Дарья Селивановская
Организация совместной деятельности логопеда и психолога для детей с ОВЗ в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время уделяется большое внимание коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими ограниченные возможности здоровья. Познавательные процессы (внимание, восприятие, воображение, память, мышление) являются составной частью любой человеческой, в том числе и речевой деятельности и обеспечивают необходимую для нее информацию. В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями общего и речевого развития. Задачей в такой ситуации является организация комплексной помощи учителя-логопеда и педагога-психолога.
Публикация «Организация совместной деятельности логопеда и психолога для детей с ОВЗ в дошкольном учреждении» размещена в разделах
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2018
Давно обнаружена тесная взаимосвязь речи и общих психологических проявлений : познавательной, личностной, поведенческой сферы.
Предметом нашей работы является изучение своеобразия психического развития детей, имеющих статус детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
1. Изучение специфики психического развития при речевых и психологических нарушениях различной степени тяжести и этиологии.
2. Изучение особенностей личностного и социального развития у детей с ОВЗ.
3. Определение перспектив развития детей с ОВЗ и эффективных средств воспитания и образования.
4. Разработка методов дифференциальной диагностики, позволяющих выделить первичное речевое недоразвитие среди сходных по внешним проявлениям состояний: аутизма, задержки психического развития, сложных недостатков развития.
5. Разработка методов психологической коррекции и составление индивидуальных маршрутов для детей с ОВЗ.
Цель организации совместной работы психолога и логопеда — оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям, имеющим статус ОВЗ.
Задачи:
1. Создание среды психологической поддержки детям с ОВЗ.
2. Коррекция речи, развитие познавательной сферы дошкольника.
3. Адаптация и интеграция ребёнка, имеющего нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников.
Комплексный подход данных специалистов включает в себя следующие направления:
1. Организации работы с детьми.
2. Формы и методы работы с педагогами.
3. Работа с родителями.
Основные этапы взаимодействия психолога и логопеда с детьми :
1. Диагностический этап.
2. Коррекционно–развивающий этап.
3. Аналитический этап.
На начальном этапе проводятся следующие мероприятия:
- разработка совместного диагностического блока методик, позволяющего сократить время на обследование и сделать его белее содержательным;
- определение уровня речевого и психического развития;
- организация совместной коррекционной работы как целостного подхода развития психики и речи ребенка.
Второе направление - коррекционно-развивающее. От качества профилактической и коррекционной работы, своевременно принятых мер, тесного сотрудничества специалистов довольно часто зависит судьба ребенка, его интеллектуальное, личностное и речевое развитие, одним словом, его будущее, адаптация в обществе.
Поэтому на данном этапе следует: разработать индивидуальный образовательный маршрут, построенный на основе комплексной диагностики; составить психолого-логопедические занятия с учетом особенностей взаимодействия специалистов и особенностей ребенка.
Третье направление - аналитическое. Аналитическая деятельность позволяет отследить эффективность коррекционно-развивающей работы при тесном сотрудничестве логопеда и психолога, т. е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, так же отследить динамику развития ребенка.
Результаты аналитической деятельности – это динамика развития ребенка как критерий эффективности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающий процесс невозможен без участия родителей и педагогов, поэтому для них необходимо проведение консультаций, на которых следует рассказать об особенностях развития ребенка на данный момент, факторах риска и основных направлениях коррекционно-развивающей работы с ними.
Формы и методы взаимодействия логопеда и психолога с педагогами :
1. Организация совместной театрализованной деятельности, конкурсов рисунков и чтецов в группах, с воспитателями и узкими специалистами.
3. Консультации и семинары для педагогов.
Формы и методы взаимодействия логопеда и психолога с родителями :
1. Повышение родительской компетентности посредством бесед, консультаций.
2. Анкетирование родителей с целью получения информации об анамнезе развития ребёнка.
3. Оказание консультативной помощи по оформлению документов для ЦПМПК.
4. Постоянная связь с родителями посредством тетрадей для домашних заданий.
5. Оформление информационно – методических выставок.
Предполагаемые результаты работы с родителями: повышение родительской компетентности посредством бесед, консультаций; постоянная связь с родителями посредством тетрадей для домашних заданий, когда родители являются участниками коррекционно-развивающей работы.
Представленный комплексный подход взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога позволяет :
1. Учитывать не только речевые, но и индивидуально-типологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности;
2. Четко сформулировать объективное заключение;
3. Наметить индивидуальные и групповые программы коррекционной работы на долгосрочную перспективу;
4. Способствовать росту компетентности воспитателей и родителей в области коррекционной педагогики.
Таким образом, согласованность действий логопеда и психолога в условиях дошкольного учреждения позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.