Папки-передвижки

Основные группы педагогических способностей, определяющих успешность профессиональной деятельности педагога

Сабина Роденкова
Основные группы педагогических способностей, определяющих успешность профессиональной деятельности педагога
▼ Скачать + Заказать документы

Основные группы педагогических способностей, определяющих успешность профессиональной деятельности педагога

Профессиональная деятельность предполагает углубленное погружение в конкретный вид деятельности, т. е. в профессию, путем изучения связанных с нею теоретических положений и практического освоения предшествующего опыта.

Педагогическая профессия — такой род деятельности, в которой источником существования человека является искусство управления формированием личности другого человека средствами своей специальности.

Публикация «Основные группы педагогических способностей, определяющих успешность профессиональной деятельности педагога» размещена в разделах

Педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие педагога на студента (ученика, воспитанника), направленное на его личностное, интеллектуальное и профессиональное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования.

Возникновение педагогической профессиональной деятельности связано с разделением функций между людьми. Определяя ее роль, следует отметить, что это первая и исходная деятельность, поскольку она направлена на образование, воспитание и развитие детей. Это один из самых сложных видов человеческой деятельности, так как эффективность ее зависит от знания педагогом физиологии и психологии человека и связана она с умением проникать во внутренний мир другого человека и осуществлять на этой основе организационно-педагогические воздействия. Несмотря на сложность, неоднозначность восприятия со стороны окружающего педагога социума, его труд можно отнести к числу приоритетных, так как педагогическая деятельность стоит у истоков всех других сфер человеческой деятельности, носит нормативный и регулятивный характер и во многом определяет будущее развитие общества.

Педагогические способности - это совокупность индивидуально-психологических особенностей личности педагога, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью.

Развитие педагогических способностей органически связано с педагогическими умениями и навыками. В процессе их овладения и применения в различных ситуациях проявляются и формируются педагогические способности как личностные (целостные) образования, обеспечивающих успех деятельности воспитателя. Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности – это особенности личности, а педагогические умения – это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне.

Педагогические способности – это не только условие успешной педагогической деятельности, но и результат.

Согласно классификации, выделяется 3 группы способностей: общие, позволяющие человеку заниматься любой деятельностью; специальные – научные (математические, физические, исторические и др.) и художественные (музыкальные, изобразительные, литературные и т. д.); практические (управленческие, конструктивно-технические, педагогические).

Здесь же представлены структура и основные компоненты каждого вида способностей. Успешность профессиональной деятельности учителя и преподавателя вуза, как очевидно, во многом зависит от уровня развития их педагогических способностей, которые можно объединить в 4 группы.

1 группа – общие профессиональные способности – мышление, память, воображение, наблюдение являются базой для развития других способностей.

2 группа – перцептивно-рефлексивные способности (перцепция – восприятие, проявляющиеся в особой чувствительности к субъекту (школьнику, студенту) и объекту педагогического воздействия, в возможности проникновения учителя в индивидуальное своеобразие личности ученика и понимании самого себя. Эти способности являются ведущими и высокий уровень их развития обеспечивает формирование педагогической интуиции.

3 группа – проективные педагогические способности – проявляются в особой чувствительности к способам создания продуктивных технологий учебно-воспитательного воздействия на учащегося (в целях формирования у него необходимых качеств, в эту группу входят:

- гностические – умение быстро и точно распознавать явления, предметы, анализировать их и успешно оперировать отраженными образами;

- проектировочные – состоят в особой чувствительности к конструированию педагогического маршрута, по которому нужно вести ученика от незнания к знанию, чтобы ему было не только интересно, но и полезно, трудно и легко;

- конструктивные – это умение проектировать будущее воспитанников, предвидеть результаты своего труда, обнаруживать задатки учащихся и строить работу по их развитию;

- коммуникативные – это умение легко вступать в контакты с другими людьми (школьниками, студентами);

- организаторские – умение четко без потерь времени подготовить и провести любое занятие.

4 группа – специальные способности – изобретательские, математические, артистические помогают талантливым педагогам в решении педагогических задач. Специальные способности можно назвать также творческими. Специальные педагогические способности проявляются во всех психических процессах человека – в особенностях его внимания, восприятия наблюдательности, памяти, мышления воображения.

Развитие этих групп способностей у студентов – будущих педагогов начинается с формирования необходимых базовых умений. К ним относятся навыки и умения работы с информацией (ее дидактическая обработка, методы и средства подачи и использования студентами, организация их внимания, мышления, теоретической и практической деятельности, с коллективом (руководство его становлением, развитием, организация совместной деятельности).

Необходимость освоения этих и других важных для педагога навыков и умений предъявляет высокие требования к уровню развития психических процессов и соответствующих им способностей – перцептивных, мыслительных, речевых, мнемических, психомоторных и др.

Для преподавателя – предметника необходим высокий уровень развития специальных способностей, которые связаны с врожденными анатомофизиологическими задатками, на основе которых в процессе обучения развиваются музыкальные и художественно-изобразительные способности соответственно у музыкантов и искусствоведов, филологические – у личностей, связанных с литературным творчеством, математические – у математиков, физиков и т. д.

Перечисленные педагогические способности позволяют успешно осуществлять все стороны педагогической деятельности.

Одной из важных проблем при рассмотрении педагогических способностей является их формирование и диагностирование.

Кроме того, надо отметить, что в конечном итоге проблема структуры педагогических способностей не является решенной до конца. Это обуславливается как сложностью самого феномена, так и множественными подходами в определении структуры способностей педагога. Первоначальные навыки и умения учиться так важны для всей последующей ученической судьбы учащегося, что уровень педагогического мастерства первого учителя сказывается на их учебной успешности не только в средних, старших классах, но даже в высшей школе.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Самообразование педагога — одна из составляющих его профессиональной компетенции» Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали.

Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога»Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога» Занимаясь самообразованием, педагогу часто приходиться обращаться к вопросам социальной психологии, которая сопутствует осознанию способности.

Консультация «О курсовой подготовке и профессиональной переподготовке педагога» Современный педагогический работник дошкольной образовательной организации постоянно совершенствует свои профессиональные качества и компетенции.

Отчет об использовании ЦОР в профессиональной деятельности ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЦОР) В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Воспитателя Халявка Ларисы Владимировны Будущее.

Отчет об использовании ЦОР в профессиональной деятельности воспитателя В современных условиях развития общества в системе дошкольного образования происходят изменения, ориентированные на опережающее развитие.

Разработка вопросов к самоанализу профессиональной деятельности воспитателя за год Самоанализ воспитателя по определению профессиональной деятельности за ___ учебный год 1. Ф. И. О. ___ 2. Образование.

Рекомендации по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагога Рекомендации по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагогического работника, аттестуемого.

Самоанализ профессиональной деятельности инструктора по физическому воспитанию Самоанализ профессиональной деятельности. Свою педагогическую деятельность я начала в 1977 году. В дошкольном образовании работаю 38 лет,.

Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя Я, Камышанская Инна Анатольевна, работая по проблеме «Развитие речи у детей дошкольного возраста через ознакомление детей с народным творчеством.

Фотоотчет о профессиональной деятельности в ДОУФотоотчет о профессиональной деятельности в ДОУ воспитателя КГКУ «Красноярский детский дом №1» Цели и задачи профессиональной деятельности определяю в соответствии с реализуемой образовательной.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Основные группы педагогических способностей, определяющих успешность профессиональной деятельности педагога
Опубликовано: 15 августа 2022 в 09:47
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Основные группы педагогических способностей, определяющих успешность профессиональной деятельности педагога» (включая файлы) размещена пользователем Сабина Роденкова (УИ 217210) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД