Грязнова Ольга
Основные проблемы в работе воспитателя в связи с введением ФГТ.
▼ Скачать + Заказать документы
Основные проблемы в работе воспитателя в связи с введением
федеральных государственных требований к основной
общеобразовательной программе дошкольного образования
Френсис Бекон сказал: «Нововведения подобны новорожденным: на первых порах они необычайно нехороши собой». Эти слова, на мой взгляд, наиболее полно отражают ситуацию в современном дошкольном образовании. Действительно, любое новшество всегда несет за собой перемены в сложившемся укладе, проблемы, которые необходимо решать.
Проблем невероятно много, но, на наш взгляд, наиболее существенные это:
Публикация «Основные проблемы в работе воспитателя в связи с введением ФГТ,» размещена в разделах
изменения в планировании и организации воспитательно-образовательного процесса
и взаимодействие с родителями по реализации основное образовательной программы дошкольного образования.
Позволим себе напомнить, что в теоретико-методологической основе современного дошкольного образования лежат три теории:
культурно-историческая теория развития личности, которая является методологической базой выделения десяти образовательных областей,
деятельностная теория, на основании которой определены восемь видов детской деятельности
и личностный подход.
Все авторы единодушны в том мнении, что передача взрослым ребенку культурных образцов поведения, общения и деятельности должна происходить в дошкольном возрасте непроизвольно и непреднамеренно. Процесс приобретения знаний в дошкольном возрасте не является ни целенаправленным, ни систематическим, а совершается лишь в меру имеющихся у детей познавательных интересов: знания являются «побочным продуктом» различных видов деятельности ребенка. По словам Выгодского, дошкольник учится в меру того, в меру чего программа учителя становится его собственной программой.
На первый взгляд может показаться, что возникает противоречие между познавательными интересами ребенка и необходимостью реализовать образовательную программу в полном объеме.
С одной стороны, существует циклограмма образовательной деятельности, календарно-тематический план ежедневной работы воспитателя с детьми и родителями, с другой, интересы ребенка, которые изменяются, не только ежедневно, но и несколько раз в течение дня.
На сегодняшний момент, наша основная задача состоит в том, чтобы на смену противоречию пришло единство интересов всех участников образовательного процесса, направленных в конечном итоге на формирование у ребенка необходимых интегративных качеств личности, которые позволят ему успешно адаптироваться в новых социальных условиях при переходе на школьную ступень образования.
Как этого достичь? Нами разработан и успешно апробирован алгоритм «проживания» темы, включающий в себя: этап «вхождения» в тему, «погружения» и «завершения», который позволяет грамотно спланировать работу в тематическом блоке.
Попытались разработать алгоритм «проживания» дня, за основу брали и виды детской деятельности, и временные отрезки, и образовательные области, но ничего не получилось. Неизменным осталось только одно: утреннее обсуждение с детьми того, чем мы будем заниматься в течение дня, так называемый утренний ритуал.
Таким образом, ежедневное планирование воспитательно-образовательного процесса представляет собой, в новых условиях некий гибкий каркас, на который, по мере необходимости и в силу появившихся у детей потребностей и интересов нанизываются необходимые элементы (опыты, наблюдения, игры, проблемные ситуации, ситуативные беседы и т. д.). А для этого необходимы картотеки, как говорится, «на все случаи жизни».
Кроме этого, значительно увеличилась образовательная нагрузка на прогулку. Сегодня во время прогулок мы с детьми разучиваем и закрепляем стихи, считалки, работаем над речью, закрепляем счет, проводим элементарные опыты, играем в различные игры (в том числе и сюжетно-ролевые) и решаем множество образовательных и развивающих задач, которые раньше решали только на занятиях.
Если раньше в режимных моментах происходило обучение культурно-гигиеническим навыкам, то теперь это время мы используем для решения образовательных задач (уточняем свойства и качества предметов и материалов, проводим элементарное экспериментирование, работаем над формированием элементарных математических представлений (последовательность одевания, количество и счет деталей одежды) и так далее). Для этого разрабатываются картотеки режимных моментов.
Но самое главное даже не это. Мы пришли к выводу, что любая деятельность детей (даже беседа) должна носить игровой характер, а любая игра должна быть дидактической.
Перефразируя известную поговорку и применив ее к сегодняшней ситуации можно сказать, что дети – это голова, а воспитатель – шея и его задача сделать так, чтобы в интересной и значимой для ребенка форме решать необходимые образовательные задачи.
Воспитатель должен быть мобильным, готовым к импровизации, креативным, уметь вместе с детьми узнавать и радоваться новому и не бояться признаться детям, в том, что он чего-то не знает.
Второй существенной проблемой стала для нас организация работы с родителями. Семья и раньше считалась субъектом образовательного процесса наравне с социумом, администрацией ДОУ и сотрудниками, но в центре находились дети и воспитатели.
Сейчас, авторы ФГТ рассматривают семью как важнейший институт социализации ребенка, субъект образовательного пространства и выделяют взаимодействие с семьей как отдельное направление по реализации ООП ДО.
На наш взгляд, сегодня можно выделить следующие принципы работы с родителями :
Принцип согласованности: формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего непротиворечивость воздействий взрослых на ребенка. Принцип информационной насыщенности, доступности и достаточности с учетом воспитательного потенциала семьи.
Принцип партнерства (быть не «над» родителями, а вместе с ними)
Принцип терпимости и настойчивости (не ждать 100% отдачи, но и не оставлять в покое)
Принцип мотивации различными способами (похвала при всех, организация семейных выставок, поощрение, педагогическая лесть)
Несколько изменились и формы работы с родителями :
-Условное деление на группы по возможностям и интересам.
-Привлечение к презентации результатов работы в рамках ТБ (не только в качестве пассивных зрителей, но и активных участников).
-Возобновление традиций совместных экскурсий на предприятие и в учреждения по месту работы родителей (причем программу составляют и проводят экскурс сами родители).
-новая для нас форма работы – родительские мастер-классы («Уроки игры на гитаре», «Волшебные крестики», «Веселые рифмы»).
В результате мы создали условия для самообразования и самовоспитания родителей, проявления талантов, способностей каждого члена семьи. Если раньше творческие семейные работы в основном носили шаблонный характер, то сейчас работы стали оригинальными и креативными.
В традиции семьи вошли такие понятия как семейный совет и семейная мастерская, как средства семенного воспитания, заключающиеся в совместном обсуждении и решении возникающих перед семьей задач и проблем. Дети при такой форме взаимодействия приобретают навыки сотрудничества, опыт выдвижения новых идей, разрешения трудных ситуаций, ответственности, то есть тех интегративных качеств личности заявленных в ФГТ к ООП ДО.
В завершении приведу слова Чарльз Дарвина «Выживает не самый сильный, и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на изменения».
Успехов вам, уважаемые коллеги!