Папки-передвижки

Презентация «Ориентировка во времени»

Мария Алексеевна
Презентация «Ориентировка во времени»
▼ Скачать + Заказать документы

(Слайд №2) Слово «время» в переводе с древнерусского славянского языка обозначает вращение — «время». Особенности времени :

• текучесть (нельзя остановить);

• необратимость (нельзя повернуть вспять);

• непрерывность (нельзя разбить на отдельные элементы);

• отсутствие наглядности (вызывает основные трудности у детей).

Окружающий нас мир существует во времени. Временными характеристиками природных явлений являются: продолжительность, последовательность, частота, ритм, темп.

Публикация «Презентация „Ориентировка во времени“» размещена в разделах

(Слайд №3) Промежутки времени измеряют и единицей времени выбирается регулярно повторяющийся процесс. Такие единицы времени, как год, сутки, были взяты из природы, а час, минута, секунда придуманы человеком. Все меры времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей.

(Слайд №4) В младшей группе дети способны воспринять такие промежутки времени, как части суток (утро, день, вечер, ночь, связывая их со своей деятельностью.

(Слайд №5) В средней группе необходимо углубить и расширить эти знания и дать понятия «вчера, сегодня, завтра».

(Слайд №6) В старшей и подготовительной группах можно знакомить детей с днями недели, временами и месяцами года, с календарем.

(Слайд №7) Параллельно надо развивать «чувство времени» — способность оценивать временные промежутки и ориентироваться во времени без вспомогательных средств. Детей можно познакомить с интервалами в 1, 2, 3, 5, 10 минут, полчаса, час; научить пользоваться часами (песочными и механическими, секундомером.

Значение развития временных представлений у дошкольников

(Слайд №8) Детям уже в раннем возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени :

• планировать деятельность во времени (сначала — потом);

• менять темп (быстро — медленно) и ритм (часто — редко) своих действий в зависимости от наличия времени;

• правильно обозначать в речи временные понятия;

• определять время по часам;

• измерять временные промежутки и др.

Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, что необходимо ребенку в повседневной жизни и при обучении в школе.

(Слайд №9) Н. И. Красногорский подчеркивал необходимость развития у детей «чувства времени».

С. Л. Рубинштейн обращала внимание на то, что на правильную оценку длительности времени оказывают три фактора:

• содержание деятельности;

• интерес к деятельности;

• возраст детей.

Ю. И. Фаусек рекомендовала проводить «уроки тишины» (предложить детям 1 минуту посидеть тихо, закрыв глаза).

(Слайд №10) Т. Д. Рихтерман предложила систему работы по формированию умения ориентироваться во времени, придавала большое значение выработке «установки на время» (не опоздать, уложиться, чтобы дисциплинировать детей.

У человека специального анализатора времени не существует. Различные свойства времени воспринимаются комплексом анализаторов. И. М. Сеченов особое значение придавал слуховым и мышечным ощущениям времени (тягучесть звука, тягучесть мышечного чувства).

«Чувство времени» в раннем возрасте формируется на основе чувственного опыта. И. П. Павлов: «Точность оценки временных интервалов определяется динамикой процессов торможения и возбуждения (результатом условных рефлексов на время)». (Пора кушать — ребенок кричит.)

«Чувство времени» развивается и совершенствуется в процессе специальных упражнений, опираясь на чувственную основу и общепринятые эталоны оценки времени. (Ребенок привыкает к режиму.)

Слово играет особую роль в восприятии и оценке времени. Трудности восприятия времени детьми обусловлены его особенностями: текучестью, непрерывностью, необратимостью, отсутствием наглядности. Время не имеет наглядных форм и воспринимается опосредованно, через движение или чередование каких-либо явлений. Сложно для детей понимание смысла слов, отражающих временные понятия в силу их относительного характера (вчера — сегодня — завтра, так как момент реальности непрерывно передвигается. У ребенка примерно с полутора лет начинается речевое отражение категорий времени (сейчас, сначала, теперь, потом). К пониманию временных промежутков ребенок подходит не ощущением, а размышлением. («Ночь — это когда темно и все спят»). Дети 6—7 лет уже активно пользуются временными наречиями. Лучше усваиваются наречия, обозначающие скорость (быстро, медленно, хуже длительность и последовательность. Процесс речевого выражения временных понятий детей дошкольного возраста находится в стадии непрерывного развития и протекает интенсивнее, если им управлять, и зависит от умственного и речевого развития детей.

Методика ознакомления с частями суток

(Слайд №11) Программные задачи:

1. Учить различать и называть части суток, знать их последовательность.

2. Познакомить с понятиями «сутки, вчера, сегодня, завтра».

3. Учить называть дни недели, их последовательность и количество, определять, какой день был вчера, есть сегодня, будет завтра.

4. Учить называть месяцы и времена года, их последовательность и количество (познакомить с календарем).

5. Развивать «чувство времени». Познакомить с общепринятыми единицами времени : секундой, минутой, часом. Научить пользоваться часами (песочными и механическими, секундомером.

В младших группах дети накапливают опыт, начинают понимать зависимость их деятельности и явлений природы от времени.

Во II младшей группе названия частей суток связываются с конкретной деятельностью ребенка и даются в контрасте:

утро — вечер, день — ночь.

(Приложение № 1).

(Слайд №12) Методика ознакомления с понятиями «сутки, вчера, сегодня, завтра»

Повторение частей суток и их последовательности.

У детей средней группы продолжаем формировать понятие «сутки». Знакомим с понятиями «вчера, сегодня, завтра», связывая с конкретной деятельностью детей (например, занятиями, показываем их относительность.

(Приложение №2).

Основную работу начинаем в старшей группе с беседы:

«Сутки часто называют словом «день». Дни сменяют друг друга. 7 дней составляют неделю. Каждый из семи дней имеет свое название: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

Пройдет неделя, наступит другая, и опять все дни недели пойдут по порядку».

Замечание: слово «день» дети раньше использовали для названия одной из частей суток. Необходимо объяснить им другое значение этого слова.

Последовательность обучения:

(Слайд №13) 1. Выучивают названия дней недели по порядку, связывая со своей деятельностью.

2. Ежедневно называют, какой день недели сегодня, был вчера, будет завтра.

3. После изучения порядкового счета связывают дни недели с порядковым номером:

Понедельник — первый;

Вторник — второй;

Среда — третья (средняя);

Четверг — четвертый;

Пятница — пятая;

Суббота — шестая;

Воскресенье — восьмое.

Можно рассказать детям о происхождении этих названий.

4. Ежедневно на специальном календаре выставляют символ сегодняшнего дня недели. Для этого можно использовать полоски разного цвета: «Сегодня — вторник».

(Слайд №14) Дидактические игры

(Приложение №3)

Методика развития «чувства времени»

В словаре дошкольников уже присутствуют термины «быстро — медленно», «быстрее — медленнее», дети понимают просьбы: «Не торопись!», «Поспеши!». В средней группе отрабатываем эти понятия:

— Кто быстрее оденет куклу!

— Какой зверь бегает быстрее?

В подготовительной группе проводим работу по формированию умения укладываться в отведенное время, менять темп деятельности. Это побуждает детей быть организованными, собранными, точными.

(Слайд №15) «Чувство времени» формируется на основе:

• знания временных эталонов (час, минута, секунда);

• чувствования длительности временных интервалов;

• умения оценивать временные интервалы без часов.

(Слайд №16) Последовательность обучения:

1. Учить определять окончание срока выполнения деятельности по песочным часам. («Закрась узор за 1 минуту!»)

2. Учить оценивать длительность интервала времени в процессе деятельности. («Сколько истратил времени)

3. Учить планировать объем работы на указанный отрезок времени. («Сколько успеешь наклеить кругов за 3 минуты? Проверь с помощью песочных часов.»)

4. Учить оценивать временные отрезки в жизни (в быту, игре).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет «Новогоднее путешествие во времени»Фотоотчет «Новогоднее путешествие во времени» Дорогие девочки, коллеги! Поздравляю вас со всеми прошедшими и наступающими праздниками! Желаю вам здоровья, творческих успехов, хороших.

Дидактические игры по темам «Количество и счёт», «Величина», «Форма», «Ориентировка во времени» для детей средней группыДидактические игры по темам «Количество и счёт», «Величина», «Форма», «Ориентировка во времени» для детей средней группы Дидактические игры по темам "Количество и счёт", "Величина", «Форма», «Ориентировка во времени» для детей группы средней группы. Цель.

Фотоотчёт о НОД ФЭМП «Ориентировка в пространстве»Фотоотчёт о НОД ФЭМП «Ориентировка в пространстве» Цель: Развивать ориентировку а пространстве, упражнять воспитанников в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе;.

Ориентировка в пространстве по схеме. Дидактическая игра по ФЭМП «Домики»Ориентировка в пространстве по схеме. Дидактическая игра по ФЭМП «Домики» Игра «Домики». (обучение ориентировке по схеме) Моделирование - это наглядно-практический метод математического обучения, при помощи.

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие Колобка. Ориентировка на листе бумаги» Тема: «Путешествие Колобка». Цель: Воспитывать интерес к математике, совершенствовать навыки учебной деятельности. Задачи: Образовательные:.

Конспект занятия по ФЭМП «Ориентировка в пространстве» (старший возраст) Конспект занятия по фэмп «Ориентировка в пространстве» Цель: Развивать умение детей ориентироваться в пространстве Правильно использовать.

Макет «4 времени года»Макет «4 времени года» Дидактическое пособие по изучению времен года. Хочу предложить вашему вниманию пособие по изучению времен года " 4 времени года". основной.

Мастер-класс «Машина времени»Мастер-класс «Машина времени» Мастер - класс "Машина времени"Когда я участвовала в конкурсе "Лесенка успеха" мне понадобилась "машина времени", чтобы дети увидели как.

Мини-музей «Путешествие во времени». ЧасыМини-музей «Путешествие во времени». Часы Мини-музей: «Путешествие во времени». Тема: «Путешествие во времени» возникла в соответствии с реализацией «Рабочей программы группы компенсирующей.

Ориентировка в пространстве и на плоскости Учить ориентироваться в квартире, подъезде, на улице. Учить передвигаться в пространстве комнаты по подражанию взрослому, словесной просьбе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Презентация «Ориентировка во времени»
Опубликовано: 18 марта 2020 в 14:02
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Презентация «Ориентировка во времени»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Алексеевна (УИ 725274) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД