Лучший педагог года

Организационно-методическое сопровождение инновационной деятельности педагогических кадров

ИННА МАЛЫШЕВА
Организационно-методическое сопровождение инновационной деятельности педагогических кадров

Современный период развития российского образования характеризуется наличием сложных задач в связи необходимостью повышения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. В период с 2000 г. Министерством образования и науки РФ был принят ряд важных стратегических документов:

-Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 г. г.»;

Публикация «Организационно-методическое сопровождение инновационной деятельности педагогических кадров» размещена в разделах

- Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013г № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;

- Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»;

-Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550);

-Государственная программа Кемеровской области «Развитие системы образования Кузбасса» на 2014-2017 годы Утверждена Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 04.09.2013 г. N367 (ред. от 22.06.2015 г.).

Данные документы не только направлены на реформирование российского образования, но и определяют требования к профессиональным качествам современного педагога, которые связаны с процессом обновления содержания и информатизации образования, а также с активно меняющейся социальной средой.

В условиях модернизации современной системы образования возрастает роль инновационной деятельности, которая приобретает всё более массовый характер, так как возникает потребность в обновлении содержания образования, достижении нового качества на основе инновационных инициатив по приоритетным направлениям образовательной деятельности.

Проблеме педагогических инноваций в отечественной педагогической литературе посвящены работы В. И. Загвязинского, И. Г. Каспржак, В. М. Моисеева, М. М. Поташника, В. А. Сластенина, Т. И. Шамовой, Н. Р. Юсуфбековой и др. Инновационные преобразования приобретают системный характер, к такому мнению приходит ряд исследователей, в числе которых М. М. Поташник, И. О. Котлярова, Н. В. Горбунова, К. Ю. Белая.

Именно инновационная деятельность инициирует и обеспечивает модернизацию образовательного процесса, осуществляемого педагогическим коллективом. Потому что активное внедрение инноваций способно изменить профессиональный облик педагога, вооружить его новыми педагогическими технологиями, способами и средствами, призванными заинтересовать ребёнка, сделать его субъектом собственного развития, а образовательную организацию - полноценным социально – педагогическим институтом социума.

Для включения педагога в инновационную деятельность необходимо системное, целенаправленное, научно-организованное обучение педагога, способствующее его постоянному личностному профессиональному развитию.

Управляемый качественный рост профессионального мастерства каждого педагога и расширение педагогических возможностей всей образовательной организации - главные ориентиры методической работы.

В педагогической науке к проблемам сопровождения педагога обращались многие ученые. Так, А. В. Мудрик трактует сопровождение как особую сферу деятельности педагога, направленную на приобщение подростка к социально-культурным и нравственным ценностям, необходимым для самореализации и саморазвития [15, с. 200].

М. Р. Битянова считает, что сопровождение — это система профессиональной деятельности педагогического сообщества, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития в ситуациях взаимодействия [2, с. 296].

Сопровождение в педагогике рассматривается как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на решение жизненных проблем сопровождаемого (Е. И. Казакова [7,с. 32], А. П. Тряпицына [29, с. 7]). В трудах ученых рассматриваются также различные виды сопровождения : психологическое, социально-педагогическое, научно-методическое и др.

Э. Ф. Зеер рассматривает психологическое сопровождение профессионального становления личности [6, с. 336]. В основе социально-педагогического сопровождения — содействие тому, чтобы человек в возникшей (возникающей) проблемной для него ситуации умел осмысливать ее существо, определять способы целесообразного преодоления и реализации себя в ней, обеспечивая самореализацию. Научно-методическое сопровождение профессионального роста учителя рассматривается как научно обоснованный способ взаимодействия сопровождающего (наставника, опытного специалиста, талантливого сотрудника) и сопровождаемого (учителя, направленный на непрерывное саморазвитие учителя в профессии, обусловленный количественными и качественными, содержательными и структурными преобразованиями личности учителя, что ведет к усовершенствованию природного, к поступательному восхождению в профессии.

Можно сделать вывод, что под сопровождением в педагогике понимается особый вид взаимодействия с целью создания благоприятных условий развития субъектов взаимодействия, а его сущностными при- знаками являются помощь в принятии решений, взаимодействие. Организационно-методическое сопровождение деятельности педагога будем рассматривать как целостную, системно организованную деятельность, в процессе которой создаются условия для профессионального роста педагога, развития его профессионально-педагогической компетентности, т. е. как управленческую технологию организации сотрудничества субъектов образования.

Понимание сопровождения как управленческой технологии позволяет решить проблему организационно-методической деятельности в обучении педагогов. Анализ теории и психологии управления (В. С. Лазарев, М. М. Поташник, В. Ю. Кричевский, А. И. Китов, В. Д. Шадриков, М. Марков) позволил уточнить структуру и содержание организационно-методического сопровождения :

-диагностико-аналитический,

-ценностно-смысловой,

-методический,

-прогностический.

В методическом блоке выделяется три модуля: информационно-ме- тодический, организационно-методический и практический (опытно-внедренческий).

Организационно - методический модуль направлен на организацию и проведение системы различных методических мероприятий по повышению квалификации педагогов : семинаров (проблемно-целевых, научно- методических, проектировочных и др., «круглых столов», стажировок, тематического индивидуального и коллективного консультирования.

К принципам сопровождения мы относим : ответственность субъекта за выбор решения (тот, кто сопровождает, имеет только совещательные права); приоритет интересов сопровождаемого, непрерывность и системность сопровождения; индивидуальный подход, приоритетность самостоятельного обучения, востребованность результатов обучения в практической деятельности.

Содержанием организационно-методического сопровождения является оказание помощи и поддержки педагогам в инновационной педагогической деятельности.

Организационно-методическое сопровождение в педагогике рассматривается через последовательную реализацию следующих шагов:

— диагностики сути проблемы;

— информационного поиска методов для ее решения;

— обсуждения вариантов решения проблемы и выбора наиболее целесообразного пути ее решения;

— оказания первичной помощи на этапе реализации плана решения.

В качестве способов и средств организации такой деятельности могут использоваться: современные технологии обучения, в том числе информационно - коммуникационные, игра, диалог, фокус-группы, тьюторство, командообразование и другие [8, с. 175–178]. Эти способы содержат в себе рефлексивную основу как необходимый элемент и показатель качества взаимодействия в системе непрерывного повышения квалификации. Кроме того, к формам организационно-методического сопровождения педагогов мы относим :

организацию методической поддержки (консультирование, тьюторство, помощь в работе творческих групп, семинары, педагогические советы). Это направление носит в основном характер передачи информации, но формы здесь могут быть самыми разнообразными. Их можно разделить на активные (дискуссии, деловые игры, тренинги и т. д.) и пассивные (выступление на педсовете, конференции; анкетирование (другие формы опроса); ознакомление с печатной информацией (книги, учебные пособия) и т. д.);

— создание организационных (работа ресурсных кабинетов или информационных центров) и методических (консультирование) условий для участия педагогов в различных мероприятиях: курсы, конференции, методические объединения, круглые столы, семинары практикумы и т. д.

— оказание методической поддержки (тьюторство);

— информационная поддержка участия педагогов в различных педагогических мероприятиях (конференции, мастер-классы, конкурсы профессионального мастерства) по представлению, обобщению своего опыта.

Основными условиями, обеспечивающими эффективность реализации организационно-методического сопровождения деятельности педагога, яв- ляются:

-включение педагога в событийные общности, в которых происходит не только профессиональное, но и духовное его развитие;

-содействие профессиональной идентичности педагога в процессе принятия и освоения профессиональных ценностей;

- использование возможностей гуманитарной экспертизы в познании личности педагога во всех ее проявлениях и создании педагогических ситуаций, способствующих развитию внутреннего потенциала;

-совершенствование механизмов управления, направленных на мотивацию профессионального роста педагога : психологических (система вызовов; накопительная система оценки достижений; карьерный рост педагога) и экономических (бонусная система денежного вознаграждения, компенсационный пакет, социальное партнерство).

Таким образом, анализ имеющихся подходов к пониманию организационно-методического сопровождения позволяет сделать следующие выводы: 1) сопровождением в педагогике считается особый вид взаимодействия, имеющий целью создание благоприятных условий развития субъектов взаимодействия.

2) организационно-методическое сопровождение представляет собой целостную, системно организованную деятельность в системе непрерывного повышения квалификации;

3) цель организационно-методического сопровождения — способствовать самостоятельному поиску оптимальных решений, опираясь на уже имеющийся опыт;

Публикации по теме:

Физическое развитие детей в инновационной деятельности В 2015году Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детскому саду №10 был присвоен статус Муниципальной инновационной.

Методическое сопровождение деятельности педагогов ДОУ в вопросах создания интерактивного музея Актуальность В настоящее время мы находимся в процессе становления информационного общества, который задает тенденции развития для всех.

Методическое сопровождение педагогических работников по повышению уровня педагогической компетентности Детский сад № 411 состоит из двух корпусов, первый корпус по улице Зорге, 23 после капитального ремонта открылся в 2008 году, второй корпус.

Методическое сопровождение педагогов ДОУ в транслировании опыта работы Видео В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Нормативно правовые документы федерального уровня.

Методическое сопровождение педагогов в проектировании персонифицированной программы повышения квалификации Персонифицированная программа является локальным документом ДОУ. С одной стороны - это система мероприятий направлены на повышение квалификации.

Памятка «Разработка этапов инновационной деятельности в детском саду» Памятка «Разработка этапов инновационной деятельности в детском саду» старший воспитатель В. В. Попова 1 этап. Подготовительный Зарождение.

Повышение профессионального мастерства педагога посредством активизации инновационной деятельности Повышение профессионального мастерства педагога через активизацию инновационной деятельности. Современная образовательная политика в сфере.

Организация инновационной деятельности в ДОУ Презентация "Инновации в ДОУ"ВведениеОбщая цель инновационной деятельности – улучшение способности педагогической системы образовательного.

Проект «Формирование готовности к инновационной деятельности у молодых воспитателей детского сада» Автор: Лысова Елена Николаевна старший воспитатель МБДОУ «Д/c №18» Гипотеза исследования: условиями, влияющими на готовность молодых.

Учебно-методическое сопровождение к парциальной программе по экологическому воспитанию дошкольников в подготовительной группе Учебно-методическое сопровождение к парциальной программе по экологическому воспитанию дошкольников «Юный эколог» Автор: С. Н. Николаева.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Организационно-методическое сопровождение инновационной деятельности педагогических кадров
Опубликовано: 19 июля 2018 в 05:51
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД