Приложение МААМ

Основы педагогического мастерства (спецкурс)

Светлана Валентиновна Варкентин
Основы педагогического мастерства (спецкурс)
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар «Профессионально – педагогическая саморегуляция в структуре личности и деятельности специалиста ДОУ».

Автор: Варкентин С. В. педагог–психолог МАДОУ ЦРР д/с №131 г. К-д

Структура семинара.

1. Пре – тест (саморефлексия);

2. Информационная часть:Содержание понятия «саморегуляция»;

психологическая и профессиональная саморегуляция;

Структура и функция профессиональной саморегуляции в педпроцессе ДОУ

Основы развития и саморазвития профессиональной саморегуляции (ПС);

Публикация «Основы педагогического мастерства (спецкурс)» размещена в разделах

Анкета № 1, 2 Оценка степени значимости профессиональной саморегуляции для педагогической деятельности в ДОУ. (Н. П. Сазонова. Саморегуляция педагогов ДОУ)

3. Практический инструментарий: вопросы и задания для самоконтроля; примерные показатели развитости ПС педагога

4. Литература.

Пре – тест, после – тест (саморефлексия); ценность приобретенного опыта.

1. Саморегуляция (психическая и профессиональная);

2. Текущая и оперативная саморегуляция;

3. Способы саморегуляции (метод создания установки, самоубеждение, самовнушение, отключение, переключение, отвлечение, самоприказ, самоонализ, речевая разрядка, приемы логики, рассуждения, тренинг, рационализации, аутотренинг);

4. Актерский метод К. А. Станиславского;

5. Метод регуляции поведения «Если бы…»;

6. Метод создания установки Д. Н. Узнадзе;

7. Признаки деструктивного и конструктивного состояний человека.

Смысловая ситуация (метафоры).

Велеть кому – нибудь дать тебе готовые мысли - это все равно, что поручить другой женщине родить твое дитя. /Я. Корчак/

В знании – величие и краса, знание дороже, чем клад жемчужин: время любой уничтожает клад, мудрый и знающий вечно нужен. /Ас–Самарканди/

Тот, кто обращается к старому, способен открывать новое, имеет право быть учителем. /Конфуций/

Единственная настоящая ошибка – не исправлять прошлых ошибок.

/Народная мудрость/

Ключевые слова и выражения.

Саморегуляция - это свойство биологических систем автоматически устанавливать и поддерживать на определенном, относительно постоянном уровне те или иные физиологические и другие биологические показатели.

В зависимости от вида деятельности и условий ее осуществления саморегуляция может реализовываться разными психическими средствами - чувственными конкретными образами, представлениями, понятиями и др.

Профессиональная саморегуляция представляет собой системное, интегральное, профессионально важное качество специалиста. Оно заключается в возможности устанавливать соответствие между требованиями педагогической деятельности в каждый момент осуществления, текущими состояниями личности, ее действиями в конкретных ситуациях и проявляется в способности субьекта к самоизменению и саморазвитию. Интересны результаты исследования А. О. Прохорова, который, изучая проявления ПС, обнаружил трехуровневую систему саморегуляции состояний. Базовый уровень представляет собой систему длительных, устойчивых состояний, обусловленных профессиональной мотивацией, позитивными установками в отношении педагогического труда. Сформированность этого уровня является условием развития умения управлять собой. Уровень текущей саморегуляции связан с актуализацией пролонгированной на весь день системы положительно окрашенных состояний. Оперативная (актуальная) саморегуляция действует в сложных, незапланированных, требующих сиюминутной мобилизации педагогических ситуациях. Профессиональная деятельность педагога влечет за собой «амортизацию» души. Мера ее может быть уменьшена разумными, целенаправленными усилиями самого педагога. Способы саморегуляции необходимо отличать от психокоррекции, проводимой специально подготовленными психологами. К ним относятся: способы саморегуляции внешних проявлений субьекта (мимики, движений, жестов, речи, дыхания); способы саморегулирования через мысленное оперирование чувственными образами и представлениями; способы, основанные на волевом регулировании состояний, действий, поступков субъекта; способы саморегуляции действий в структуре деятельности специалиста;

игровые способы; физическая нагрузка (спортивные игры, упр-я и др.) как способ профилактики и устранения деструктивных состояний специалистов.

Признаки деструктивного (напряженного) эмоционального состояния человека: меняется мимика, повышается тонус скелетной мускулатуры, ускоряется темп речи, появляется суетливость, приводящая к ошибкам в ориентировке, изменяются дыхание, пульс, цвет лица, могут появиться слезы. Смена деструктивного состояния на противоположное – конструктивное достигается путем создания внешних признаков последнего: улыбка, приподнятая голова, непрнужденность мимики и движений, уверенный, устремленный вперед взгляд создают внутреннее состояние уверенности в себе, готовность к деятельности. Метод «физических действий» (ведущий актерский метод) К. А. Станиславского.

Сущность метода заключается в том, что выполнение физических действий, свойственных определенному эмоциональному состоянию, способно вызвать у человека сами эмоции, которыми обычно эти действия продиктованы. Например, прямой взгляд, чуть повышенный голос, уверенная интонация, «официальный» тон, собранность, отсутствие лишних движений придают образу строгость, уверенность в своих действиях, стимулируют детей на адекватную ситуации реакцию.

Метод регуляции поведения «Если бы…». Его действие заключается в представлении человеком внешних проявлений желаемого состояния. («если бы я охотно шла на занятие с детьми, то я была бы в приподнятом настроении, на лице легкая улыбка, в глазах «искорки»; я бы использовала игровые приемы обучения, поддерживала инициативу детей, задавала множество разных вопросов, была бодра, активна и т. д.»)Способы саморегуляции, основанные на волевом регулировании состояний, действий, поступков субъекта. Метод создания установки Д. Н. Узнадзе – готовность к определенной активности, зависящая от наличия потребности и объективной ситуации ее удовлетворения. Установка на доброту, внимание, любовь к детям может быть принята и удержана педагогами сознательно.

Самоубеждение – интеллектуальное действие, с помощью которого осуществляется подавление тревоги, эмоциональной напряженности и других отрицательно действующих на личность состояний. Формируются конкретные выводы – утверждения: «Не нужно так обострять ситуацию», «Случившееся не заслуживает таких переживаний» и т. п. Итог – самоприказ: «Действовать сейчас так…», «Надо подождать, и все встанет на свои места». Самоприказ выражается в четком, кратком указании себе порядка дальнейших действий или реакций: «успокойся, действуй решительно, выслушай ребенка, поговори откровенно, не кричи… Самовнушение – процесс внушения, адресованный самому себе и осуществляемый путем многократного повторения определенной словесной формулы: «Я спокоен, уверен в себе, собран и уравновешен, активен и бодр и т. п.», не содержащей частицы «не». Хочу – могу – буду – есть… Отключение предполагает полное блокирование в сознании раздражающего образа, черты характера, особенностей поведения – они целенаправленно «забываются» на какое – то время. Для этого используется прием рассредоточения, хаотичного рассматривания окружающих предметов без остановки на каком – то из них. Затем тот же прием используется с закрытыми глазами, в воображении, для достижения рассредоточения. Переключение заключается в переходе на деятельность, вызывающую положительные эмоции или забирающую отрицательно действующую энергию (пение, слушание музыки, хоз. -бытовая деятельность, двигательная активность – ходьба, бег, математический счет и др.)Отвлечение – мысленное перенесение себя в ситуацию уюта, комфорта – в обстановку или деятельность,в которой человек чувствует себя наиболее спокойно и защищенно. Самоанализ – самостоятельное применение логических приемов (разложение, соединение, посредством которых личность рассматривает себя как объект самоизучения. Что я чувствую? Возлагаю ли я на кого – то ответственность за свои чувства? Поможет ли делу, если я расскажу им о том, что чувствую? Что я хочу изменить? Избавился ли я от желания наказать их? Что я смогу сделать, чтобы лучше владеть моими чувствами? (выразить свои чувства на бумаге, поделиться сомнениями с кем – либо и др.)

Приемы логики, рассуждения, рационализации – сознательный разбор и упрощение ситуации, вскрытие неосновательности повода для любого отрицательно влияющего на личность или деятельность чувства, ситуации. Речевая разрядка – общение с друзьями, близкими, самим собой позволяет освободиться от отрицательных переживаний, выразить их в словесной форме путем «перекладывания» на реального (воображаемого) собеседника. Комплексным методом саморегуляции, предполагающим владение предшествующими группами способов, является аутотренинг – система упражнений, направленных человеком на себя и предназначенных для саморегуляции психических и физических состояний. Аутотренинг способствует росту резервных возможностей человека, совершенствует деятельность программирующих механизмов мозга. А. особенно эффективен в сочетании с закаливанием, физической нагрузкой, физиотерапией и др. средствами самовосстановления.

Основным способом приобретения опыта саморегуляции деятельности является тренинг. Игровые способы саморегуляции заключаются в проигрывании педагогом роли такого человека, каким ему хочется быть. Физическая нагрузка – самый естественный, наиболее эффективный, оперативный способ саморегуляции человека (бег, физические упражнения, спортивные игры, физический труд). Она направляет избыточную, негативно настроенную энергию в не опасное для организма русло. В ходе профессиональной деятельности педагога возможностей для немедленной физической нагрузки, как правило, не существует. Между тем отрицательные эмоции, стрессовые состояния нарушают физиологические механизмы саморегуляции организма, вызывают заболевания нервной, сердечно – сосудистой и других систем. Поэтому специалисту необходимо знать и использовать другие способы саморегулирования в профессиональной деятельности, а также осуществлять систематическую профилактику возникновения деструктивных состояний. Преставленные группы способов саморегулирования могут быть использованы как самостоятельно, так и в различных сочетаниях. Залогом успеха их реализации являются сознательность и активность овладения этими способами, уверенность в эффективности применяемых приемов самовоздействия и своих способностях, готовность к постоянному самосовершенствованию.

Знание и оперирование способами саморегуляции является значимым компонентом профессиональной культуры специалиста ДОУ.

Публикации по теме:

Психолого-педагогический аспект разработки и реализации основной общеобразовательной программы ДО с учётом ФГТПсихолого-педагогический аспект разработки и реализации основной общеобразовательной программы ДО с учётом ФГТ 25 сентября в МАДОУ 37 "Журавлик" прошёл семинар для старших воспитателей Орехово-Зуевского района Московской области. Получение педагогами.

Семинар-практикум для педагогов «Сказка — ложь, да в ней намек…» Одна из основных задач современной системы дошкольного образования - повышение качества воспитательно- образовательной работы, создание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основы педагогического мастерства (спецкурс)
Опубликовано: 13 ноября 2013 в 17:20
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Основы педагогического мастерства (спецкурс)» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Валентиновна Варкентин (УИ 59592) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД