Получи документы

Основы психоконсультирования и психокоррекции» «Особенности взаимоотношений супругов в молодой семье»

Демерчян Виктория Александровна
Основы психоконсультирования и психокоррекции» «Особенности взаимоотношений супругов в молодой семье»

1.2. Понятие психологической готовности к брачным отношениям

Сейчас жизненные ценности изменились, человек может тратить большую часть времени на занятие по вождению, чем на налаживание отношений в семейной жизни. И так происходит хотя бы потому что если человек не проходит водительскую подготовку, то ему не имеют права выдать права, а для получения свидетельства о браке не требуют прохождения определенной подготовки. Значительная часть людей необдуманно принимает решение вступить в брак, не понимая того, кого ответственность берут на себя. В следствии чего ожидания и надежды неоправдываются и многие супруги разводятся несумев пережить этот кризис. Главное здесь понять, что должно пройти некоторое время для того, чтобы привыкнуть друг к другу и научиться жить вместе. Подготовка молодежи к вступлению в брак, к будущей семейной жизни — неотъемлемая составная часть общей системы воспитания подрастающего поколения. Еще недавно считалось, что по достижению определенного возраста человек уже готов к вступлению в брак, но это вовсе не так и подготовка к семейной жизни действительно нужна. Многочисленные исследования говорят нам о том, что подготовка к созданию семьи должна стать целью психологической работы.

Публикация «Основы психоконсультирования и психокоррекции“ „Особенности взаимоотношений супругов в молодой семье“» размещена в разделах

Семейная жизнь, давая человеку возможность для личностного роста и счастья, дает ему и немало требований. Среди факторов, определяющих стабильность молодых семей, выделяют готовность молодежи к браку. Это система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально-психологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества.

Сейчас такое время когда большинство молодёжи вступают в брак не обдумав своё решение на столько серьёзно, на сколько требует данный вопрос. Многие считают, что получив паспорт, могут считать себя взрослыми и жить по своим правилам и принципам, не зависимо от родителей. Мало того, что часть из них вступает в брак не достигнув совершеннолетия, но и делают это без согласия родителей. Прожив некоторое время, у многих из них это приводит к разводу.

Готовность к браку включает целый комплекс аспектов:

1. Формирование определенного нравственного комплекса — готовность личности принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям. Формирование этого аспекта, на наш взгляд, окажется связанным с распределением ролей между супругами.

2. Подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству. Семья является малой группой, для нормального ее функционирования требуется согласованность ритмов жизни супругов.

3. Способность к самоотверженности по отношению к партнеру. Способность к такому чувству включает способность к соответствующей деятельности, основанной, прежде всего, на качествах и свойствах альтруизма любящего человека.

4. Наличие качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека — эмпатийный комплекс. Важность этого аспекта связана с тем, что брак по своему характеру становится по-настоящему психологическим в силу утонченности человека как личности. В связи с этим возрастает роль психотерапевтической функции брака, успешной реализации которой способствует развитие способности к сопереживанию, и чувствованию в эмоциональный мир партнера.

5. Высокая эстетическая культура чувств и поведения личности.

6. Умение разрешать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции собственной психики и поведения. Умение конструктивно решать межличностные конфликты, использование их для развития межличностных отношений супругов считается решающим в процессе взаимного приспособления молодоженов. [ 19 ]

В психологическом словаре понятие психологической готовности к браку рассматривается как система психологических характеристик субъекта, обеспечивающих успешное вступление в брак. К ней можно отнести: физиологическую готовность к браку (способность к репродуктивной функции); общеличностную готовность (необходимый уровень психического развития — психологическая зрелость). [18 ]

В психологии готовность при вступлении в брак рассматривается как ключевая предпосылка гармонии отношений супругов и жизни семьи в целом.

В психологических и педагогических исследованиях мы можем увидеть значительное множество подходов к определению понятия «психологическая готовность». Можем выделить их как:

- определённое психическое состояние, возникающее перед началом деятельности, характеризующееся наличием у субъекта образа структуры определённого действия и постоянной направленности сознания на его выполнение [ 111 ];

- существенный признак установки, целостное психическое явление, в котором интегрированы знания и умения личности относительно исполнения конкретного вида деятельности [ 2];

- качество, которое формируется на основе внешних и внутренних условий. Под внешними условиями подразумевается та конкретная обстановка, в которой осуществляется деятельность, а под внутренними - устойчивые психические особенности, свойственные данному человеку [ 15 ];

- устойчивая характеристика личности, качество, объединяющее знания, умения, навыки, настрой на конкретные действия [ 17 ].

Брачные отношения являются основой семьи. В этих отношениях находят проявление как естественная, так и социальная природа человека, как материальная, так и духовная сфера социальной жизни [ 3 ].

Супружеские отношения являются центром современных брачно-семейных отношений. Такие отношения обычно считаются начальными среди всех внутрисемейных отношений. Супружеская подсистема - главный элемент, лежащий в основе развития и функционирования всей системы семьи, выполнения семьёй её основных функций. В современном брачном союзе возрастает значение личного, интимного общения, основанного на любви, уважении, внимании, заботе, ощущении ценности своей личности. Брак в наше время является психологическим отношением между супругами [ 12 ].

Можно согласиться с И. В. Гребенниковым, что соответственно подготовка подрастающего поколения к семейной жизни должна включать следующие основные аспекты : [17]

1. Социальный, раскрывающий политику государства в области брачно-семейных отношений и демографии, а также содержащий данные об общественной сущности брачно-семейных отношений, предназначении семьи, семейных ценностях, социальных ролях супругов и родителей.

2. Нравственно-этический, включающий воспитание следующих нравственных качеств: дружелюбного отношения к представителям другого пола; уважения к матери, отцу, старшим и младшим; потребности в воспитании детей; ответственности, верности, честности, сдержанности, доброты, уступчивости; чувства долга перед супругой (супругом, семьей, детьми; культуры интимных чувств.

3. Правовой, ориентированный на ознакомление с основами законодательства о браке и семье; с важнейшими положениями семейного права; с обязанностями супругов по отношению друг к другу, к детям, к обществу.

4. Психологический, формирующий понятия о личностном развитии; об особенностях психологии межличностных отношений юношества; о психологических основах брака и семейной жизни, умения понимать психологию других людей; развитие чувств, необходимых для супружеской и семейной жизни; владение навыками общения.

5. Физиолого-гигиенический, включающий знания физиологических особенностей мужского и женского организмов; особенностей половой жизни, вопросов личной гигиены и др.

6. Педагогический, включающий формирование представлений о роли семьи в воспитании детей, ее педагогическом потенциале, специфике семейного воспитания, воспитательных функциях отца и матери, о путях повышения педагогической культуры родителей.

7. Хозяйственно-экономический: вооружение знаниями о бюджете семьи, культуре быта, умениями вести домашнее хозяйство и т. д. Всестороннее воспитание семьянина осуществляется под воздействием различных социально-педагогических и психологических факторов. Многие исследователи, подчеркивая многофакторный характер указанного процесса, выделяют среди них семью, школу, общество сверстников, художественную литературу, средства массовой информации, общественность, церковь. Процесс воспитания семьянина, как и любой другой подобный процесс, представляет собой совокупность воспитательных взаимодействий. При этом эти взаимодействия носят целенаправленный (учитель — ученик) или стихийный (подросток — сверстники). [17]

Важнейшее значение в указанных взаимодействиях имеет не только воздействие на воспитанника, но и его ответная реакция. Она тоже не остается неизменной, меняется, развивается. Все это нельзя не учитывать, организуя работу с молодежью.

И. Ю. Зудилина под психологической готовностью к брачным отношениям понимает интегральную характеристику, объединяющую психологические мотивы, знания, умения, навыки и качества личности, которые обеспечивают построение отношений супругов в браке и выражены в когнитивном, мотивационном, операциональном, эмоциональном и поведенческом компонентах [ 15 ].

Проблемой готовности молодежи к браку занимались Борман Р., Шилле Г., Т. В. Андреева, И. В. Гребенников и В. А. Сысенко.

И. В. Гребенников считает, что сейчас в нашей стране большинство браков заключаются по любви. Но возникает проблема того, что люди, испытывающие взаимную увлеченность друг-другом не всегда могут быть готовы к созданию семьи. Почему это происходит?

Из статей И. В. Гребенникова мы можем увидеть его мнение о том, что вступление в брак является созданием семьи и порождает новые права и обязанности по отношению друг к другу и к будущим детям. В настоящее время в большинстве государств закон требует регистрации брака. Во большинстве стран принято заключать брачный контракт. В России брак — добровольный союз женщины и мужчины, основанный на чувствах взаимной любви и уважения, свободный от материальных расчётов. А так же считаться действительным может только брак, зарегистрированный в государственных органах записи гражданского состояния. Для заключения брака необходимо взаимное согласие вступающих в брак и достижения ими брачного возраста, который совпадает с возрастом гражданского совершеннолетия.

У супругов равные права и обязанности: они совместно воспитывают детей и решают все вопросы семейной жизни, имеют равные права на владение, пользование и распоряжение имуществом, нажитым во время брака, во взаимном материальном содержании друг друга. Супруги свободны в выборе занятий, профессии и места жительства.

Т. В. Андреева, И. В. Гребенников и В. А. Сысенко выделяют три основные ступени готовности молодёжи к браку :

1. Физическая зрелость. Принято считать, что наступление брачного возраста означает завершение физического развития человека. И действительно, его рост, масса тела, окружность грудной клетки, мышцы по своим размерам приближаются к их размерам у взрослого человека.

Брачный возраст - это минимальный возраст, начиная с которого закон или обычай допускает вступление в брак. В большинстве стран мира брачный возраст устанавливается законодательно с учетом возраста половой зрелости, психологической и социальной зрелости вступающих в брак, а также традиций, обычаев и других условий страны [ 9 ].

В современном мире нет установленных рамок определения среднего возраста вступления в брак. Принято считать, что каждая пара должна принять свое решение о заключении брака.

Из возрастной психологии мы знаем, что:

В возрасте 16-20 лет легче даются серьезные решения и поступки. Девушки и юноши еще не так точно обдумывают последствия своих действий. В этом возрасте влюбленность и вожделение ошибочно считаются настоящими чувствами. Конечно, необходимо проверить свои чувства, попытаться определить их серьезность. Но и в эти годы можно заключить брачный союз, который станет надежным оплотом на всю дальнейшую жизнь.

В 20-30 лет человек оценивает себя более трезво. Как правило, в этом возрасте человек уже получил образование и занимается построением своей карьеры. Но это время неограниченных возможностей и порой не хочется сковывать себя узами брака, а также обязанностью заботиться о супруге и детях.

Когда человек становится старше 30 лет, то он уже обладает неким опытом и знаниями, а так же понимает, что ему нужно в жизни. Кажется, что это идеальный возраст для вступления в брак. Однако в жизни людям этого возраста трудно идти на компромисс и подстраивать свою жизнь под желания партнера. Поэтому медленнее идет привыкание к другому человеку [ 16].

Вступать в брак наиболее приемлемо для девушки в возрасте от 18 до 23 лет. К этому времени завершается ее половое созревание, она уже не только физически, но и нравственно подготовлена к материнству. Роды в эти годы благотворно влияют на ее организм, способствуют расцвету физических и духовных сил. Наилучший брачный возраст мужчин признан от 22 до 25 лет.

2. Социальная зрелость. Обычно социальная зрелость отмечается в получении образования, приобретении профессии или продолжении получения высшего образования, а так же начало самостоятельной трудовой деятельности. С этим связана социально — экономическая готовность к браку, суть которой состоит в возможности молодых людей самостоятельно материально обеспечить себя и свою семью. И тем не менее, часть молодых людей становятся экономически независимыми от родительской семьи в 18-19 лет, а другая часть ещё пять — семь лет пользуется материальной помощью родителей. Это противоречие — серьёзное препятствие на пути упрочнения брачных союзов. Социальная готовность к браку включает осознание молодыми людьми того, что они берут на себя ответственность друг за друга, за семью, за детей.

Социальная зрелость - это социально и психологически обусловленный этап развития личности, который традиционно характеризуется обретением человеком свойств самостоятельности и самодостаточности. На этапе социальной зрелости человек способен не только осознавать собственные экономические и гражданские права и обязанности, не только эффективно усваивать групповые и общественные нормы, но также и критически относиться к наличному положению дел в рамках социума [3].

3. Этико-психологическая готовность к браку. Ключевой предпосылкой гармонии супружества и прочности семьи является этико-психологическая готовность вступающих в брак. Она включает очень многие факторы, которые взаимодействуют между собой. Юношу или девушку нельзя считать подготовленными к браку, если у них не сформирован идеал современной семьи, если они не имеют ясного представления о том, зачем вступают в брак, чего ждут от семьи, какие семейные отношения хотят построить, какие обязанности на них налагает супружество, родительство. Будущие супруги должны быть готовы к тому, чтобы сознательными совместными усилиями создать благоприятные условия для жизни семьи, для каждого его члена.

С семьёй человека, как правило, связывает своё стремление быть счастливым. И очень важно уже с раннего детства активно прививать детям правильное представление о личном счастье. В основе этого представления должно быть понимание того, что оно невозможно без процветания Родины, без дружной семьи, без детей, без умения делать людям добро, быть трудолюбивым. На отношения между супругами, на характер семейной жизни определённое влияние оказывают мотивы вступления в брак. Осознание их — важный показатель этико-психологической готовности к семейной жизни.

В. Н. Дружинин особое внимание уделяет личностной зрелости молодых людей, вступающих в брак: 1) ответственность; 2) терпимость; 3) саморазвитие; 4) положительное мышление, положительное отношение к миру [ 13 ].

1. Ответственность, как необходимая составляющая, атрибут зрелого поступка. Но вся жизнь слагается из поступков, или даже жизнь в целом может быть рассмотрена как некоторый сложный поступок. Э. Фромм полагал, что забота, ответственность, уважение и знание - это совокупность качеств зрелого человека. На ответственный поступок способен лишь человек, который осознал эту свою единственность и неповторимость [ 14 ].

2. Терпимость - это следующая важнейшая составляющая зрелости личности. В структуре общего феномена терпимости можно выделить два ее вида: сенсуальная терпимость личности и диспозиционная терпимость личности.

Сенсуальная терпимость связана с устойчивостью к воздействию социальной среды, с ослаблением реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор за счет снижения чувствительности к его воздействию. Сенсуальная терпимость, таким образом, связана с толерантностью, с повышением порога чувствительности к различным воздействиям социальной среды, в том числе воздействиям субъектов межличностного взаимодействия.

3. Саморазвитие. Потребность в саморазвитии, самоактуализации - основополагающая составляющая зрелой личности. Идея саморазвития и самореализации является основной или, по крайней мере, чрезвычайно значимой для многих современных концепций о человеке. Она занимает ведущее место в гуманистической психологии, одном из наиболее мощных и интенсивно развивающихся направлений современной психологической науки и практики. Центральное место идея «самости» занимает и в акмеологии. Стремление к саморазвитию - это не идея фикс о достижении абсолютного идеала. Идеальным быть трудно, да и вряд ли нужно. На уровне обыденного сознания можно согласиться с мыслью: трудно быть идеальным человеком, пожалуй, труднее только жить с идеальным человеком.

4. Позитивное мышление, позитивное отношение к миру, определяющее позитивный взгляд на мир.

Проходя различные этапы в своем развитии, человек включается в новые и новые отношения с информацией, с людьми, формирует новое, более глубокое понимание жизни и самого себя. [17]

Таким образом, подготовка молодежи к семейной жизни представляет собой комплекс всесторонних взаимодействий с родителями, учителями, сверстниками, с другими людьми, со средствами культуры и массовой информации, в результате которых происходит осознание особенностей брачно-семейных взаимоотношений, развитие соответствующих чувств, формирование представлений, взглядов, убеждений, качеств и привычек, связанных с готовностью к браку и семейной жизни

Публикации по теме:

Рецепт приготовления каши из кукурузной муки с молодой крапивой с пошаговым описаниемРецепт приготовления каши из кукурузной муки с молодой крапивой с пошаговым описанием Уважаемые коллеги, представляю Вашему вниманию рецепт приготовления замечательного блюда из молодой крапивы и кукурузной муки. У нас.

Детский мастер-класс по плоскостной аппликации из ладошки «Молодой петушок» для старших дошкольниковДетский мастер-класс по плоскостной аппликации из ладошки «Молодой петушок» для старших дошкольников Аппликация является одним из самых доступных и популярных видов изобразительного искусства в детском творчестве. Интерес к аппликации ребенок.

Фотоотчёт о городском открытом фестивале «Фабрика молодой российской семьи»Фотоотчёт о городском открытом фестивале «Фабрика молодой российской семьи» Городской открытый фестиваль «Фабрика молодой российской семьи», посвященный 80-летию образования Рязанской области. Цель фестиваля:формирование.

Игры на развитие у детей добрых взаимоотношений, симпатии, чувства коллективизма, взаимодействия.Игры на развитие у детей добрых взаимоотношений, симпатии, чувства коллективизма, взаимодействия. Давно в своей работе использую игры на воспитание добрых взаимоотношений у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Правила.

Конкурс «Молодой педагог 2017». СамопрезентацияКонкурс «Молодой педагог 2017». Самопрезентация Здравствуйте, мои друзья и коллеги любимого сайта! В нашем дошкольном учреждении прошел конкурс «Молодой педагог 2017» (20-23 февраля).

Конспект по заучиванию стихотворения С. Я. Маршака «Тает месяц молодой» Цель. Помочь понять идею художественного произведения. Учить выразительно читать наизусть стихотворение, чувствовать, понимать и воспроизводить.

Развитие положительных взаимоотношений детей и родителей посредством совместной творческой акции «Подарок Мурманску»Развитие положительных взаимоотношений детей и родителей посредством совместной творческой акции «Подарок Мурманску» Цель: воспитывать чувства любви и гордости к своей Родине, родному краю, городу. Задачи: • закреплять знания детей о родном городе как.

Методические рекомендации при разучиваии песни «Молодой солдат» Методические рекомендации при разучиваии песни "Молодой солдат", музыка В. Карасевой,слова Н. Френкель Диапазон песни: ре - си. Программное.

Программа психокоррекции «Через ощущения к осознанию»Программа психокоррекции «Через ощущения к осознанию» ПРОГРАММА «Через ощущения к осознанию» по развитию тактильного и кинестетического восприятия детей 3-18 лет с помощью игрового набора «Пертра».

Развитие дружеских взаимоотношений у детей с помощью мини-библиотеки «Дружба начинается с улыбки»Развитие дружеских взаимоотношений у детей с помощью мини-библиотеки «Дружба начинается с улыбки» Как известно, 2015 год в России объявлен годом литературы. В нашем ДОУ по этому поводу был намечен план мероприятий, среди которых - создание.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Основы психоконсультирования и психокоррекции» «Особенности взаимоотношений супругов в молодой семье»
Опубликовано: 28 февраля 2022 в 00:05
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД