МААМ-картинки

Основные проблемы в работе воспитателя в связи с введением ФГТ.

Грязнова Ольга
Основные проблемы в работе воспитателя в связи с введением ФГТ.
▼ Скачать + Заказать документы

Основные проблемы в работе воспитателя в связи с введением

федеральных государственных требований к основной

общеобразовательной программе дошкольного образования

Френсис Бекон сказал: «Нововведения подобны новорожденным: на первых порах они необычайно нехороши собой». Эти слова, на мой взгляд, наиболее полно отражают ситуацию в современном дошкольном образовании. Действительно, любое новшество всегда несет за собой перемены в сложившемся укладе, проблемы, которые необходимо решать.

Проблем невероятно много, но, на наш взгляд, наиболее существенные это:

Публикация «Основные проблемы в работе воспитателя в связи с введением ФГТ,» размещена в разделах

изменения в планировании и организации воспитательно-образовательного процесса

и взаимодействие с родителями по реализации основное образовательной программы дошкольного образования.

Позволим себе напомнить, что в теоретико-методологической основе современного дошкольного образования лежат три теории:

культурно-историческая теория развития личности, которая является методологической базой выделения десяти образовательных областей,

деятельностная теория, на основании которой определены восемь видов детской деятельности

и личностный подход.

Все авторы единодушны в том мнении, что передача взрослым ребенку культурных образцов поведения, общения и деятельности должна происходить в дошкольном возрасте непроизвольно и непреднамеренно. Процесс приобретения знаний в дошкольном возрасте не является ни целенаправленным, ни систематическим, а совершается лишь в меру имеющихся у детей познавательных интересов: знания являются «побочным продуктом» различных видов деятельности ребенка. По словам Выгодского, дошкольник учится в меру того, в меру чего программа учителя становится его собственной программой.

На первый взгляд может показаться, что возникает противоречие между познавательными интересами ребенка и необходимостью реализовать образовательную программу в полном объеме.

С одной стороны, существует циклограмма образовательной деятельности, календарно-тематический план ежедневной работы воспитателя с детьми и родителями, с другой, интересы ребенка, которые изменяются, не только ежедневно, но и несколько раз в течение дня.

На сегодняшний момент, наша основная задача состоит в том, чтобы на смену противоречию пришло единство интересов всех участников образовательного процесса, направленных в конечном итоге на формирование у ребенка необходимых интегративных качеств личности, которые позволят ему успешно адаптироваться в новых социальных условиях при переходе на школьную ступень образования.

Как этого достичь? Нами разработан и успешно апробирован алгоритм «проживания» темы, включающий в себя: этап «вхождения» в тему, «погружения» и «завершения», который позволяет грамотно спланировать работу в тематическом блоке.

Попытались разработать алгоритм «проживания» дня, за основу брали и виды детской деятельности, и временные отрезки, и образовательные области, но ничего не получилось. Неизменным осталось только одно: утреннее обсуждение с детьми того, чем мы будем заниматься в течение дня, так называемый утренний ритуал.

Таким образом, ежедневное планирование воспитательно-образовательного процесса представляет собой, в новых условиях некий гибкий каркас, на который, по мере необходимости и в силу появившихся у детей потребностей и интересов нанизываются необходимые элементы (опыты, наблюдения, игры, проблемные ситуации, ситуативные беседы и т. д.). А для этого необходимы картотеки, как говорится, «на все случаи жизни».

Кроме этого, значительно увеличилась образовательная нагрузка на прогулку. Сегодня во время прогулок мы с детьми разучиваем и закрепляем стихи, считалки, работаем над речью, закрепляем счет, проводим элементарные опыты, играем в различные игры (в том числе и сюжетно-ролевые) и решаем множество образовательных и развивающих задач, которые раньше решали только на занятиях.

Если раньше в режимных моментах происходило обучение культурно-гигиеническим навыкам, то теперь это время мы используем для решения образовательных задач (уточняем свойства и качества предметов и материалов, проводим элементарное экспериментирование, работаем над формированием элементарных математических представлений (последовательность одевания, количество и счет деталей одежды) и так далее). Для этого разрабатываются картотеки режимных моментов.

Но самое главное даже не это. Мы пришли к выводу, что любая деятельность детей (даже беседа) должна носить игровой характер, а любая игра должна быть дидактической.

Перефразируя известную поговорку и применив ее к сегодняшней ситуации можно сказать, что дети – это голова, а воспитатель – шея и его задача сделать так, чтобы в интересной и значимой для ребенка форме решать необходимые образовательные задачи.

Воспитатель должен быть мобильным, готовым к импровизации, креативным, уметь вместе с детьми узнавать и радоваться новому и не бояться признаться детям, в том, что он чего-то не знает.

Второй существенной проблемой стала для нас организация работы с родителями. Семья и раньше считалась субъектом образовательного процесса наравне с социумом, администрацией ДОУ и сотрудниками, но в центре находились дети и воспитатели.

Сейчас, авторы ФГТ рассматривают семью как важнейший институт социализации ребенка, субъект образовательного пространства и выделяют взаимодействие с семьей как отдельное направление по реализации ООП ДО.

На наш взгляд, сегодня можно выделить следующие принципы работы с родителями :

Принцип согласованности: формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего непротиворечивость воздействий взрослых на ребенка. Принцип информационной насыщенности, доступности и достаточности с учетом воспитательного потенциала семьи.

Принцип партнерства (быть не «над» родителями, а вместе с ними)

Принцип терпимости и настойчивости (не ждать 100% отдачи, но и не оставлять в покое)

Принцип мотивации различными способами (похвала при всех, организация семейных выставок, поощрение, педагогическая лесть)

Несколько изменились и формы работы с родителями :

-Условное деление на группы по возможностям и интересам.

-Привлечение к презентации результатов работы в рамках ТБ (не только в качестве пассивных зрителей, но и активных участников).

-Возобновление традиций совместных экскурсий на предприятие и в учреждения по месту работы родителей (причем программу составляют и проводят экскурс сами родители).

-новая для нас форма работы – родительские мастер-классы («Уроки игры на гитаре», «Волшебные крестики», «Веселые рифмы»).

В результате мы создали условия для самообразования и самовоспитания родителей, проявления талантов, способностей каждого члена семьи. Если раньше творческие семейные работы в основном носили шаблонный характер, то сейчас работы стали оригинальными и креативными.

В традиции семьи вошли такие понятия как семейный совет и семейная мастерская, как средства семенного воспитания, заключающиеся в совместном обсуждении и решении возникающих перед семьей задач и проблем. Дети при такой форме взаимодействия приобретают навыки сотрудничества, опыт выдвижения новых идей, разрешения трудных ситуаций, ответственности, то есть тех интегративных качеств личности заявленных в ФГТ к ООП ДО.

В завершении приведу слова Чарльз Дарвина «Выживает не самый сильный, и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на изменения».

Успехов вам, уважаемые коллеги!

Публикации по теме:

Развивающая среда старшей группы.Развивающая среда старшей группы. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - Требования).

Уважаемые коллеги! Вышли ФГТ к условиям. Приказ от 20 июля 2011 г. №2151 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) П Р И К А З «20» июля 2011 г. № 2151 Об утверждении.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Основные проблемы в работе воспитателя в связи с введением ФГТ.
Опубликовано: 15 сентября 2012 в 10:46
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Основные проблемы в работе воспитателя в связи с введением ФГТ.» (включая файлы) размещена пользователем Грязнова Ольга (УИ 15026) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД