Лучший педагог года

Учебно-методическое сопровождение к парциальной программе по экологическому воспитанию дошкольников в подготовительной группе

Татьяна Мишина
Учебно-методическое сопровождение к парциальной программе по экологическому воспитанию дошкольников в подготовительной группе

Учебно-методическое сопровождение к парциальной программе по экологическому воспитанию дошкольников «Юный эколог» Автор: С. Н. Николаева.

Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души!

Публикация «Учебно-методическое сопровождение к парциальной программе по экологическому воспитанию дошкольников в подготовительной группе» размещена в разделах

Парциальная программа по экологическому воспитанию дошкольников составлена для детей подготовительной группы, посещающих муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Языковский детский сад «Теремок».

В дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления, приобретали навыки доброжелательного отношения к природе. Ведь малыши, восторгаясь при виде цветка, бабочки, могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Неслучайно перед педагогами стоит вопрос: как приучить детей беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас?

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Уникальность и чистота восприятия окружающего мира является чудесной особенностью детства. Сравнивая свой обычный дом и «дом природу», ребенок узнает о том, что вокруг него есть воздух, вода, растения и животные, почва, солнце, которые тесно связаны друг с другом и человеком.

Учитывая вышесказанное, была разработана парциальная образовательная программа экологического развития для детей старшего дошкольного возраста. Программа содержит мероприятия, включающие в себя региональный компонент. Целью рабочей программы является формирование представлений детей о взаимосвязи живой и не живой природы, развития начальных навыков трудовой осознанной деятельности и достижение результатов.

Перспективное планирование

Сентябрь

1. Вводное занятие (2 ч.).Инструктаж по технике безопасности. Введение в образовательную программу.

2. Что такое экология(2 ч.) Что изучает эта наука. Почему так важно знать законы экологии.

3. Земля и мы (2 ч.). Основные сведения о планете, климатические пояса, природные зоны. Характеристика природных условий России и нашего региона – Среднего Поволжья, Ульяновской области, Карсунского района.

4. Правила поведения в природе (2 ч.). Как нужно вести себя в природе, чтобы не навредить и сохранить её.

5. Человек – частичка природы(2 ч.). Единство человека и природы.

6. Человек не может жить без природы. (2) Почему невозможно существование человека без связи с природой.

7. В природе, как и у человека, есть свои семьи и друзья(2 ч.). Виды живых организмов. Примеры полезных взаимоотношений: сообщества животных и растений, симбиоз.

8. Природа – твой друг! Значит, обижать её нельзя(2 ч.) Как человек защищает природу.

Октябрь

9. Помоги природе, помоги своему другу(2 ч.) Как мы можем помочь природе.

10. Сохраним природу от пожара(2 ч.).Что нужно делать, чтобы предотвратить возникновение пожара в лесу.

11. Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят(6 ч.). Важность соблюдения чистоты. Чистота физическая и духовная. Уборка игровой площадки и прилегающей территории.

12. Природа живая и неживая(4 ч.).Что относится к живой природе. Что относится к неживой природе. По каким признакам живая природа отличается от неживой природы. Природные явления.

13. Четыре времени суток(2 ч.). Почему утро вечера мудренее? «Жаворонки» и «Совы».

Ноябрь

14. Четыре времени года(4 ч.).Весна. Лето. Осень. Зима.

15. Животные и растения(8 ч.) Отличительные черты растений и животных. Многообразие видов живых организмов, обитающих на Земле. Экология растений. Экология животных.

16. Части растения(4 ч.).Корни и побег. Строение побега.

Декабрь

17. Опиши дерево(2 ч.).Описание деревьев на прогулке.

18. Береза – символ России(2 ч.).Художественная композиция.

19. Опиши животное(2 ч.).Описание животных из живого уголка, домашних животных, птиц.

20. Красная книга(6 ч.).Какие бывают Красные книги, для чего они создаются. Растения, произрастающие в Ульяновской области, занесенные в Красную книгу. Животные, обитающие в Ульяновской области, занесенные в Красную книгу.

21. Особо охраняемые природные объекты(4 ч.). Заповедники, заказники. Национальные парки. Памятники природы.

Январь

22 Как живут растения зимой(6 ч.).Какие изменения происходят с растениями с наступлением холодов. Приспособленность растений к зимовке. Наблюдения в природе.

23. Как живут животные зимой(6 ч.).Какие изменения происходят с животными с наступлением холодов. Приспособленность животных к зимовке. Перелётные птицы. Зимняя спячка. Наблюдения в природе.

24. Покормите птиц зимой(6 ч.).Птицы, ведущие оседлый образ жизни. Зимние кочевки птиц. Изготовление кормушек и подкормка зимующих у нас птиц.

25. Комнатные растения – спутники нашей жизни(8ч.).Виды и сорта комнатных растений. Правила ухода за комнатными растениями. Комнатные Практическая работа.

26. Три состояния воды(6ч.).Вода жидкая, твёрдая и газообразная.

27. Путешествие капельки(2ч.).Круговорот воды в природе. Март 28. Арктика и Антарктика – царство льда и снега(2ч.).

29. Цветные льдинки(2 ч.).Практическое занятие по изготовлению фигурных льдинок из окрашенной в разные цвета воды.

30. Если хочешь быть здоров(4 ч.).Правила здорового образа жизни, польза и приемы закаливания. Экогимнастика.

31. Бабушкины советы(6ч.). Лекарственные растения, виды, польза, применение.

32. Для чего растению нужны семена(4 ч.).Цветковые растения. Плоды и семена.

Апрель

33Проращивание семян(2 ч.).Практическая работа по проращиванию семян овощных культур.

34. Солнечная фабрика(2 ч.).Знакомство с основами фотосинтеза.

35. Пищевые цепочки(4 ч.).Взаимосвязи растений и животных в природе. Неразрывность экологических связей. Чем грозит исчезновение отдельных видов живых организмов.

36. Экология в нашей жизни (2 ч.).Совместное мероприятие с родителями.

Май

37. Тематические прогулки по экологической тропе «В гости к матушке-природе» (12 ч.).Создание экологической тропы на территории дошкольного образовательного учреждения или в непосредственной близости от него. Организация тематических экскурсий с посещением заранее намеченных пунктов.

38 Тематические праздники «Праздник урожая», «День птиц» (4 ч.).

39 Итоговое занятие (2 ч.).Подведение итогов работы за год в любой приемлемой форме.

5. Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Методические и учебные пособия Оборудование и приборы Дидактический материал

1 Николаева С. Н. программа «Юный эколог» М «Линко-Пресс» 2004 Оборудование для труда в природе (лейки, грабли, лопатки, вёдра, сачки, и т. д.) Серия картин «Знакомство с окружающим миром и развитие речи

2 Красная книга Ульяновской области : в 2 т. — Ульяновск : Изд-во УлГУ, 2004. — Т. 1 : Грибы, животные / под ред. В. В. Благовещенского. Красная книга Ульяновской области : в 2 т. — Ульяновск : Изд-во УлГУ, 2005. — Т. 2 : Растения / под ред. Н. С. Ракова. Красная книга Ульяновской области / под науч. ред. Е. А. Артемьевой, О. В. Бородина, М. А. Королькова, Н. С. Ракова. — Ульяновск : Артишок, 2008. Красная книга Ульяновской области / под науч. ред. Е. А. Артемьевой, А. В. Масленникова, М. В. Корепова. — М. : Буки Веди, 2015.

Лупы, микроскоп.

Штатив, пробирки для экспериментов «Занимательная экология» (комплект рабочих листов для занятий с детьми 6-7 лет)

3 Прикоснись к природе сердцем. Методическое пособие. Воспитание основ экологической культуры детей дошкольного возраста (6-7 лет). / Н. И. Апполонова, Э. Э. Баранникова, Н. М. Петрова. – Ульяновск:

Дневник природоведческих наблюдений. Видео и аудио записи познавательного материала

4 Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» Методическое пособие. М «Просвещение» 2006 «Уроки экологии» комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений.

5 Иванова А. И. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в Д/С» СП-б 2000 Гербарий растений Ульяновской области.

6 Коломина Н. В. «Занятие по экологии в Д/С» М 2008 Репродукции картин Шишкина, Левитана и др.

7 Симбирский Венец: Программа и методические материалы к образовательной работе с детьми дошкольного возраста по приобщению к культурно-историческим ценностям региона. / М. А. Ковардакова, Н. Ю. Майданкина. -Ульяновск:УИПКПРО,2003.- 60с серии картинок те, которые определяют правильное взаимоотношение человека с природой (экологические знаки)

Публикации по теме:

Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие» Часть 10Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие» Часть 10 ПЛАНИРОВАНИЕ. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН целевых прогулок и экскурсий в зимний период. ДЕКАБРЬ Целевая прогулка к ели. Цель: Научить детей узнавать.

Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 11Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 11 ПЛАНИРОВАНИЕ. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН целевых прогулок и экскурсий на весенний период. МАРТ Экскурсия в парк «Ранняя весна». Цель. Закрепить.

Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 12Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 12 НАБЛЮДЕНИЯ В ПРИРОДЕ. Наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная.

Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 13Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 13 ПЛАНИРОВАНИЕ. КАРТОТЕКА НАБЛЮДЕНИЙ - ЗИМА. ДЕКАБРЬ o Наблюдение за СОЛНЦЕМ. Регулярно в солнечные дни отмечать путь солнца, его высоту.

Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие» Часть 15Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие» Часть 15 Исследовательская деятельность в работе с дошкольниками!.Дети проявляют огромный интерес к исследовательской деятельности, поэтому необходимо.

Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 18Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 18 ПЛАНИРОВАНИЕ. ТРУД В ПРИРОДЕ. СЕНТЯБРЬ. • Сбор осенних листьев для гербария. • Сбор семян календулы. • Сбор плодов дуба в школьном саду.

Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 19Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 19 ПЛАНИРОВАНИЕ. ТРУД В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ СЕНТЯБРЬ. • Организация конкурса на лучший осенний букет. • Устройство выставки из овощей «Дары осени».

Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 20Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 20 ПЛАНИРОВАНИЕ. ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ. Разбор проблемных ситуаций – решение речевых логических задач, ответ на которые может быть получен,.

Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие» Часть 8Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие» Часть 8 ЭКСКУРСИИ И ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГУЛКИ Экскурсии – это особая форма организации работы по ознакомлению детей с природой. Это своего рода занятия под.

Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 9Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 9 ПЛАНИРОВАНИЕ. В старшем дошкольном возрасте необходимо систематизировать знания о природе и природных явлениях, полученные в младшем возрасте.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Учебно-методическое сопровождение к парциальной программе по экологическому воспитанию дошкольников в подготовительной группе
Опубликовано: 10 апреля 2018 в 10:03
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД