Александр Владимирович Гришин
Осмысление и важность звукоподражания в речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольным детством принято считать период от 3 до 7 лет. Ему предшествуют периоды младенчества (от 0 до 1 года) и раннего детства (от 1 до 3).
В период младенчества развитие ребенка идет по пути овладения манипулятивной деятельностью. Ведущей деятельностью в этот период является эмоциональное общение со взрослыми. Главным достижением ребенка к концу
первого года жизни становится приобретение физической самостоятельности,
т. е. способности ходить, и поэтому ограничение его активности со стороны
Публикация «Осмысление и важность звукоподражания в речи детей» размещена в разделах
родителей приводит к тому, что ребенок начинает демонстрировать реакции
протеста, негативизма, упрямства на попытки взрослого контролировать и
ограничивать его самостоятельность. Этот период называется кризисом первого года жизни, который Л. С. Выготский непосредственно связывает с овладением ребенком ходьбой и, что особенно важно, речью.
В младенческом возрасте начинается постепенное овладение речью, которое идет в основном по пути звукоподражания речи взрослого без осмысленного использования конкретных слов и понятий, тогда как в раннем детстве
происходит интенсивное развитие не только пассивной, но и активной речи
ребенка, овладение ее фонематической, семантической и лексической структурой. Так, овладение ребенком фонематическим строем речи связано с местом фонемы в слове: например, раньше и лучше воспроизводятся гласные
звуки, находящиеся под ударением, кроме того, существуют звуки раннего,
среднего и позднего онтогенеза. Активно развивается семантический строй
речи, т. е. ребенок овладевает значениями слов. Если в 1,5–1,8 года семантика
слов ребенка еще своеобразна: слова многозначны и могут обозначать различные предметы, то в течение преддошкольного детства происходит становление устойчивых обобщений и обозначений. Кроме того, идет интенсивное развитие лексики ребенка, быстрое увеличение активного словарного запаса ребенка, овладение грамматическим и синтаксическим построением речи. Выделяют три периода в лексическом развитии ребенка.
Первый период (от 1 до 1,6–1,10 года) – это период однословных предложений, часто в повелительном наклонении. К концу этого периода появляются
двухсловные предложения, однако, все еще очень простые по своей структуре.
Второй период (от 1,10 до 3 лет) знаменуется практическим овладением
лексической стороной речи и грамматической структурой предложений. Сначала осваиваются существительные и глаголы, после двух лет – прилагательные, причастия, к середине третьего года жизни в речи ребенка появляются предлоги, союзы.
В течение третьего периода (от 3 до 7 лет) ребенок овладевает склонениями, спряжениями глаголов. В этот период формируется регулятивная функция речи, т. е. использование речи для регуляции собственного поведения.
Одновременно с развитием речи интенсивно развивается мышление ребенка. В период преддошкольного детства оно определяется преобладающей
ролью восприятия, ведущей к предметно-орудийной деятельности ребенка, и
носит наглядно-действенный характер, т. е. это мышление, в котором отражение сущностных связей и отношений предметной действительности осуществляется в процессе манипулирования, выполнения действий с реальными объектами. В рамках этой формы мышления формируются предпосылки для более сложной формы – наглядно-образного мышления, когда осуществление какого-либо действия может происходить без участия практических действий,
только в плане представлений, оперируя только образами. В начале образное
мышление ребенка еще связано с конкретными предметами и их свойствами,
однако уже появляется возможность выйти за пределы непосредственно воспринимаемого. Ребенок младшего дошкольного возраста решает задачи с помощью внешних ориентировочных действий, т. е. находит решение методом
проб и ошибок (наглядно-действенное мышление, тогда как в среднем дошкольном возрасте он уже после ознакомления с несколькими вариантами решения способен решить задачу в уме, без предметных действий. Мышление
уже не связано только с практическими, предметными действиями и непосредственным восприятием, а становится наглядно-образным. Наглядно-образное мышление – одно из основных новообразований дошкольного возраста, здесь оно формируется и переживает свой расцвет. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления происходит в тесной связи с формированием логического мышления, основы которого закладываются в дошкольном возрасте. В старшем дошкольном возрасте у ребенка уже возможно логическое построение рассуждения в том случае, когда речь идет о знакомой ситуации.
Однако познание действительности, ее существенных связей и зависимостей
происходит главным образом на основе наглядно-образного мышления – основной формы мышления в этом возрасте. Чем лучше и полнее использованы возможности этого возрастного периода, чем лучше развиты элементарные формы мышления ребенка – наглядно-действенное и наглядно-образное, тем легче происходит переход к более сложным формам мышления, в том числе логическому, понятийному.
Все развитие ребенка обусловлено общением с близкими взрослыми. В
отечественной психологии развитие рассматривается как присвоение ребенком знаний и опыта, накопленных человечеством, где носителем этого опыта на первых порах выступает близкий взрослый.
Посредством общения взрослые (прежде всего родители) оказывают влияние
на ребенка. Пути этого влияния могут быть различными. Во-первых, важно то,
что взрослый воспринимается ребенком как субъект, как личность, как представитель общества. В дошкольном возрасте, особенно у старших дошкольников» в общении преобладает личностный мотив. Во-вторых, (рослый оказывает влияние на ребенка тем, что ставит перед ним задачи на Познание или овладение какими-либо действиями. Выполнение задачи, как правило, получает одобрение или неодобрение, подкрепляется или не подкрепляется. Это отношение, оценка взрослого также включены в рамки общения и являются одним из путей воздействия на ребенка.
Кроме того, общение ребенка с взрослым оказывает влияние на саму сферу общения, овладение ребенком речью, на развитие личности и самосознания
детей, на формирование дружеских привязанностей среди сверстников.
Общение ребенка со взрослыми имеет принципиальную особенность, отличающую его от общения детей друг с другом. В диаде ребенок – взрослый
ведущая, доминирующая роль принадлежит взрослому. Именно слова и поступки взрослого определяют характер и дальнейшее развитие его взаимодействия с ребенком, и именно ошибки взрослого, как правило, являются причинами возникающих между ребенком и взрослым конфликтов. Дефицит общения с взрослыми на ранних этапах развития отрицательно сказывается не только на умственном развитии ребенка, но и на развитии его личности в целом. Недостаток внимания со стороны родителей, игнорирование ребенка могут привести к невротизации, психическим и психосоматическим заболеваниям, глубоким личностным нарушениям.
В процессе психического развития ребенка его общение с взрослыми развивается и проходит ряд этапов. Психолог М. И. Лисина рассматривает общение как особую коммуникативную деятельность, в основе которой лежит потребность в общении и содержание которой меняется на каждом возрастном
этапе.