Наталья Луткова
Ориентация ребенка в социальной действительности и его социальный интеллект
▼ Скачать + Заказать документы
Методика Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова
Методика «Картинки»
Общей особенностью данных методик является то, что ребенку предъявляют определенную проблемную ситуацию. Здесь ребенок сталкивается не с реальным конфликтом, а с проблемной ситуацией, представленной в проективной форме. Это может быть изображение какого-либо знакомого и понятного сюжета на картинках, в рассказах, незаконченных историях. Во всех этих случаях ребенок должен предложить свой вариант решения социальной проблемы. Способность решать социальные задачи нашла свое отражение в термине «социальный интеллект» (или «социальные когниции»). Решение такого рода задач предполагает не только интеллектуальные способности, но и постановку себя на место других персонажей и проекцию собственного возможного поведения в предложенные обстоятельства.
Публикация «Ориентация ребенка в социальной действительности и его социальный интеллект» размещена в разделах
Для определения уровня развития социального интеллекта можно использовать две методики: вопросы, заимствованные из теста Д. Векслера тест «Понятливость» и проективная методика «Картинки».
«Понятливость»
Для беседы можно выбрать шесть наиболее понятных детям и соответствующих современным условиям вопросов из теста Д. Векслера для измерения общего интеллекта (субтест «Понятливость»):
1. Что ты будешь делать, если порежешь себе палец?
2. Что ты будешь делать, если потеряешь мяч, который тебе дали поиграть?
3. Что ты будешь делать, если пришел за своей игрушкой, а ее там не оказалось?
4. Что ты будешь делать, если маленький мальчик (девочка, меньше тебя ростом, стал (а) бы с тобой драться?
5. Что бы ты сделал, если бы увидел поезд, приближающийся к поврежденным рельсам?
6. Почему при кораблекрушении надо в первую очередь спасать женщин и детей?
Степень решения проблемы измеряется по трехбалльной шкале в соответствии с критериями, используемыми в тесте Д. Векслера:
0 баллов — отсутствие ответа;
1 балл — обращение за помощью к кому-либо;
2 балла — самостоятельное и конструктивное решение проблемы.
«Картинки»
Здесь детям предлагается найти выход из понятной и знакомой им проблемной ситуации. Детям предлагаются четыре картинки со сценками из повседневной жизни детей в детском саду, изображающие следующие ситуации:
1. Группа детей не принимает своего сверстника в игру.
2. Девочка сломала у другой девочки ее куклу.
3. Мальчик взял без спроса игрушку девочки.
4. Мальчик рушит постройку из кубиков у детей.
Картинки изображают взаимодействие детей со сверстниками, и на каждой из них есть обиженный, страдающий персонаж. Ребенок должен понять изображенный на картинке конфликт между детьми и рассказать, что бы он стал делать на месте этого обиженного персонажа.
Таким образом, в данной методике ребенок должен решить определенную проблему, связанную с отношениями людей или с жизнью общества.
Степень решения проблемы оценивается по той же шкале, что и в предыдущем тесте.
Помимо уровня развития социального интеллекта, методика «Картинки» может дать богатый материал для анализа качественного отношения ребенка к сверстнику. Этот материал может быть получен из анализа содержания ответов детей при решении конфликтных ситуаций. Решая конфликтную ситуацию, обычно дети дают следующие варианты ответов:
1. Уход от ситуации или жалоба взрослому (убегу, заплачу, пожалуюсь взрослому).
2. Агрессивное решение (побью, позову взрослого, дам по голове палкой и т. п.).
3. Вербальное решение (объясню, что так плохо, что так нельзя делать; попрошу его извиниться).
4. Продуктивное решение (подожду, пока другие доиграют; починю куклу и т. п.).
В зависимости от выбранных ребенком ответов, можно сделать вывод о его реакции на те или иные ситуации. Например, если ребенок в половине ответов выбирает агрессивное решение ситуации, то можно сделать вывод, что ребенок расположен к агрессии. Но если большая часть ответов ребенка это продуктивное решение или вербальное решение, то делаем вывод, что ребенок расположен к положительному, мирному и уравновешенному выходу из спорных ситуаций по отношению к сверстнику.
Литература:
Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 158 с. : ил. — (Психология для всех).
Мои результаты диагностик:
«Понятливость»
Цель: Определение уровня развития социального интеллекта.
Далее будет приведены значения в виде: Имя ребенка, Начало 2019-2020, Конец 2019-2020, Начало 2020-2021, Конец 2020-2021
Вопрос 1. Что ты будешь делать, если порежешь себе палец?
Максим 1 1 1 1
Юля 1 1 1 1
Даша 1 2 1 1
Медина 1 2 1 1
Марк 1 2 1 1
Карина 1 2 1 1
Максим М. 1 2 1 1
Ева 1 2 1 1
2. Что ты будешь делать, если потеряешь мяч, который тебе дали поиграть?
Максим 1 1 1 1
Юля 1 1 1 2
Даша 1 2 2 2
Медина 1 2 2 2
Марк 1 2 2 2
Карина 1 2 2 2
Максим М. 1 2 2 2
Ева 1 2 2 2
3. Что ты будешь делать, если пришел за своей игрушкой, а ее там не оказалось?
Максим 1 1 1 1
Юля 1 1 1 2
Даша 1 2 2 2
Медина 1 2 2 2
Марк 1 2 2 2
Карина 1 2 2 2
Максим М. 1 2 2 2
Ева 1 2 2 2
4. Что ты будешь делать, если маленький мальчик (девочка, меньше тебя ростом, стал (а) бы с тобой драться?
Максим 1 1 1 1
Юля 1 1 1 2
Даша 1 2 2 2
Медина 1 2 2 2
Марк 1 2 2 2
Карина 1 2 2 2
Максим М. 1 2 2 2
Ева 1 2 2 2
5. Что бы ты сделал, если бы увидел поезд, приближающийся к поврежденным рельсам?
Максим 1 1 1 1
Юля 1 1 1 2
Даша 1 2 2 2
Медина 1 2 2 2
Марк 1 2 2 2
Карина 1 2 2 2
Максим М. 1 2 2 2
Ева 1 2 2 2
6. Почему при кораблекрушении надо в первую очередь спасать женщин и детей?
Максим 1 1 1 1
Юля 1 1 1 2
Даша 1 2 2 2
Медина 1 2 2 2
Марк 1 2 2 2
Карина 1 2 2 2
Максим М. 1 2 2 2
Ева 1 2 2 2
2019 – 2020 год. На начало года: 100% детей обратятся за помощью к кому-либо, 0% - нашли самостоятельное решение.
На конец года: 25% детей обратятся за помощью к кому-либо, 75% - находят самостоятельное и конструктивное решение проблемы.
2020 – 2021 год. На начало года: 25% детей обратятся за помощью к кому-либо.
На конец года: 12,5% детей обратятся за помощью к кому-либо, 87,5% - находят самостоятельное и конструктивное решение проблемы.
«Картинки»
Цель: Определение уровня развития социального интеллекта.
Далее будет приведены значения в виде: Имя ребенка, Начало 2019-2020, Конец 2019-2020, Начало 2020-2021, Конец 2020-2021
1. Уход от ситуации или жалоба взрослому (убегу, заплачу, пожалуюсь).
Максим + + + +
Юля - - - -
Даша - - - -
Медина + + + +
Марк + + + +
Карина + + + +
Максим М. - - - -
Ева - - - -
2. Агрессивное решение (побью, позову взрослого, дам по голове палкой и т. п.).
Максим + + + +
Юля - - - -
Даша - - - -
Медина + + + +
Марк + + + +
Карина + + + +
Максим М. - - - -
Ева - - - -
3. Вербальное решение (объясню, что так плохо, что так нельзя делать; попрошу его извиниться).
Максим + + + +
Юля - - - -
Даша - - - -
Медина + + + +
Марк + + + +
Карина + + + +
Максим М. - - - -
Ева - - - -
4. Продуктивное решение (подожду, пока другие доиграют; починю куклу и т. п.).
Максим + + + +
Юля - - - -
Даша - - - -
Медина + + + +
Марк + + + +
Карина + + + +
Максим М. - - - +
Ева - - - +
На начало 2019 – 2020 года: 50% детей выбирали варианты ответов в пользу агрессивного решения вопросов, 50% детей – искали продуктивное решение конфликтной ситуации.
На конец года: 50% детей выбирали варианты ответов в пользу агрессивного решения вопросов, 50% детей – искали продуктивное решение конфликтной ситуации.
На начало 2020-2021 года: 50% выбирали варианты ответов в пользу агрессивного решения вопросов.
На конец года: 25% выбирали варианты ответов в пользу агрессивного решения вопросов, 75% - искали продуктивное решение конфликтной ситуации.