Юлия Дегтярева
Основные направления проведения психологической диагностики
▼ Скачать + Заказать документы
Выделяют два подхода к построению диагностики : первый основан на количественном определении наиболее типичных ответов детей на те или иные задания (например, диагностика школьной зрелости А. Керна и Я. Йирасика, а второй – на понимание закономерностей процесса развития в детском возрасте. Условно эти подходы можно обозначить как тестовый и клинический.
Публикация «Основные направления проведения психологической диагностики» размещена в разделах
Тестовый подход характеризуется наличием специальных методик, которые позволяют сравнить результаты их выполнения конкретным ребенком с результатами, полученными детьми того же возраста. Баллы, полученные за выполнение тестовых заданий, дают возможность сравнить результаты испытуемого с нормальными показателями. При этом тестовые задания предполагают соблюдение четких правил проведения методики, поскольку от того, чтобы сравнить результаты, полученные в ходе той или иной диагностической процедуры, необходимо, чтобы для всех испытуемых она была представлена одинаково.
Тестовое обследование направлено на то, чтобы сделать диагностику максимально объективной, то есть исключить влияние посторонних факторов, способных воздействовать на результаты выполнения методик. Именно по этому при проведении индивидуальных детских тестов недопустимо искажать инструкцию методики. Рекомендуется также избегать присутствия взрослых, поскольку они могут отвлечь ребенка, исказить результаты обследования. Строго запрещается хвалить ребенка за правильный ответ или выражать какие-либо иные эмоции, поскольку в этом случае он начнет ориентироваться на реакцию взрослого. А не на реальное выполнение задания.
Подобная ограниченность тестового обследования натолкнула Ж. Пиаже на разработку иного подхода к проведению диагностики развития ребенка. Ж. Пиаже ввел в практику психологического обследования так называемую клиническую беседу, которая легла в основу клинического подхода. В процессе использования этого подхода Ж. Пиаже открыл следующие феномены детского мышления.
В ходе эксперимента детям 4-7 лет предлагали два одинаковых шарика из глины. Затем один шарик в присутствии детей раскатывали в плоскую фигуру, а другой – в объемный цилиндр. После этого экспериментатор спрашивал дошкольников о том, изменилось ли количество глины.
Младшие дети в большинстве случаев утверждали, что количество глины изменилось. Одни малыши обращали внимание на площадь фигуры и предполагали, что в плоской фигуре, поскольку она занимает больше места, глины больше, а другие обращали внимание на высоту предметов и говорили о том, что глины больше в цилиндрической фигуре. Практически все старшие дети дали правильные ответы – они способны одновременно учитывать изменения длины, высоты и широты предмета. Кроме того, они понимают, что каждую фигуру можно вновь скатать в исходный шарик, которые были одинаковые. Именно этими двумя полярными типами ответов и ограничился бы тестовый подход. Однако в клинической практике диагност имеет возможность активно взаимодействовать с ребенком.