«Воздух-невидимка». Исследовательская деятельность детей в познавательном процессе

Лидия Корнева
«Воздух-невидимка». Исследовательская деятельность детей в познавательном процессе

Организованная образовательная деятельность на тему: «Исследовательская деятельность детей в познавательном процессе»

с детьми в подготовительной к школе группы.

Воздух – невидимка

Корнева Л. В., воспитатель МБДОУ детский сад №23 "Колокольчик" Моршанский район

Цель: дать знания о воздухе, попытаться увидеть его, почувствовать, научить детей самостоятельно сделать выводы и обобщения. Развивать у детей внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.

Оборудование:

1. сделать вееры;

2. «судна» из орехов;

3. несколько майонезных банок с крышками

4. чеснок, лук, лимон, йод, кукурузные палочки, сахар, куски газеты

5. небольшие баночки для каждого ребенка

6. воронка, крышка из картона, чуть большей окружности воронки

7. зеркало, платок прозрачный, лист бумаги

8. газета на каждого ребенка

9. картонка на каждого

10. 2 одинаковых листа

Воспитатель загадывает загадку о ветре.

«Он бескрылый, а летает,

Безголосый, а свистит,

Хоть безрукий, но бывает,

Груши с веток обрывает –

Так порою, он сердит.

Только что он был везде,

Миг - и нет его нигде!

Что это?

Дети: ветер.

В.: почему ветер называю невидимкой?

Д.: ветер нельзя увидеть глазами, его можно почувствовать.

В.: Какой бывает ветер?

Д.: ветер бывает сильный, слабый, холодный, злой, северный….

В.: Как можно узнать, будет ли на улице ветер?

Д.: нужно посмотреть в окно: если ветки деревьев качаются, значит, ветер есть. На улицу можно взять с собой султанчик и вертушки. Если султанчики гнуться, а вертушки крутятся, значит, ветер дует. Можно открыть форточку: сильный ветер заставит занавески качаться, может сдуть бумажки со стола.

В.: Знаете ли вы, что такое ветер?

Д.: Это движение воздуха.

В.: А можно ли создать искусственный ветер?

Д.: Да. Для этого нужно заставить воздух двигаться – помахать рукою, подуть друг на друга.

В.: Возьмите веера, помашите ими. Легко ветерок освежает вашу кожу.

Предлагаю вам отправиться в путь на поиски нового невидимки – попытаться увидеть его, услышать, почувствовать. Для этого есть только один способ: создать условия, в которых воздух будет выдавать свои секреты. Давай поищем невидимку, не выходя на улицу.

Опыт 1. Берем маленькую баночку и опускаем ее вверх дном в тазик с водой. Давим на дно банки, но какая-то сила мешает нам, выталкивает банку из воды. Прижимаем горло баночки ко дну тазика, а портом осторожно наклоняем ее.

- Бульк! Бульк! Бульк! – невидимка подает голос. Большие пузыри выскакивают из баночки, устремляются к поверхности воды – и бульки исчезают. Так можно невидимку увидеть.

Ответы детей.

-А услышать?

-А где вы слышали голос воздуха?

Ответы детей.

Когда ветер шумит за окном в непогоду. Ребята, невидимку удается почувствовать. Словно в прятки в полной темноте играем, товарища не видно, а ты его случайно задел его и понял – вот он. Возьмите еще раз веера. Взмахните возле лица. От ваших движений окружающий воздух качнется, колыхнется, и ты, словно бы услышишь его голос: «Я есть. Я вокруг тебя!» «Вот видите ребята не такой он и таинственный. Этот невидимка, если знать, как за дело взяться».

Еще один опыт поможет убедиться в том, что воздух окружает тебя со всех сторон.

Опыт. 2. Приготовьте воронку. Сделайте для нее такую же крышку пальцем. Закройте стебель воронки пальцем, наполни ее водой, накрой крышкой. Осторожно опрокинь воронку и убери руку, которой поддерживал крышку. Что происходит? Почему не выливается вода? Перехвати воронку другой рукой и чуть сдвинь палец. Вода с шумом выплескивается. Верно, невидимка, который давит сверху, оказался сильнее того, который поддерживает снизу.

Опыт. Ребята, почему воздух трудно обнаружить, хотя мы знаем, что он везде, вокруг нас? Подумайте! Возьмем одного ребенка. А чтобы легче было сообразить, в чем дело, встань перед зеркалом. Как бы ты не приближался к стеклу, между тобою и зеркалом останется слой воздуха. Мешает ли тебе он видеть свое отражение? Нет, конечно. Ты видишь одно и то же и с самого близкого расстояния и издали. Но стоит только между твоим лицом и зеркалом поместить какую-нибудь преграду (лист бумаги, носовой платок или салфетку) твое изображение исчезнет.

Чем же отличается воздух от ткани или бумаги?

Ответ детей: Воздух прозрачен.

Да, ребята, само слово «прозрачный» происходит от слова «зрение»- способность видеть, т. е. «прозрачный» - пропускающий свет, дающий возможность видеть. Правда, тонкая ткань, из которой сшит носовой платок, пропускает часть света и позволяет все же угадывать очертания предметов.

Но, представь себе ткань, толщина которой один, хотя маленький шаг! Будет ли она прозрачна?

Ответы детей.

А воздух даже толщиной в несколько километров не мешает видеть окружающее.

А скажите, какие общие свойства есть у воды и воздуха?

Ответы детей.

А какие главные различия воды и воздуха?

Опыт. 3. Возьмите два одинаковых листа бумаги. Один сожмите в плотный комок. Теперь встань на стул и выпусти одновременно из рук лист и комок. Наблюдай за их падением. Сделай вывод. (Дети: комок падает быстрее ровного листа).

Воспитатель: Почему бумажный комок падает быстрее ровного листа бумаги? Вывод: Чем больше поверхность листа, тем он падает медленнее, быстрее). Ребята, а вы знаете, как люди научились использовать силу ветра?

Ответы детей. (Люди по морю пустили парусные суда, которые переводили людей и грузы, строили ветряные мельницы).

Воспитатель: А сейчас в некоторых местах люди строят небольшие электростанции, где электричество вырабатывается за счет силы ветра – движения воздуха в природе.

Ребята, у воздуха есть и другие интересные свойства, с которыми стоит познакомиться. И среди них – способность присваивать чужие запахи.

Приходилось ли вам лакомиться конфетой из маминой сумочки? Есть у мам такая привычка: конфеты, которыми их угощают, в сумочку класть.

Особенно вкусна такая конфета, потому что ее мама из сумочки достала. Конфета – то вкусная, но есть ее, мешает запах духов. Сами по себе духи вам нравятся, а в конфете – не очень, так вот. Духи своим запахом пропитали фантик конфеты. Он присвоил запах духов, а от него и конфета пропахла. Точно так же и воздух легко присваивает себе различные запахи.

Чем может пахнуть воздух?

Дети: Свежестью, если над лесом прокатилась гроза. Яблоками, если в сад пришла щедрая осень. Дымом, если поблизости горит костер. Пирожками, когда на кухне хлопочет бабушка.

Ребята, а собственного запаха у воздуха нет. Абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают вещества.

Предлагаю убедиться в том, что воздух действительно присваивает запахи разных веществ.

Опыт. 4. Вызываю одного ребенка. Для опыта понадобятся несколько банок с плотными крышками и вещества с сильным запасом: йод, дольки чеснока, кусочек лука, лимон и т. д.

Сначала ребенок нюхает банки пустые. Подносит к двум-трем детям…

Разложи приготовленные вещества по банкам и накрой банки крышками. Через некоторое время воздух в банках присваивает запахи помещенных туда веществ.

Освободи банки.

Я переставлю банки…

Попробуйте определить по запаху, где что было. (Ответы детей.)

Ребята, чтобы очистить воздух в банке от примесей, туда кладут комочки мокрой газеты, сахар, кукурузные палочки, древесные угольки.

Закрывают банку крышкою и встряхивают банку в течение нескольких минут.

Предлагаю проверить, которые из веществ лучше очищают воздух от посторонних запахов. Учтите, что сахар, палочки нельзя есть после этого.

Вы, наверное, обратили внимание на то, что взрослые, перед тем, как положить продукты в холодильник, заворачивают их, закрывают крышкою.

Если класть в холодильник продукты открытыми, запахи перемещаются, продукты утратят свой вкус. Кому понравится сыр, пропахший селедкой, или масло, от которого пахнет солеными огурцами? А если все же есть посторонние запахи, то надо положить кусочек черного хлеба на блюдце и капнуть на него растительного масла. К утру запахов не будет.

Скажите, чем пахнет воздух?

Какие вещества – поглотители запахов тебе известны?

Ребята в следующий раз мы узнаем еще много интересного о воздухе.

А теперь послушайте домашнее задание.

1. Возьмите две одинаковые банки, в одну налейте воду из-под крана, в другую – специально охлажденную воду (из холодильника).

Вопрос: В какой банке раньше появятся пузырьки? (Чем холоднее вода, тем больше в ней воздуха).

2. В ветряный день побегай по ветру сначала так, чтобы он подталкивал тебя в спину, потом – против, чтобы ветер бил тебя в лицо.

О своих наблюдениях расскажи нам.

ФИСКУЛЬТМИНУТКА.

Звучит музыка. Имитационная игра «Дерево».

Воспитатель: Подул легкий ветерок – зашелестели листочки на деревьях (дети шевелят пальчиками). Усилился ветер, затрепетали, закачались веточки (дети шевелят кистями рук). Совсем испортилась погода: сильный ветер раскачивает ветви деревьев, гнет их стволы, клонит к земле кроны (дети раскачивают руками, наклоняются из стороны в сторону). Но вот утих ветер, выглянуло солнышко. Отдыхают деревья от бури (дети выпрямляются, шевелят только пальцами и руками).

Воспитатель: взмахивает палочкой: «Пусть деревья станут ребятами!»

Дети рассаживаются на места.

Вопросы:

1. Можно ли увидеть воздух?

2. Как услышать воздух?

3. Почему бумажный комок падает быстрее ровного листа бумаги?

4. Как люди используют силу ветра?

5. Как передвигаются по воде парусники?

Опыт. Предлагаем, убедится в том, что воздух действительно присваивает запахи разных веществ.

Для опыта понадобиться несколько банок с плотными крышками и вещества с сильным запахом: йод, дольки чеснока, кусочек лука, лимона.

Разложи приготовленные вещества по банкам и нарой крышками.

Через некоторое время воздух в банках присвоит запахи помещенных туда веществ.

Освободи банки. Попробуй по запаху определить, где что было. Предложи кому-нибудь сделать тоже самое. Тебе уже известны вещества, которые способны отбирать у воздуха примеси. Самые доступные из них: сахар, кукурузные палочки, древесные угольки, комочки мокрой газетной бумаги. Чтобы очистить воздух в банке от примесей, туда кладут поглотитель запаха и встряхивают несколько минут.

Предлагаем тебе, проверить, которое из веществ лучше очищает воздух от посторонних запахов. Учти, что ни сахар, ни кукурузные палочки после этого есть нельзя.

Ты, вероятно, обратил внимание на то, что взрослые, перед тем, положить в холодильник, заворачивают их в фольгу, закрывают кастрюльки.

Если класть в холодильник продукты открытыми, они будут присваивать чужие запахи. Запахи перемещаются, и пища утратит свой вкус.

Холодильник, тем не менее, приходится время от времени мыть. Его протирают на сухо, а в дальний угол ставят коробочку с особым веществом – поглотителем запахов. Если такой коробочки под рукой нет, мам отрезает ломтик черного хлеба, кладет его на блюдце и сверху наливает несколько капель растительного масла. К утру в холодильнике никаких посторонних запахов не обнаружит даже самый чуткий нос.

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Воздух-невидимка» Тема: Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Воздух-невидимка». Образовательная область. Познание, ознакомление.

Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Воздух-невидимка»Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Воздух-невидимка» b]Тема: Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Воздух-невидимка». [/b] Образовательная область. Познание, ознакомление.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
«Воздух-невидимка». Исследовательская деятельность детей в познавательном процессе
Опубликовано: 7 января 2015 в 20:51
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 августа. День шахтёра

В последнее воскресенье августа в Российской Федерации и ещё пяти республиках бывшего Союза отмечается праздник людей одной из самых мужественных и суровых профессий – День шахтёра. Волевые, серьёзные и...

25 августа. Смотр самодельных пальчиковых игрушек на МААМ

«Все в наших руках» – говорят дошкольные педагоги, имея в виду взаимосвязь мелкой моторики рук с развитием речи ребенка. Современные ученые доказали, что речевые области мозга действительно формируются...

Конспект занятия для младшей группы по нетрадиционному рисованию «Прогулка в зимний лес»
МДОУ детский сад №21 «Калинка» Конспект занятия для младшей группы ( от 3 до 4 лет) по художественно-эстетическому развитию на тему «Прогулка в зимний лес»...
Игра «Мозаичная скала»
Игра - это одно звено из множества звеньев, которые помогают не только развивать ребенка, но и найти, те тонкие нити сблизиться с ребенком, узнать его...
Фотоотчет «Как мы Яблочный Спас отмечали…»
Уважаемые коллеги! 19 августа большинство детских садов отметили один из самых ярких праздников лета - Яблочный Спас! Наш детский сад "Ивушка" с Цыпка не...