Нина Краева
Организация сопровождения спортивно одаренных детей в ДОУ
Сохранение здоровья населения нашей страны, формирование основ
физической культуры, приобщение к спорту взрослых и детей относятся к
задачам, решение которых контролируется на самом высоком уровне. Так,
согласно Указу Президента РФ от 01.06.2012г. №761 «О национальной
стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» в Российской
Федерации необходимо принимать меры, направленные на формирование у
семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю
профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий
Публикация «Организация сопровождения спортивно одаренных детей в ДОУ» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
во все сферы жизни. Федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от
17.10.2013 №1155, направлен на охрану и укрепление физического и
психического здоровья детей, в т. ч. их эмоционального благополучия,
формирования общей культуры личности детей, в т. ч. ценностей здорового
образа жизни, развития их физических качеств.
Также одной из приоритетных задач является создание условий,
обеспечивающих выявление и развитие внутреннего потенциала личности
человека, начиная с самого раннего детства.
В государственных документах последних лет подчеркивается, что
должна быть выстроена система поиска и поддержки одаренных и
талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода
становления личности.
В связи с этим, коллектив нашего детского сада большое внимание
уделяет здоровьесберегающей деятельности, одним из эффективных
направлений которой является внедрение проекта «Юные олимпийцы»,
направленного на выявление и развитие спортивных способностей и
сопровождения спортивно одаренных детей.
Как правило, когда речь идет об одаренных детях, имеют в виду
умственно одаренного или одаренного в области искусства ребенка. Между
тем существует несколько видов одаренности, обнаруживающие себя уже в
дошкольный период жизни, одна из которых это спортивная или
психомоторная одаренность. Признаки спортивной одаренности : дети легко
и пластично двигаются, прекрасно владеют телом, физически развиты,
обладают чувством равновесия, высокой зрительно-моторной координацией,
способны удерживать точный ритм, темп движений, точность и
соразмерность действий в момент передвижения в пространстве.
Спортивной одаренности посвящены исследования выдающихся
ученых. Понятие «психомоторика» или «спортивная одаренность» впервые
ввел выдающийся русский физиолог И. М. Сеченов. "Моторно одаренным"
детям свойственна способность" схватывать" и запоминать технику
движения, вырабатывать индивидуальный почерк в действиях, почти всегда
выигрывать в подвижных и спортивных играх, проявлять настойчивость,
азартность в достижении цели.
В соответствии с этим в нашем детском саду разработана и реализуется
Программа «Одаренные дети» на 2012-2015 годы, одним из составляющих
которой является проект «Юные олимпийцы».
Новизна проекта состоит в том, что обоснована необходимость
создания единой образовательной системы выявления, развития и поддержки
спортивно одаренных детей дошкольного возраста на уровне детского сада.
Целью проекта является выявление, развитие и сопровождение
спортивно одаренных воспитанников дошкольное образовательного
учреждения.
В соответствии с целью определены задачи проекта:
1. Создать условия для раннего выявления и развития спортивных
задатков, способностей, одаренности воспитанников дошкольного
образовательного учреждения.
2. Создать систему сопровождения спортивно одаренных воспитанников
дошкольного образовательного учреждения.
3. Расширить спектр дополнительных образовательных услуг.
4. Обеспечить в дошкольном образовательном учреждении условия для
самореализации спортивно одаренных детей.
5. Осуществлять поддержку спортивно одаренных воспитанников
дошкольного образовательного учреждения.
6. Повышать компетентность родителей по теме «Одаренный ребенок».
7. Совершенствовать предметно-развивающую среду дошкольного
образовательного учреждения.
Разработка и реализация проекта осуществляется по этапам с
определением их сроков и содержания работы.
На первом, организационном этапе (Январь 2012 г. - август 2012 г. ,
для работы над проектом сформирована творческая инициативная группа:
конкретизирована актуальность проблемы;
осуществлен сбор, изучение и анализ имеющейся информации;
определены основные характеристики проекта;
разработана система сопровождения спортивно одаренных детей;
подобран диагностический инструментарий;
разработаны спортивно-технический комплекс ГТЗО для детей
дошкольного возраста «Готов трудиться, закаляться и обучаться»;
разработаны учебные программы спортивных секций.
На втором, внедренческом, этапе реализации проекта (сентябрь 2012 г. -
май 2014 г., апробируется система выявления и развития спортивных
способностей, сопровождения спортивно одаренных воспитанников детского
сада, которая реализуется через организацию работы с детьми и родителями.
Организация работы с детьми состоит из двух блоков.
Диагностический блок:
раннее выявление спортивных задатков, способностей, одаренности
ребенка при помощи использования метода наблюдения, анкетирования
воспитательной группы, родителей, беседы с детьми.
Выявлению мотивационной готовности ребенка к двигательной
активности способствует тест-беседа. Анкетирование родителей позволяет
получить важную информацию о внешних и внутренних личностных чертах
детей, их склонностях и интересах. Анкетирование воспитателей и
руководителя физического воспитания дает возможность сопоставления
результатов двух анкет с целью выяснения степени объективности ответов
испытуемых.
диагностика физического развития, спортивных способностей и
здоровья детей.
Развивающий блок: развитие спортивных задатков, способностей,
одаренности ребенка через :
организацию дополнительных образовательных услуг для спортивно
одаренных воспитанников. В детском саду сегодня функционирует 6
спортивных секций, которые посещают 72 воспитанника (42% от общего
числа воспитанников). Секции «Веселая ракетка», «Маленькие
лыжники», «Са-Фи - Дансе», «Школа мяча» проводит инструктор по
физическому воспитанию, а секции «Шашечный дебют», «Веселые
человечки» проводят педагоги творческой инициативной группы.
Создание условий для самореализации спортивно одаренных детей в
детском саду происходит через:
Внедрение спортивно-технического комплекса ГТЗО для детей
дошкольного возраста, в ходе которого определяется уровень
физических качеств, способностей воспитанников детского сада на
основе сдачи нормативов физической подготовленности.
Комплекс разделен на две ступени: I ступень - для детей старшей
группы (5 – 6 лет, II ступень – для детей подготовительной к школе группы
(6 – 7 лет). Принятие нормативов осуществляется в форме соревнований,
спортивных праздников в течение учебного года. Воспитанники,
участвующие на соревнованиях награждаются Медалью «Олимпик».
У детей также есть возможность реализовать свои спортивные
способности на соревнованиях, спортивных мероприятиях.
Традиционным стало проведение летних и зимних олимпиад –
«Здравиада»,
Успех каждого ребенка не остается незамеченным. Для этого у каждого
воспитанника детского сада есть свое Портфолио, в котором хранятся
все его достижения. Создание Портфолио объединяет всех участников
образовательного процесса: детей, педагогов и родителей.
Так же в детском саду осуществляется поддержка одаренных детей :
альбом «Одаренные дети», грамоты детям за призовые места,
благодарственные письма за участие в олимпиадах, спортивных
мероприятиях, благодарственные письма родителям одаренных
воспитанников за воспитание детей, информационная поддержка.
Организация работы с родителями направлена на повышение
компетентности родителей по теме «Одаренный ребенок» и реализуется по
следующим направлениям:
Детско – родительское сообщество «Взрослые и дети»;
Информационное просвещение «Одаренный ребенок : раскрыть, понять,
поддержать»;
Совместные мероприятия;
Страница «Одаренные дети» на сайте.
Также, на втором, внедренческом, этапе реализации проекта
осуществляется ведение электронного банка данных «Одаренные дети»
(раздел «Спортивно одаренные дети»); контроль реализации проекта,
регулирование отклонений от основных положений проекта; оснащение
спортивным инвентарем, нетрадиционным оборудованием; трансляция опыта
работы по данному направлению на районном, областном, всероссийском и
международном уровнях.
Также осуществляется тесное сотрудничество с учреждениями
дополнительного образования и спорта через использования различных форм
взаимодействия: экскурсии, совместные тренировки, наблюдения за
спортсменами, совместное проведение спортивных конкурсов, соревнований,
посещение музеев спорта, встречи с известными спортсменами нашего
района, спортсменами - бывшими воспитанниками нашего детского сада.
На третьем, результативном этапе подведение итогов реализации
проекта: определение эффективности проекта; оформление методических
материалов, обобщающих опыт работы над проектом (выпуск сборника
«Спортивно - одаренные воспитанники в дошкольном образовательном
учреждении», создание электронных презентаций, публикация проекта);
подготовка итогового проектного отчета.
Реализация проекта «Юные олимпийцы» позволяет достигать
следующие результаты:
раннее выявление и развитие спортивных задатков, способностей,
одаренности воспитанников дошкольного образовательного
учреждения;
система сопровождения спортивно одаренных воспитанников
дошкольного образовательного учреждения;
дополнительные образовательные услуги для спортивно одаренных
воспитанников («Веселая ракетка», «Маленькие лыжники», «Са-ФиДансе», «Школа мяча», «Шашечный дебют», «Веселые человечки»);
условия для самореализации спортивно одаренных детей в дошкольном
образовательном учреждении (спортивно-технический комплекс ГТЗО
для детей дошкольного возраста «Готов трудиться, закаляться и
обучаться», олимпиады, соревнования, спортивные мероприятия,
Портфолио дошкольника);
поддержка спортивно одаренных воспитанников дошкольного
образовательного учреждения (альбом «Одаренные дети», грамоты
детям за призовые места, благодарственные письма за участие в
олимпиадах, спортивных мероприятиях, благодарственные письма
родителям одаренных воспитанников за воспитание детей,
информационная поддержка победителей и призеров олимпиад,
спортивных мероприятий);
повышение уровня компетентности родителей по теме «Одаренный
ребенок» (детско – родительское сообщество «Взрослые и дети»,
информационное просвещение родителей);
совершенствование предметно – развивающей среды спортивного зала;
сайт-страница «Одаренные дети» на официальном сайте учреждения;
электронный банк данных «Спортивно одаренные дети»;
повышение рейтинга дошкольного образовательного учреждения;
повышение степени удовлетворенности родителей работой дошкольного
образовательного учреждения.
Актуальность проекта предполагает и его дальнейшее развитие:
Участие воспитанников детского сада в олимпиадах и спортивных
мероприятиях за рамками учреждения;
Организация дополнительно – образовательных услуг для спортивно –
одаренных детей, не посещающих детский сад.
Данный проект является актуальным и реальным проектом, работающим
на перспективу, так как его реализация позволяет достичь планируемых
результатов.
Каждый ребенок по-своему одаренный. Добьется он успеха – зависит от
того, будет ли выявлена его одаренность, помогут ли родители, педагоги и
общество в целом развить ее и применить во взрослой жизни.
От этого зависит и успех самого общества, так как одаренные люди
являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть
перспективы социально – экономического, культурного и духовно –
нравственного преображении России.