Получи документы

Основные принципы закаливания

Папазян Армине
Основные принципы закаливания
▼ Скачать + Заказать документы

Закаливание – это система специальной тренировки организма, в том числе процессов терморегуляции, с использованием естественных факторов природы (воздух, вода, солнечные лучи). Это делается для того, чтобы расширить возможности приспособления человеческого организма к постоянно меняющимся температурным условиям (6, с. 38).

Для достижения наибольшего эффекта от закаливания ребенка необходимо соблюдать следующие принципы закаливания :

1. Индивидуальность.

Публикация «Основные принципы закаливания» размещена в разделах

Сопротивляемость внешним воздействиям и способность к регуляции тепла у маленьких детей развита слабее, чем у более старших детей. Поэтому начинать закаливание можно только у совершенно здорового ребенка, учитывая его физическое и психическое развитие, поведение и реакции на окружающие условия, индивидуальную чувствительность к действиям закаливающих агентов. К закаливанию ослабленных детей необходимо подходить особенно осторожно.

Учитывая индивидуальные особенности детей их можно разделить на группы, которым требуется разная закаливающая нагрузка.

К I группе относятся абсолютно здоровые дети, с которыми уже проводились закаливающие процедуры

Ко II группе относятся дети, перенесшие острые заболевания и ранее не закаливаемые, таких детей относят к группе риска.

К III группе относятся дети, которые часто болеют, имеют выраженные отклонения в состоянии здоровья (22, с. 43).

В раннем возрасте большую часть малышей можно отнести к III группе закаливания, и при организации закаливающих процедур лучше ориентироваться на таких детей. Что это значит: процедуры должны быть частыми и короткими и при этом не стоит понижать температуру. А чтобы усилить эффект надо постепенно увеличивать время действия или так же постепенно уменьшать температуру закаливающего фактора.

2. Систематичность вне зависимости от сезона.

Закаливающие процедуры эффективны лишь при условии систематического

проведения, в любое время года, изо дня в день. В случае систематического проведения закаливающих процедур вырабатывается условный рефлекс в виде быстрой реакции кровеносных сосудов на воздействие различной температуры. Адаптация организма к резким колебаниям температуры не создается за несколько дней. Если в дальнейшем условный рефлекс на внешние воздействия не подкрепляется, то он вскоре угасает, а затем исчезает. Перерывы в закаливании более 5 дней у малышей до года снижают приобретенную организмом устойчивость к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

Невозможно закалить один раз и навсегда. Прекращения закаливающих процедур может привести к частым простудным заболеваниям.

3. Постепенность.

При проведении закаливающих процедур, особенно в первые дни, нужно внимательно следить за самочувствием ребенка, массой тела, сном, аппетитом. Постепенность – одно из основных правил закаливания. Не следует сразу подвергать ребенка воздействию холодной воды или лучей палящего солнца. Детский организм постепенно приспосабливается к необычным условиям, к переменам окружающей среды. Только последовательно приучая малышей к изменениям температуры, можно без риска для их здоровья добиться хороших результатов.

Особая осторожность необходима в отношении ослабленных и легковозбудимых детей. Этим малышам целесообразно проводить сначала частичное обливание или обтирание, при воздушной ванне – обнажать на первых порах только ножки и ручки, потом живот, грудь и т. д. По мере улучшения состояния здоровья у ослабленного ребенка можно постепенно перейти к обычным закаливающим процедурам, рекомендованным для здоровых детей (22, с. 45).

4. Многофакторность закаливания.

Система закаливания должна включать разные факторы: холод, тепло,

механическое воздействие воздуха (сквозняк, действие воды и др. И силу воздействия закаливающих факторов увеличивать постепенно.

Очень важно сочетать действия местных и общих закаливающих факторов – это еще один принцип. Недостаточно только обливать ежедневно ножки, устойчивость организма достигается при чередовании общих процедур с местными, причем местные процедуры должны быть направлены на более чувствительные к холоду области (стопы, носоглотка, поясница).

5. Принцип полиградационности. Чтобы ребенок не привыкал к действию какой-то одной процедуры, необходимо соблюдать принцип полиградационности – периодически менять температуру или продолжительность процедуры и т. д.

При проведении закаливающих процедур следует учитывать предшествующую деятельность ребенка, так как интенсивные мышечные нагрузки или какие-то эмоциональные реакции могут затормозить термовосстановительный процесс после охлаждения даже у здорового ребенка.

6. Учет эмоционального состояния ребенка.

Эмоциональное состояние имеет большое значение в эффективности закаливания. Процедуры должны проводиться на фоне положительной настроенности ребенка, если же он проявляет беспокойство, капризничает, их временно отменяют. Маленькие дети требуют особого внимания и подхода, перед началом закаливающей процедуры необходимо создавать такую обстановку, чтобы у ребенка не появлялось чувство страха.

Если ребенок не в настроении, плачет, испытывает дискомфорт, то, конечно же, никаких закаливающих процедур быть не должно. Здесь он быстрее заболеет от действия (даже кратковременного) холодного фактора, чем закалится (22, с. 46).

Вообще реакция ребенка на закаливающую процедуру – хороший барометр, который помогает правильно ориентироваться при определении тактики закаливания (снижать или не снижать температуру, удлинять время действия закаливающего фактора или нет и т. д.)

Иногда отрицательное отношение ребенка к любым водным процедурам является первым симптомом начала острого заболевания или каких-то более серьезных отклонений.

Для установления тесного контакта процедура должна сопровождаться ласковым разговором с малышом, его подбадриванием. Когда закаливание доставляет малышу удовольствие, оно наиболее эффективно.

Все закаливающие процедуры нужно проводить на разных уровнях терморегуляции, т. е. в покое и при различной двигательной активности.

Противопоказания к закаливающим процедурам :

– острые заболевания, сопровождающиеся высокой температурой;

– острые желудочно-кишечные расстройства;

– резко повышенная нервная возбудимость;

– декомпенсированные пороки сердца;

– выраженная анемия (низкий гемоглобин);

– резкое истощение;

– ухудшение сна;

– резко отрицательное отношение к закаливающим процедурам

Публикации по теме:

Консультация «Основные принципы и средства закаливания» Общие требования 1. Создание экологически благоприятных условий в помещениях для игр и занятий детей:  - соблюдение санитарных и гигиенических.

Консультация «Основные принципы педагогической помощи дошкольникам с дизартрией» Наряду с выраженной зависимостью частоты речевых нарушений от тяжести и формы двигательной патологии, имеется тесная связь между клиническими.

Организация закаливания летом В системе физического воспитания детей дошкольного возраста закаливанию принадлежит большое место. Сделать организм человека стойким, гибким.

Основные принципы организации двигательной деятельности детей на прогулке В целях насыщения прогулки интересными делами в ее структуру предлагается вносить наблюдения и дидактические задания, совместные со взрослым.

Консультация «Основные принципы организации среды» Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель.

Основные принципы проведения и этапы разучивания пальчиковых игр Основные принципы проведения и этапы разучивания пальчиковых игр[/b] Чтобы применение пальчиковых игр в развитии мелкой моторики и развития.

Программа закаливания «Крепыш» ЦЕЛЬ Создание условий для укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста в детском саду на основе активного использования закаливания.

Схема закаливания в детском саду Закаливание детей Схема закаливающих мероприятий для детей 1 года обучения Сентябрь - октябрь закаливание Оздоровительные мероприятия воздушные.

Основные дидактические принципы эстетического развития дошкольников О. С. Меньщикова, воспитатель МБДОУ ДС №37 “Соловушка”, г. Старый Оскол, Белгородской области Статья: «ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО.

Виды закаливания детей Традиционные виды закаливания детей утренний прием на свежем воздухе, гимнастика • оздоровительная прогулка • воздушные ванны • воздушные.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Основные принципы закаливания
Опубликовано: 12 марта 2019 в 20:55
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Основные принципы закаливания» (включая файлы) размещена пользователем Папазян Армине (УИ 1648710) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД