Организация совместной деятельности логопеда и психолога для детей с ОВЗ в дошкольном учреждении

Дарья Селивановская
Организация совместной деятельности логопеда и психолога для детей с ОВЗ в дошкольном учреждении

В последнее время уделяется большое внимание коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими ограниченные возможности здоровья. Познавательные процессы (внимание, восприятие, воображение, память, мышление) являются составной частью любой человеческой, в том числе и речевой деятельности и обеспечивают необходимую для нее информацию. В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями общего и речевого развития. Задачей в такой ситуации является организация комплексной помощи учителя-логопеда и педагога-психолога.

Давно обнаружена тесная взаимосвязь речи и общих психологических проявлений: познавательной, личностной, поведенческой сферы.

Предметом нашей работы является изучение своеобразия психического развития детей, имеющих статус детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

1. Изучение специфики психического развития при речевых и психологических нарушениях различной степени тяжести и этиологии.

2. Изучение особенностей личностного и социального развития у детей с ОВЗ.

3. Определение перспектив развития детей с ОВЗ и эффективных средств воспитания и образования.

4. Разработка методов дифференциальной диагностики,позволяющих выделить первичное речевое недоразвитие среди сходных по внешним проявлениям состояний: аутизма, задержки психического развития, сложных недостатков развития.

5. Разработка методов психологической коррекции и составление индивидуальных маршрутов для детей с ОВЗ.

Цель организации совместной работы психолога и логопеда — оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям, имеющим статус ОВЗ.

Задачи:

1. Создание среды психологической поддержки детям с ОВЗ.

2. Коррекция речи, развитие познавательной сферы дошкольника.

3. Адаптация и интеграция ребёнка, имеющего нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников.

Комплексный подход данных специалистов включает в себя следующие направления:

1. Организации работы с детьми.

2. Формы и методы работы с педагогами.

3. Работа с родителями.

Основные этапы взаимодействия психолога и логопеда с детьми:

1. Диагностический этап.

2. Коррекционно–развивающий этап.

3. Аналитический этап.

На начальном этапе проводятся следующие мероприятия:

- разработка совместного диагностического блока методик, позволяющего сократить время на обследование и сделать его белее содержательным;

- определение уровня речевого и психического развития;

- организация совместной коррекционной работы как целостного подхода развития психики и речи ребенка.

Второе направление - коррекционно-развивающее. От качества профилактической и коррекционной работы, своевременно принятых мер, тесного сотрудничества специалистов довольно часто зависит судьба ребенка, его интеллектуальное, личностное и речевое развитие, одним словом, его будущее, адаптация в обществе.

Поэтому на данном этапе следует: разработать индивидуальный образовательный маршрут, построенный на основе комплексной диагностики; составить психолого-логопедические занятия с учетом особенностей взаимодействия специалистов и особенностей ребенка.

Третье направление - аналитическое. Аналитическая деятельность позволяет отследить эффективность коррекционно-развивающей работы при тесном сотрудничестве логопеда и психолога, т. е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, так же отследить динамику развития ребенка.

Результаты аналитической деятельности – это динамика развития ребенка как критерий эффективности коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающий процесс невозможен без участия родителей и педагогов, поэтому для них необходимо проведение консультаций, на которых следует рассказать об особенностях развития ребенка на данный момент, факторах риска и основных направлениях коррекционно-развивающей работы с ними.

Формы и методы взаимодействия логопеда и психолога с педагогами:

1. Организация совместной театрализованной деятельности, конкурсов рисунков и чтецов в группах, с воспитателями и узкими специалистами.

3. Консультации и семинары для педагогов.

Формы и методы взаимодействия логопеда и психолога с родителями:

1. Повышение родительской компетентности посредством бесед, консультаций.

2. Анкетирование родителей с целью получения информации об анамнезе развития ребёнка.

3. Оказание консультативной помощи по оформлению документов для ЦПМПК.

4. Постоянная связь с родителями посредством тетрадей для домашних заданий.

5. Оформление информационно – методических выставок.

Предполагаемые результаты работы с родителями: повышение родительской компетентности посредством бесед, консультаций; постоянная связь с родителями посредством тетрадей для домашних заданий, когда родители являются участниками коррекционно-развивающей работы.

Представленный комплексный подход взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога позволяет:

1. Учитывать не только речевые, но и индивидуально-типологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности;

2. Четко сформулировать объективное заключение;

3. Наметить индивидуальные и групповые программы коррекционной работы на долгосрочную перспективу;

4. Способствовать росту компетентности воспитателей и родителей в области коррекционной педагогики.

Таким образом, согласованность действий логопеда и психолога в условиях дошкольного учреждения позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.

Публикации по теме:

Презентация о театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении «Я — артист» Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…”(Б.

Адаптация детей к условиям жизни в дошкольном учреждении. Адаптация детей к условиям жизни в дошкольном учреждении. Богданова А. С. Адаптация детей к условиям жизни в дошкольном учреждении. «Детство.

Рекомендации для родителей по адаптации детей в дошкольном учреждении Рекомендации родителям по адаптации детей в дошкольном учреждении 1. Желательно разработать несложную систему прощальных знаков (например,.

Консультация для родителей «Адаптация детей в дошкольном учреждении» Адаптация ребенка к детскому саду может пройти почти незаметно, а может стать трудным и изнуряющим периодом для малыша и его мамы с папой.

Организация игр-драматизаций в совместной деятельности воспитателя и детей Игры-драматизации относятся к разновидности театрализованных игр с детьми. Обычно такие игры основаны на разыгрывании литературных произведений.

Организация совместной деятельности детей и родителей Организация совместной деятельности детей и родителей Признанной аксиомой является исключительная роль семьи в деле воспитания детей. Но.

Особенности работы психолога в образовательном учреждении для одаренных детей Рассмотрим возможные направления работы психолога в образовательном учреждении, специализирующемся на обучении и психологическом развитии.

Проблема адаптации детей в дошкольном учреждении Проблема адаптации детей в дошкольном учреждении. Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад,.

Роль социально-культурной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Социально-культурная деятельность – это деятельность личностей, социальных групп, институтов, общества, предполагающая сохранение, трансляцию,.

Конспект совместной деятельности педагога-психолога с детьми раннего возраста «Яблочки для друзей»Конспект совместной деятельности педагога-психолога с детьми раннего возраста «Яблочки для друзей» Задачи: - создание положительного настроя в группе - развитие умение действовать соответственно правилам игры; - развитие игровых навыков,.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Организация совместной деятельности логопеда и психолога для детей с ОВЗ в дошкольном учреждении
Опубликовано: 1 февраля 2018 в 19:17
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
24 января. Международный день эскимо

Свой праздник сегодня отмечает любимое лакомство детей и взрослых — мороженое. И не просто мороженное, а определенный его вид, который называется эскимо.  Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы...

24 января. Международный день образования

24 января 2019 года мировое сообщество впервые отметило Международный день образования. Он был провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН как праздник, прославляющий учение и образование – средства для...

Конспект познавательной прогулки для средней группы «Наблюдение за цветами поздней...
Цель: формирование представлений о сезонных изменениях в природе. Образовательные : закрепить название цветов, растущих на клумбах, учить...
Конспект игры в группе раннего возраста «Кукла Катя заболела»
Конспект игры «Кукла Катя заболела» в группе раннего возраста Альбина Нурпеисова Цель: создание условий для формирования у воспитанников...
Сценарий и видео музыкальной сказки «Доктор Айболит» для детей 5–7 лет ДОУ
Сценарий музыкальной сказки "ДОКТОР АЙБОЛИТ". Рассказчик: Здравствуй, Айболит. Присаживайся. Предстоит тебе сегодня сложная работа. Ведь многим...