Осетия-мой край родной

Ляна Бурдзиева
Осетия-мой край родной

Цель: воспитание у ребят нравственно-патриотических чувств за республику, где они живут, за свою малую Родину.

Задачи:

Образовательная:

- закреплять представления воспитанников о своей родной республике, которая является частью нашей большой страны, о большой и малой Родине, о том, что для каждого человека малая Родина – это место, где родился, где он живет;

- формировать умение правильно строить предложения, обращать внимание на употребление местоимений: мой, моя, наша;

- дифференцировать понятия «республика»-«страна».

Развивающая:

- развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны, родного края;

- развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова, логическое мышление, воображение, память, речь с движением;

- развивать речь, как средство общения, умение поддерживать непринужденную беседу, отвечая на вопросы педагога;

- активизировать и обогащать словарный запас по теме, вводить в пассивный словарь слова «малая Родина», «большая Родина» - Россия, названия городов;

- развивать у воспитанников внимание, воображение, кругозор.

Обогащение словаря: аланы, предки, символ, пустоты, пещеры.

Активизация словаря: герб, республика, Родина.

Воспитательная:

- воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, к краю, к природе; чувство уважения к старшим и традициям и обычаям своего народа, знать историю своего народа, знать историю своего края; воспитывать чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает через доброжелательное отношение к сверстникам, готовность к общению.

Предварительная работа:

Беседы: «Наша родина Россия», «Государственная символика России и Северной Осетии-Алании», «Большая и малая Родина», рассматривание иллюстрации «Россия», «Осетия», открыток «Владикавказ» (старый город, новый, «Орджоникидзе», заучивание стихов о родине, рассматривание «Красной книги РСО-Алании», картин. Подбор музыки, разучивание танца «Симд».

Методические приемы: беседа, рассказ воспитателя, детей, вопросы-ответы, дидактические игры, физминутка, чтение стихотворений, танец, наглядный словесный, поощрение.

Материал демонстрационный: картинный ряд, гербы и флаги России и РСО-Алании, карта России и Алании, мольберт, силуэты кувшина, рога, гуашь желтого и красного цветов, кисти, салфетки, пазлы «герб Осетии», «флаг России», «флаг РСО-Алании»

Ход занятия.

Вход детей под осетинскую национальную мелодию. Танцуя, становятся полукругом.

Воспитатель: Урсе – м бст,

Ирыстон – м мад.

Й адм – цргст,

Й сау зхх – бркад,

Урсе – н бст,

Ирыстон – н мад.

Н ххты, н фзты

Мах аразм цард.

В некотором царстве, в некотором государстве, а точнее на планете Земля, жила-была одна мудрая матушка, наша Большая Родина.

- А как ее зовут? Правильно: Россия.

Чтение стихотворения Н. Забила «Наша Родина»

Как велика моя земля, Лия А.

Как широки просторы!

Озера, реки и поля,

Леса и степь, и горы.

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю – весна,

В другом – снега и вьюга.

Прослушивание I куплета песни Л. Кумача «Широка страна моя родная».

- Ребята, о чем говорится в стихотворении, песне?

Правильно, о Родине. Как вы думаете, «Что такое Родина?» Ответы детей.

- Это то место, где мы живем. Место, где наш дом. У каждого жителя земли есть своя родина – это место, где он родился и живет. Как называется наша Родина? Россия. Правильно. Это наша большая родина.

- А кто президент нашей страна (России? Правильно: В. В. Путин.

У каждой страны есть свой национальный символ.

- Что это? (Флаг)

- Назовите цвета флага России. (Белый, синий, красный)

- Что обозначают они? Ответы детей.

- Белый – символ мира, чистоты. Синий – символ веры, верности. Красный – символ энергии, силы, крови, пролитой за Отечество.

- Что изображено на гербе России? (Двуглавый орел и всадник на коне) Правильно: двуглавый орел – символ власти, единства.

Правильно: всадник на коне – победа добра над злом.

- А какой город является столицей России? Правильно: город Москва.

- Это что?

Это Красная площадь. Это Кремлевская башня с Кремлевскими часами. По ним сверяют часы, они показывают точное время.

- Ребята, мы являемся гражданами какой страны? Правильно: России.

- Я гражданка России.

- Я гражданин России.

- Мы – россияне.

У каждого человека есть земля, на которой он родился, город, где он вырос, республика, где он живет. И она называется как? Правильно: малая Родина.

- А как называется наша малая Родина? Правильно: республика РСО-Алания. Мы все любим нашу Осетию. И сегодня о ней немного поговорим.

С добрым утром, Осетия, гордость моя,

Мне улыбку в этот час подари.

Дай мне счастья глоток из лесного ручья,

Загляни мне в глаза полыханьем зари.

Ты ко мне теплым ветром нагорий явись,

Принеси ароматы альпийских лугов.

Вот так поэтично мы начнем беседу о родном крае.

- Ребята, а кто президент РСО-Алании? Правильно: В. В. Битаров.

У каждой республики есть своя эмблема, отличительный знак.

- Это что? (Герб)

Правильно: герб – наследие, наследство.

- Что изображено на гербе нашей республики? Правильно: снежный барс, цепь гор белого цвета с семью вершинами.

- Что означает цепь гор белого цвета? Правильно: место проживания осетин.

- Белый цвет? Правильно: символ чистоты, святости.

- Красный цвет? Правильно: воинскую доблесть, героизм.

- Желтый цвет? Правильно: земледелие, богатство, символ зерна. золота.

- Барс? Правильно: символ храбрости, отваги.

- Что можете рассказать о снежном барсе? Правильно: барс оносится к семейству кошачьих. Он чем-то схож с тигром, но более гибок и мускулист. Он прекрасно лазает по скалам и деревьям, может и плавать в воде.

- Что такое флаг? Правильно: национальный символ.

- А какие цвета у флага нашей республики? Правильно: белый, красный, желтый. Значения цветов те же, что и на гербе нашей республики.

Д/И «Выложи флаг России, РСО-Алании, герб РСО-Алании» (пазлы).

Физминутка: Къах лууы, лууы, лууы,

Къах цуы, цуы, цуы.

Къхт кафынц, кафынц, кафынц,

Къхт згъорынц, згъорынц, згъорынц,

О, м къхт, гыццыл къхт! Ох.

- Ребята, почему нашу республику называют Алания? Правильно: предками осетин были аланы.

Рассказ детей об аланах. Правильно: они носили военную форму, саблю, стрелы. Они защищали свою землю, свой народ от врагов. Занимались скотоводством. Они держали табуны лошадей, стада коров, отары овец. Аланы были гостеприимными. Их женщины к приходу гостей готовили три пирога и пиво.

- Ребята, а что означают три пирога? Правильно: солнце, вода, земля.

Рассматривание иллюстрации.

- У каждой республики есть главный город – столица. Столицей РСО-Алания является какой город? (Владикавказ). Показ иллюстраций. Давным-давно на правом берегу бурного Терека была заложена крепость Владикавказ, ставшая нашим городом. Потом наш город был переименован. Стал носить имя какого героя? Правильно: имя Серго Орджоникидзе – Орджоникидзе.

Спустя несколько лет старейшины решили вернуть городу прежнее название – Владикавказ. Но кроме города Владикавказ в республике есть другие города. Назовите, пожалуйста, города РСО-Алания (Ардон, Алагир, Беслан, Дигора, Моздок)

Владикавказ. От каких слов получил свое название? (Владеть Кавказом). Наш город – старинный, ему очень много лет. Когда-то в старые времена он имел очень большое значение, т. к. через него проходило много дорог, по которым везли товары из разных стран.

И/У «Придумай на каждую букву названия Владикавказ характеристику, которая бы отражала наше отношение к нему».

В – великий

Л – любимый

А – активный

Д – дружелюбный

И – исторический

К – курортный

А – азартный

В – властный

К – красивый, культурный

А – артистичный

З – замечательный, завлекающий.

- Какие театры есть в нашем городе? (Русский, Осетинский, Музыкальный, Дигорский, Саби).

- А где бы вы отдохнули, погуляли? (В парке культуры и отдыха им. К. Л. Хетагурова, им. Жуковского, аквапарке).

- Ребята, а я люблю гулять возле памятника известного полководца И. А. Плиева.

Чтение стихотворений под фонограмму шума воды, пения птиц.

1. Георгий Б.

Край мой любимый, Осетия наша,

Меня ты в горы зовешь.

Нет тебя в мире счастливей и краше!

В семье ты дружной живешь! 2. Арсений С.

Край мой любимый,

Под солнцем Кавказа

Ты, словно в сказке, расцвел.

Крылья расправил

Народ твой свободный

Как будто горный орел!

Болат.

Снова солнце встает над горами,

Снова сердце мое звонко поет!

Этой песней Осетию славлю!

Цвети из года в год,

Мой край, мой народ!

Вот как красиво описывают поэты в своих стихах наш край.

- Половина нашей территории – горы: красивые, величественные. Какие горы есть в РСО-Алании? Правильно: Казбек – Санайы хох, Столовая – Мады хох.

Чем богата наша республика? Правильно: растительность, леса, реки, горы, ледники, водопады. Дети называют их названия.

- А какие животные? (Тур, зубр, серна и т. д.)

- А какая река протекает в РСО-Алании? Правильно: Терек. А как ее еще называют? Правильно: рекой Дружбы, потому что она протекает по соседним республикам.

- Откуда она берет начало? (Вледниках горы Зилга хох). Помимо реки Терек в Осетии протекают реки: Гизельдон, Ардон, Фиагдон, Урсдон.

Слушание фонограммы музыки водопада. Вода – великая сила, она точит камень и бежит бурлящим потоком стремительно вниз, прокладывая себе дорогу в горах. Миллионы лет вода вымывает их и в недрах образует пустоты, разнообразные формы.

– Что это за пустоты? (Пещеры).

Вода и известняк, просачиваясь сквозь толщу пород, образуют каменистые сосульки. Вот такую нерукотворную красоту создает сама природа. Рассматривание иллюстраций.

Стихотворение К. Л. Хетагурова «Походная».

Тамик: Дети Осетии,

Будем как братья!

Встретим друг друга мы

Рукопожатьем

К правде сверкающей

Смело шагайте!

Трусы, бездельники,

Прочь! Не мешайте!

- Как можно назвать нашу республику? Правильно: многонациональной, дружелюбной.

- Почему? Правильно: осетины со всеми национальностями живут в мире и согласии. Дети всех национальностей в детских садах и в школах изучают осетинский язык, чтут традиции и обычаи нашего народа.

Назовите пословицы нашего народа.

• Ложь говорить стыдно.

• Глаза неуча слепы.

• За добро злом не платят.

• Человек захочет – и на горной вершине цветы расцветут.

- Какие национальные праздники отмечают в Осетии? (Джеоргуыба, праздник святого Хетага).

- Как эти праздники проходят? Правильно: варят мясо, пекут тир пирога, варят пиво. Старшие сидят за столами и произносят молитвы и тосты за изобилие, за здоровье и счастье детей, молодежи. Молодежь танцует и поет.

- А кто в Осетии самый почитаемый святой? (Уастырджи).

- А какое отношение к старшим? Правильно: уважение, почет.

У каждого народа есть свои орнаменты, узоры, которые они наносят на посуду, одежду.

Рисование «Роспись кувшина, рога» (по выбору детей).

После рисования дети становятся и танцуют «Симд».

- Ребята, какой известный в РСО-Алании поэт, художник, на кого хочет быть похожим каждый мужчина, стать великим как кто? Правильно: Коста Хетагуров.

- О чем он мечтал? Правильно: о том, чтобы его народ стал образованным, грамотным, жил в достатке, чтобы все дети могли учиться.

- Его мечты сбылись, ребята? (да).

Чтение стихотворений К. Л. Хетагурова.

Лиза К.: Когда-то пел Коста об осетинах,

Он бедным называл родной народ.

Он не узнал бы горы и долины,

Где Родина любимая живет.

Лера Д.: Осетия – чудесный край Отчизны,

Где быстротечный, сбегая шумно с гор,

Поет наш Терек песнь о новой жизни,

Ведет о новых нартах разговор.

Костя Т.: Край мой любимый,

Под солнцем Кавказа

Ты, словно в сказке, расцвел!

Крылья расправил

Народ твой свободный

Как будто горный орел.

- Ребята, вы сегодня были на высоте, правильно отвечали на поставленные вопросы. По вашим ответам можно сказать: вы знаете и любите свой край, чтите его традиции и обычаи.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Мой родной край»Фотоотчет «Мой родной край» Были поставлены задачи: Дать элементарные представления о родном городе; Рассказывать детям о самых красивых местах родного города Тюмени,.

Конспект интегрированного занятия «Люблю тебя, мой край родной. Ставропольский край» для детей старшего дошкольного возраста Программное содержание: Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с водными ресурсами, охраняемыми.

«Мой родной край». Конспект занятия Программное содержание: Образовательные задачи: обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с заповедниками,.

Фотоотчет «Мероприятие «Край мой родной»Фотоотчет «Мероприятие «Край мой родной» Мероприятие было посвящено 80 годовщине образования Хабаровского края. Дети сидели на стульчиках и к ним пришел в гости Камаринский мужик.

Фотоотчет об экскурсии «Мой край родной»Фотоотчет об экскурсии «Мой край родной» Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность.

Конспект НОД «Мой край родной»Конспект НОД «Мой край родной» Цель: - формировать у детей ответственное и доброе отношение к природе родного края; - сформировать убеждение о бесценности природы и подвести.

Педагогический совет «Я, моя семья, мой дом, мой родной край» Цель: повышать профессиональный уровень педагогов в работе с детьми и родителями по проблеме патриотического воспитания. Задачи: 1. Формировать.

Библиотека изображений:
  • День Победы, 9 мая
  • Птицы
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Осетия-мой край родной
Опубликовано: 12 марта 2019 в 15:16
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 июля. День дудлинга / зентагла на МААМ

Большинство из нас, сидя с листочком и ручкой на каком-то скучном собрании или просто задумавшись, совершает неосознанные движения рукой, рисуя непроизвольные линии, точки и фигуры, создавая непонятные...

23 июля. Всемирный день китов и дельфинов

Международная китобойная комиссия 33 года назад ввела запрет на китовый промысел. В честь этого события был учрежден праздник — Всемирный день китов и дельфинов. 23 июля считается днем защиты вообще всех...

Открытка «Дельфин» в технике «айрис фолдинг» к всемирному Дню китов и дельфинов
Открытка "Дельфин" в технике "айрис фолдинг" к всемирному дню китов и дельфинов. Добрый день, уважаемые коллеги. Эту публикацию мне хочется начать с...
Конспект занятия по изобразительной деятельности «Грибы» в нетрадиционной технике...
Цель: продолжить знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - рисование ватными палочками. Задачи: Образовательные: совершенствовать...
Картотека «Загадки про оленя и орехи»
Загадки здесь 20 загадок про орехи *** Стоит высоко, висит далеко, кругом гладко, в серёдке сладко. ( Орех) *** Чем больше ешь, тем больше остаётся. (...