапе подведение итогов реализации

проекта: определение эффективности проекта; оформление методических

материалов, обобщающих опыт работы над проектом (выпуск сборника

«Спортивно - одаренные воспитанники в дошкольном образовательном

учреждении», создание электронных презентаций, публикация проекта);

подготовка итогового проектного отчета.

Реализация проекта «Юные олимпийцы» позволяет достигать

следующие результаты:

раннее выявление и развитие спортивных задатков, способностей,

одаренности воспитанников дошкольного образовательного

учреждения;

система сопровождения спортивно одаренных воспитанников

дошкольного образовательного учреждения;

дополнительные образовательные услуги для спортивно одаренных

воспитанников («Веселая ракетка», «Маленькие лыжники», «Са-ФиДансе», «Школа мяча», «Шашечный дебют», «Веселые человечки»);

условия для самореализации спортивно одаренных детей в дошкольном

образовательном учреждении (спортивно-технический комплекс ГТЗО

для детей дошкольного возраста «Готов трудиться, закаляться и

обучаться», олимпиады, соревнования, спортивные мероприятия,

Портфолио дошкольника);

поддержка спортивно одаренных воспитанников дошкольного

образовательного учреждения (альбом «Одаренные дети», грамоты

детям за призовые места, благодарственные письма за участие в

олимпиадах, спортивных мероприятиях, благодарственные письма

родителям одаренных воспитанников за воспитание детей,

информационная поддержка победителей и призеров олимпиад,

спортивных мероприятий);

повышение уровня компетентности родителей по теме «Одаренный

ребенок» (детско – родительское сообщество «Взрослые и дети»,

информационное просвещение родителей);

совершенствование предметно – развивающей среды спортивного зала;

сайт-страница «Одаренные дети» на официальном сайте учреждения;

электронный банк данных «Спортивно одаренные дети»;

повышение рейтинга дошкольного образовательного учреждения;

повышение степени удовлетворенности родителей работой дошкольного

образовательного учреждения.

Актуальность проекта предполагает и его дальнейшее развитие:

Участие воспитанников детского сада в олимпиадах и спортивных

мероприятиях за рамками учреждения;

Организация дополнительно – образовательных услуг для спортивно –

одаренных детей, не посещающих детский сад.

Данный проект является актуальным и реальным проектом, работающим

на перспективу, так как его реализация позволяет достичь планируемых

результатов.

Каждый ребенок по-своему одаренный. Добьется он успеха – зависит от

того, будет ли выявлена его одаренность, помогут ли родители, педагоги и

общество в целом развить ее и применить во взрослой жизни.

От этого зависит и успех самого общества, так как одаренные люди

являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть

перспективы социально – экономического, культурного и духовно –

нравственного преображении России.

Публикации по теме:

Анализ осуществления психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в ДОУ Раннее выявление и развитие способностей, талантов детей дошкольного возраста способствует их успешной социализации, раскрытию личностного.

Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения в ДОУ Доклад на тему: Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения, воспитывающих детей дошкольного.

Фотоотчет семинара «Взаимодействие команды специалистов в процессе реализации комплексного сопровождения детей с ОВЗ»Фотоотчет семинара «Взаимодействие команды специалистов в процессе реализации комплексного сопровождения детей с ОВЗ» Семинар-практикум для руководителей и методистов в сфере образования по запросу Министерства образования культуры и спорта Монголии на тему:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация сопровождения спортивно одаренных детей в ДОУ
Опубликовано: 18 сентября 2024 в 10:27
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация сопровождения спортивно одаренных детей в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Нина Краева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 октября. Всемирный день чистых рук. Передвижка «Не забудь помыть руки»

«Мойте руки перед едой!» – этот призыв, напоминающий о простом и необходимом ритуале гигиены, знаком каждому из нас с раннего детства. Сегодня он звучит в глобальном масштабе. Детский фонд ООН в 2008 году...

14 октября. Покров день. Папка-передвижка

 14 октября Русская православная церковь празднует большой светлый праздник — Покров Пресвятой Богородицы. Он посвящен событию, произошедшему  1103 года назад, а память об этом бережно хранится...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД