Сабина Роденкова
Основные группы педагогических способностей, определяющих успешность профессиональной деятельности педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Основные группы педагогических способностей, определяющих успешность профессиональной деятельности педагога
Профессиональная деятельность предполагает углубленное погружение в конкретный вид деятельности, т. е. в профессию, путем изучения связанных с нею теоретических положений и практического освоения предшествующего опыта.
Педагогическая профессия — такой род деятельности, в которой источником существования человека является искусство управления формированием личности другого человека средствами своей специальности.
Публикация «Основные группы педагогических способностей, определяющих успешность профессиональной деятельности педагога» размещена в разделах
Педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие педагога на студента (ученика, воспитанника), направленное на его личностное, интеллектуальное и профессиональное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования.
Возникновение педагогической профессиональной деятельности связано с разделением функций между людьми. Определяя ее роль, следует отметить, что это первая и исходная деятельность, поскольку она направлена на образование, воспитание и развитие детей. Это один из самых сложных видов человеческой деятельности, так как эффективность ее зависит от знания педагогом физиологии и психологии человека и связана она с умением проникать во внутренний мир другого человека и осуществлять на этой основе организационно-педагогические воздействия. Несмотря на сложность, неоднозначность восприятия со стороны окружающего педагога социума, его труд можно отнести к числу приоритетных, так как педагогическая деятельность стоит у истоков всех других сфер человеческой деятельности, носит нормативный и регулятивный характер и во многом определяет будущее развитие общества.
Педагогические способности - это совокупность индивидуально-психологических особенностей личности педагога, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью.
Развитие педагогических способностей органически связано с педагогическими умениями и навыками. В процессе их овладения и применения в различных ситуациях проявляются и формируются педагогические способности как личностные (целостные) образования, обеспечивающих успех деятельности воспитателя. Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности – это особенности личности, а педагогические умения – это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне.
Педагогические способности – это не только условие успешной педагогической деятельности, но и результат.
Согласно классификации, выделяется 3 группы способностей: общие, позволяющие человеку заниматься любой деятельностью; специальные – научные (математические, физические, исторические и др.) и художественные (музыкальные, изобразительные, литературные и т. д.); практические (управленческие, конструктивно-технические, педагогические).
Здесь же представлены структура и основные компоненты каждого вида способностей. Успешность профессиональной деятельности учителя и преподавателя вуза, как очевидно, во многом зависит от уровня развития их педагогических способностей, которые можно объединить в 4 группы.
1 группа – общие профессиональные способности – мышление, память, воображение, наблюдение являются базой для развития других способностей.
2 группа – перцептивно-рефлексивные способности (перцепция – восприятие, проявляющиеся в особой чувствительности к субъекту (школьнику, студенту) и объекту педагогического воздействия, в возможности проникновения учителя в индивидуальное своеобразие личности ученика и понимании самого себя. Эти способности являются ведущими и высокий уровень их развития обеспечивает формирование педагогической интуиции.
3 группа – проективные педагогические способности – проявляются в особой чувствительности к способам создания продуктивных технологий учебно-воспитательного воздействия на учащегося (в целях формирования у него необходимых качеств, в эту группу входят:
- гностические – умение быстро и точно распознавать явления, предметы, анализировать их и успешно оперировать отраженными образами;
- проектировочные – состоят в особой чувствительности к конструированию педагогического маршрута, по которому нужно вести ученика от незнания к знанию, чтобы ему было не только интересно, но и полезно, трудно и легко;
- конструктивные – это умение проектировать будущее воспитанников, предвидеть результаты своего труда, обнаруживать задатки учащихся и строить работу по их развитию;
- коммуникативные – это умение легко вступать в контакты с другими людьми (школьниками, студентами);
- организаторские – умение четко без потерь времени подготовить и провести любое занятие.
4 группа – специальные способности – изобретательские, математические, артистические помогают талантливым педагогам в решении педагогических задач. Специальные способности можно назвать также творческими. Специальные педагогические способности проявляются во всех психических процессах человека – в особенностях его внимания, восприятия наблюдательности, памяти, мышления воображения.
Развитие этих групп способностей у студентов – будущих педагогов начинается с формирования необходимых базовых умений. К ним относятся навыки и умения работы с информацией (ее дидактическая обработка, методы и средства подачи и использования студентами, организация их внимания, мышления, теоретической и практической деятельности, с коллективом (руководство его становлением, развитием, организация совместной деятельности).
Необходимость освоения этих и других важных для педагога навыков и умений предъявляет высокие требования к уровню развития психических процессов и соответствующих им способностей – перцептивных, мыслительных, речевых, мнемических, психомоторных и др.
Для преподавателя – предметника необходим высокий уровень развития специальных способностей, которые связаны с врожденными анатомофизиологическими задатками, на основе которых в процессе обучения развиваются музыкальные и художественно-изобразительные способности соответственно у музыкантов и искусствоведов, филологические – у личностей, связанных с литературным творчеством, математические – у математиков, физиков и т. д.
Перечисленные педагогические способности позволяют успешно осуществлять все стороны педагогической деятельности.
Одной из важных проблем при рассмотрении педагогических способностей является их формирование и диагностирование.
Кроме того, надо отметить, что в конечном итоге проблема структуры педагогических способностей не является решенной до конца. Это обуславливается как сложностью самого феномена, так и множественными подходами в определении структуры способностей педагога. Первоначальные навыки и умения учиться так важны для всей последующей ученической судьбы учащегося, что уровень педагогического мастерства первого учителя сказывается на их учебной успешности не только в средних, старших классах, но даже в высшей школе.