Получи документы

Основные понятия в сказкотерапии. Авторские коррекционные сказки (4 фото)

Ольга Зеленко
Основные понятия в сказкотерапии. Авторские коррекционные сказки

Основные понятия в сказкотерапии. Авторские коррекционные сказки

ТЕМА:

«Основные понятия в сказкотерапии».

Содержание:

1. Введение

2. Определение и значение сказкотерапии

3. Алгоритм для составления сказок.

4. Темы и задачи сказок

5. Этапы работы со сказкой.

6. Авторские сказки:

Сказка для мальчика 5 лет

7. Заключение

Список литературы

1. Введение.

Публикация «Основные понятия в сказкотерапии, Авторские коррекционные сказки» размещена в разделах

Классическая сказка сформировалась далеко за пределами первобытнообщинного общества. Уже в Древнем Египте существовали сказка о животных, волшебная сказка и бытовая сказка.

Метод сказкотерапии самый древний в человеческой цивилизации, насчитывающий не одно тысячелетие, но при этом и один из самых молодых методов в современной научной практике – ему пока нет и двадцати лет. И надо сказать, что процесс по её развитию и формированию идёт до сих пор.

Так как же работает сказка в детском возрасте? Всё очень просто. До 10-12 лет наиболее важная информация для развития и социализации ребёнка должна быть передана через яркие образы.

Лучше всего эту роль выполняют сказочные и мифологические истории, благодаря которым формируется своеобразный «банк» жизненных ситуаций, некий образ Мира. Причём, если ребёнку просто читать истории, то этот образ окажется в пассивном состоянии, а обсуждение прочитанного заставит информацию использоваться активно. Такое сказочное восприятие Мира даёт ощущение гармонии и радости не только детям, но и взрослым.

В качестве предмета метода сказкотерапии с подростками и взрослыми можно определить воспитание Внутреннего Ребёнка, развития души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.

Это помогает иначе взглянуть на собственные поступки, различные ситуации, переосмыслить свою жизнь. Сказка помогает диагностировать, воздействовать и развивать. При этом каждому возрасту присуща своя собственная сказка: притча или легенда, басня или баллада, песня или миф.

2. Определение и значение сказкотерапии.

Существует множество определений понятия «сказкотерапия». Вот лишь некоторые из них:

Сказкотерапия – лечение сказками, совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими.

Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Сказкотерапия – это еще и процесс объективизации проблемных ситуаций, процесс активизации ресурсов, потенциала личности, процесс экологического образования и воспитания ребенка.

Значение сказкотерапии:

• Воздействуют на правое и левое полушарие головного мозга;

• Активизируют мышление, воображение, память и др. психические процессы;

• Задействуют глубинные структуры психики;

• Язык эмоциональных, творческих личностей, сопротивляющихся личностей (строптивых, с негативизмом);

• Передают информацию в сжатом виде;

• Передают субъективные впечатления, переживания в стереотипной форме;

• Обогащают модель мира

Метафорические выражения, требования к ним:

• Стереотипность (золотые руки; ежовые рукавицы; белая ворона, синий чулок)

• Соответствие ментальности, образованию.

• Этнические требования (национальные, областные особенности).

• Возрастное соответствие.

3. Алгоритм для составления сказок.

А) Общие требования:

1) Краткость сказок и предложений;

2) Отсутствие лишних образов, героев;

3) Смысловая и целевая нагрузка на все фразы;

4) Включение всех сенсорных каналов (аудиальный, визуальный кинестетический);

5) Отсутствие осуждения, назидания; меньше использовать частицу «не».

6) Включение проблемы в сказку:

• Описание похожих эмоций, ситуации;

• Использование ключевых слов;

• Соответствие отношений между героями в сказке и в реальности.

7) Индивидуальный подход к составлению сказки:

• Учёт темперамента (холерикам - кратко, динамично, с конфликтом;

Сангвиникам – кратко, динамично, с юмором;

Меланхоликам – с описанием чувств, сентиментальности, романтизма;

Флегматикам – с подготовительным этапом, структурно).

• Учёт ведущего сенсорного канала.

Б) Требования к героям:

1) Ограничение и обобщение героев.

2) Главный герой диссоциирован (предмет, животное, пол, возраст, национальность и др.).

3) Прямое соотношение диссоциации и остроты проблемы.

4) Стереотипные возрастные диссоциации:

• Дошкольники, младшие школьники – животные, сказочные персонажи.

• Подростки, взрослые – дети, люди из других городов, стран, планет, времени.

5) Введение героя-спасателя ассоциируется с психологом, который предлагает помощь, решение проблемы.

В) Действия, динамика событий.

1) Эмоциональная фокусировка на проблеме и её решении.

2) Естественный подход к решению проблемы:

• Практичность, можно использовать в реальной жизни.

• Постепенное изменение отношения к проблеме в сказке (сомнение, сопротивление и др.)

4. Темы и задачи сказок.

1) Реальные – фантастические, сказочные.

2) Бытовые – научные.

3) Исторические – мифические.

4) Литературные – документальные.

Задачи сказок:

1) Терапевтическая задача (внутренний вопрос, осмысление).

2) Коррекционная задача (исправление).

3) Дидактическая задача (обучение).

4) Медитационная, релаксационная задача.

Введение, предъявление сказки.

1) Естественное, личное предложение (мне понравилось, хочется и др.).

2) Неожиданное включение истории в эмоциональный момент, вместо нотаций, выговора (снятие стереотипа).

3) Настольный театр, кукольный театр, сценка (наблюдение – участие).

4) Рисунок.

5) Игра.

5. Этапы работы со сказкой.

1) Определить цель, задачу.

2) Изучить индивидуальные особенности клиента (анализ личности, состояний, отношений, ключевых слов).

3) Выбор темы, героя.

4) Выбор схемы.

5) Составление сказки с учётом всех требований.

6) Анализ с позиции решения задачи.

7) Анализ внутренней гармонии сказки (дополнение или исключение деталей, снижение или усиление эмоциональной ситуации, сохранение необходимого баланса).

6. Сказка для мальчика 5 лет, который очень расстраивался, когда у него что-нибудь не получалось:

Задача: Коррекционная.

Цель: Научить бороться преодолевать трудности, не бросать начатое дело, научиться трудолюбию и упорству.

В одном большом лесу на болоте, покрытом множеством красивых кувшинок и лилий, жила обычная лягушачья семья. В этой семье рос маленький лягушонок Кваки. Он был такой добрый, умный, зелененький, как и все его родственники. Его все любили и он любил свою семью и друзей. Еще он очень любил узнавать все новое, что его окружает, ведь это так необычно, увлекательно и интересно!

Только если у него что-нибудь не получалось, то Кваки сразу начинал расстраиваться, плакать и бросать начатое дело. Мама часто говорила ему, что не надо так сильно расстраиваться, что надо упорно тренироваться, продолжать пробовать дальше и результат обязательно будет!

Еще Кваки очень расстраивался из-за того, что у него не получалось правильно произносить все звуки своего лягушачьего языка. И тогда мама отвела его к опытной взрослой лягушке, которая славилась тем, что помогала маленьким лягушатам правильно и красиво говорить. И Кваки начал заниматься. Было непросто, он научился многим интересным упражнениям для губ, щек и языка, но одно упражнение никак не удавалось ему. Нужно было высунуть язык как можно дальше, чтобы он стал длинным и острым, а затем резко убрать его внутрь. Опытная лягушка говорила, что этот навык поможет ему во взрослой жизни быстро и ловко на лету ловить мошек и комаров. На очередном занятии у Кваки оно опять не получилось, он расстроился, расплакался и удалился.

Он упрыгал совсем недалеко и, вдруг, перед его взором раскинулось огромное желто-золотое поле. У него заслепило в глазах, он слегка прищурился и подошел поближе. Это было целое поле ярко-желтых подсолнухов. Они стояли такие красивые, величественные, слегка раскачиваясь на ветру. И Кваки даже показалось, что они качают своими головами. «Вот, хорошо быть подсолнухом, стоит такой высокий, сильный…» - подумал Кваки и подошел к самому высокому подсолнуху.

- «Ты такой сильный, гибкий» - сказал ему Кваки.

- «Ох, ох, я не сразу стал таким» - ответил Подсолнух. «Сначала я тоже был маленьким, слабым, у меня многое не получалось. Я учился бороться с сорняками, которые мешали мне расти. Я боролся с вредителями-жучками, которые норовили съесть меня, я учился противостоять ветру, чтобы он не переломил меня. Проходили дни, недели, дождик поливал меня и я становился выше, сильнее. Солнышко светило ярче и теплее, а моя голова наливалась сочными семечками».

- «И ты станешь ловким и умелым, должно пройти время тренировок и стараний и результат будет обязательно!»- закончил свою речь Подсолнух.

И Кваки попрыгал обратно к свому дому. И тут он заметил прямо над собой стаю мошек, он прыгнул, высунул язык и… промахнулся. Слезы так и полились из его глаз. Он хотел - было расстроиться, но вспомнил слова Подсолнуха. Он попробовал ещё разок и ещё, затем ещё и ещё, он всё старался и старался. И, вот, когда силы были почти на исходе, он высунул язык так сильно, как только мог, подпрыгнул, изловчился и…поймал-таки на лету аппетитную мошку. Это была самая вкусная мошка на свете, ведь он поймал её сам! Он был так рад и счастлив, что во всю прыть поскакал домой поделиться радостной новостью.

С тех пор лягушонок Кваки старался еще упорнее и даже если слезинки по привычке убегали из его глаз, то он уже и не думал расстраиваться, а еще упорнее занимался.

Сказка для влюбленной девочки-подростка, которая чрезмерно навязчива молодому человеку, отвергшему ее.

7. Заключение

Сказкотерапия как направление практической психологии привлекательно тем, что имеет немного ограничений по сравнению с другими подходами. Так, например, у нее нет возрастных границ: в каждом возрасте своя сказка, миф, притча, легенда, басня, баллада, песня и т. д. Не выявлено ограничений и по шкале «нормальное – отклоняющееся развитие»: сказкотерапия «работает» и с «нормально развивающимися», и с «альтернативно развивающимися» людьми (имеются в виду особенности применения сказкотерапии в области дефектологии. Сказкотерапия применяется для разрешения самых разнообразных проблем: от трудностей в обучении до острых жизненных кризисов. Но… в каждом случае свои комбинации, акценты, «посылы».

Список литературы:

1. Панфилова М. А. Игротерапия общения. - М. - 2008

2. Панфилова М. А. Лесная школа// Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников. - М. - 2002

3. Хулаева О. В. Тропинка к своему Я. Как сохранить психологическое здоровье дошкольников. - М. -

4. Практикум по сказкотерапии. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – Спб. -2002

5. Авторская сказкотерапия. А. В. Гнездилов. – Спб. -2004

Фото №1 ТЕМА Основные понятия в сказкотерапии Фото №2 Определение и значение сказкотерапии Фото №3 Алгоритм для составления сказок
Публикации по теме:

Авторские «Новые-старые сказки» Предлагаем вам сказки, собственного сочинения и придуманные родителями и детьми. Новые приключения Колобка. Жили-были дед, баба, Жучка, Мурка.

Дидактическое пособие «Авторские сказки»Дидактическое пособие «Авторские сказки» ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Авторские сказки» Пособие используется для развития речи, памяти, мышления и знакомства с окружающим миром Воспитатель.

Долгосрочный проект по сказкотерапии «В гостях у сказки» Долгосрочный проект по сказкотерапии "В гостях у сказки" (сказкотерапия –как одна из форм здоровьесберегающих технологий направленных на.

Конспект коррекционно-развивающего занятия с элементами сказкотерапии с детьми 6–7 лет «В гостях у сказки» Конспект коррекционно-развивающего занятия с элементами сказкотерапии с детьми 6-7 лет «В гостях у сказки» Цель: формирование позитивного.

Коррекционные сказки в работе с агрессивными дошкольникамиКоррекционные сказки в работе с агрессивными дошкольниками «Сказка дает великолепный общий язык для взрослого, работающего с ребенком. Язык сказки их естественно сближает» Д. Соколов Сказка – это.

Коррекционные упражнения для дошкольников 5–7 лет на развитие мышления 1. Упражнения на развитие мыслительной операции: "Сравнение предметов" 1) Стрекоза и божья коровка 2) Дом и избушка 3) Стол и стулья 4).

Коррекционные упражнения на внимание. Деловая игра для воспитателей Цель: выработка привычных, доведенных до автоматизма действий, подчиненных определенной, четко осознаваемой цели- безопасному поведению.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Какие разные авторские сказки! Нравственные и безопасные, трудовые и познавательные!» Мастер-класс для педагогов ДОУ «Какие разные авторские сказки! Нравственные и безопасные, трудовые, познавательные и культурно-гигиенические!».

Основные педагогические понятия духовно-нравственного воспитания в Ветхозаветный, Новозаветный и современный период. Прежде, чем говорить о духовно-нравственном воспитании, необходимо выяснить, что собой представляют понятия «нравственность» и «духовность».

Занятие по сказкотерапии «По дорогам сказки «Заюшкина избушка» Тема: По дорогам сказки «Заюшкина избушка». Цель: Научить детей понимать и различать эмоциональное состояние героев сказки и развивать у.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основные понятия в сказкотерапии. Авторские коррекционные сказки
Опубликовано: 17 декабря 2015 в 10:42
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД