Приложение МААМ

Программа психокоррекции «Через ощущения к осознанию» (3 фото)

Юлия Емельянова
Программа психокоррекции «Через ощущения к осознанию»
▼ Скачать + Заказать документы

ПРОГРАММА

«Через ощущения к осознанию»

по развитию тактильного и кинестетического восприятия детей 3-18 лет

с помощью игрового набора «Пертра»

Составитель: психолог Костина Ю. В.

Содержание

1. Пояснительная записка.

2. Целевая группа.

3. Цель и задачи.

4. Оборудование.

5. Описание программы.

6. Тематический план занятий.

7. Ожидаемые результаты.

8. Литература.

Пояснительная записка

Публикация «Программа психокоррекции „Через ощущения к осознанию“» размещена в разделах

Программа «Через ощущения к осознанию» основана на методике Марианны Фростиг. Главная идея ее концепции в том, что движение и восприятие являются основными механизмами развития ребенка. Детям с ограниченными возможностями и детям-инвалидам возможность тактильно и кинетически осваивать мир просто необходима, поэтому игровой комплект «Пертра», разработанный М. Фростиг, имеет большое влияние в коррекции и развитии таких детей.

Название «Пертра» (Pertra) происходит от начальных букв слов perception (восприятие) и training (упражнение, что соответственно означает тренировку восприятия.

В процессе работы с данным набором активизируются все анализаторные системы ребенка. Игровой комплект «Пертра» благодаря продуманному подбору разнообразных элементов позволяет сформировать образ предмета или явления, включающий в себя комплекс различных взаимосвязанных ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, кинестетических). В дальнейшем этими образами оперируют внимание, память, мышление, эмоции ребенка. Мыслительная деятельность основывается именно на той информационной базе, которую ребенок получает через органы чувств. С развитием тактильного восприятия ребенка, с приобретением навыков исследовательской деятельности обогащается его словарь, ребенок учится сравнивать предметы, различать критерии, по которым сравнение возможно. Кроме того, в процессе восприятия также всегда присутствуют двигательные компоненты – ощупывание предметов и движение глаз при их исследовании, проговаривание соответствующих звуков при восприятии речи и т. д. Расширение тактильных и кинестетических ощущений способствует обострению внимания, улучшению зрительной, тактильной и кинестетической памяти, обогащению речи.

Способность к тактильному восприятию напрямую связана с развитием мелкой моторики ребенка. Подробный образ предмета создается за счет восприятия информации о его форме, поверхности, внутренней структуре путем ощупывания и манипуляций с разнообразными по форме деталями. Эта работа развивает мелкую моторику ребенка, координацию движений пальцев, их силу, ловкость, скоординированные действия пальцев рук.

Благодаря разнообразию деталей, «Пертра» всегда соответствует настроению и потребностям ребенка. Взаимодействие с множеством интересных, красочных, приятных на ощупь игровых элементов набора «Пертра» вызывает у детей интерес и повышает их познавательную активность.

Программа «Через ощущения к осознанию» разработана для проведения в отделении «Мать и дитя» ГКУ СО МО «Балашихинский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Росинка» и направлена на всестороннее развитие тактильного и кинестетического восприятия детей и подростков с ограниченными возможностями.

Целевая группа

Данная программа рассчитана на работу с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья 3-11 лет с сохранным интеллектом и с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями 3-18 лет с задержкой психического развития.

Цель и задачи

Программа «Через ощущения к осознанию» служит достижению следующей цели: развитие и коррекция восприятия и связанных с ним психических процессов через тактильные и кинестетические ощущения.

Для достижения данной цели определяются следующие задачи:

1. Развивать и корректировать психические процессы: концентрацию внимания, зрительную, тактильную и кинестетическую память, особенности мышления.

2. Развивать сенсомоторную координацию, общую и мелкую моторику, графомоторику.

3. Формировать исследовательский интерес, познавательную активность,

развивать творческие способности и воображение.

4. Формировать навыки социального поведения, способность следовать инструкции, способствовать социализации ребенка и его интеграции в общество.

Оборудование

Программа «Через ощущения к осознанию» предусматривает использование игрового комплекта «Пертра» (Pertra, в который входит 2 доски-основы и 6 наборов игровых средств.

Игровой набор № 1. Конструирование на плоскости (Konstruktion).

Состав набора: комплект пластин с фигурными или прямыми пазами на лицевой стороне и соответствующим рисунком на оборотной стороне; машинки с одним или двумя фиксирующими штырьками; фигурки человечков со штырьками и без штырьков; деревянные и стальные шарики.

Цели работы с данным набором:

- развитие пространственных представлений;

- формирование графомоторных навыков;

- знакомство с различными видами линий;

- развитие концентрации внимания.

Игровой набор № 2. Классификация (Klassifikation).

Состав набора: маленькие квадраты, в центре которых изображены фигуры различных цветов – красные, синие, желтые, зеленые квадраты, треугольники, круги; красные, синие, желтые, зеленые равнобедренные треугольники, равнобедренные прямоугольные треугольники, большие квадраты, прямоугольные пластины, длинная сторона которых равна стороне большого квадрата, прямоугольные пластины, длинная сторона которых равна стороне маленького квадрата; деревянные рамки для составления квадратов из разных фигур.

Цели работы с данным набором:

- восприятие фигур и форм;

- формирование представлений о геометрических формах, размере и цвете;

- формирование представлений о тождестве и симметрии;

- формирование способности к классификации;

- формирование представления о пространственных отношениях («лево и право», «верх и низ»);

- развитие математических навыков (усвоение понятий «больше и меньше», «столько же», представления о количестве);

- развитие пространственных отношений.

Игровой набор № 3. Одинаковое и разное (Diskrimination).

Состав набора: бусины (шайбы, втулки и т. п.) разных цветов, размеров и форм; деревянные стержни разной длины; кубики со сквозными отверстиям, диаметр которых совпадает с диаметром деревянных стержней; шнуры. Цели работы с данным набором:

- восприятие формы и цвета;

-соотнесение и сравнение;

- развитие способности к классификации;

- развитие координации «глаз-рука»;

- формирование содружественных движений обеих рук;

- развитие способности к копированию и воспроизведению.

Игровой набор № 4. Пространство и преобразования (Relation).

Состав набора: деревянные шаблоны разных геометрических форм; деревянные пластины со штырем для крепления на доске-основе; воротца с большими и малыми отверстиями; резинки с пробками на конце; деревянные флажки с конусным штырьком.

Цели работы с данным набором:

- формирование представлений о форме;

- развитие понимания пространственных отношений;

- развитие координации движений пальцев;

- формирование представлений о соотношениях.

Игровой набор № 5. От каракуль к калиграфии (Grafomotorik).

Состав набора: деревянные пластины с пазом на лицевой стороне и соответствующим пазу рисунком на оборотной стороне; деревянные пластины-направляющие с желобом; разноцветные фигурки машинок; магнитный штифт; резиновые ленты.

Цели работы с данным набором:

- развитие пространственных представлений;

- формирование графомоторных навыков;

- развитие концентрации внимания.

Игровой набор № 6. От хватания к схватыванию (Handgeschiklichkeit).

Состав набора: доска-основа с 280 отверстиями; деревянные цилиндры со штырьками для закрепления на доске-основе; короткие и длинные штыри; цилиндры, прищепки, шайбы и бусины с отверстиями; блоки, шнуры, резинки; стальные шарики.

Цели работы с данным набором:

- развитие мелкой моторики;

- развитие дифференцированных хватательных движений;

- формирование представлений о числе;

- формирование навыков дозирования усилия и модуляции движений, необходимых для освоения письма;

- развитие навыков счета и классификации.

Описание программы

Реализация программы «Через ощущения к осознанию» основана на определенных принципах, способствующих эффективному достижению целей данной программы:

I. Принцип индивидуальности. Занятия проводятся с учетом основной патологии, степени нарушения, общего и эмоционального состояния ребенка. При составлении плана занятий учитывается возраст ребенка, корректируется время проведения и форма (индивидуальная или в малых подгруппах).

II. Принцип уважения. Ребенок привлекается к деятельности без принуждения, опираясь на интерес к содержанию и форме занятий.

III. Принцип непрерывного подхода. Непрерывность подхода обеспечивается за счет того, что на занятиях могут присутствовать родители ребенка, которые обучаются вместе с ним способам взаимодействия, умению овладения навыками игры, получают наглядные рекомендации по формированию и закреплению упражнений, развивающих крупную и мелкую моторику, зрительное и слуховое восприятие, внимание, зрительно-моторное соотнесение. Все это дает возможность представлять родителям наиболее полную информацию об актуальном уровне развития ребенка и его потенциальных возможностях, о «зоне ближайшего развития», чтобы работа с ребенком продолжалась также и в домашних условиях.

IV. Принцип этапности. Работа с ребенком по программе «Через ощущения к осознанию проводится в несколько этапов, способствующих более успешному и эффективному развитию.

1. Этап первичной диагностики - проводится индивидуальная диагностика психических процессов ребенка, определяется уровень его актуального развития.

2. Ориентировочный этап - ребенок постепенно знакомится с каждым элементом набора «Пертра», после чего оценивается динамика усвоения того или иного навыка, и в зависимости от этого модифицируется и адаптируется степень нагрузки (сложность заданий).

3. Конструктивно-формирующий и коррекционный этап – проводится работа, направленная на развитие, формирование и коррекцию у ребенка психических процессов, моторики и координации, исследовательского интереса, познавательной активности, навыков социального поведения.

4. Этап оценивания результатов работы - сравнение результатов первичной и заключительной диагностик с целью определения эффективности проводимой работы, рекомендации родителям.

Программа «Через ощущения к осознанию» по развитию восприятия с помощью игрового комплекта «Пертра» рассчитана на 12 занятий. Занятия проводятся индивидуально или в малой подгруппе по 2 человека 1-2 раза в неделю в доступной и интересной для детей форме и составляют 15-30 минут в зависимости от актуального состояния и возможностей ребенка.

Структура занятий составлена так, чтобы можно было проводить упражнения в любой последовательности, при необходимости изменить порядок и сложность упражнений с учетом возраста детей, их актуальных и потенциальных психических возможностей. Последовательность предъявления игрового материала может варьироваться в зависимости от интереса, проблем в развитии, результатов наблюдения. Все игры, упражнения, диагностические методики и приемы, использованные в данной программе, не являются оригинальными. Каждое занятия строятся по определенной схеме и состоят из четырех частей:

I часть. Приветствие.

Включает постоянный ритуал начала занятий, который помогает настроить ребенка на активную работу и создать положительную мотивацию.

II часть. Разминка.

Выполняет важную функцию настройки на продуктивную деятельность.

III часть. Основная часть.

Включает упражнения, направленные на коррекцию, формирование и развитие тактильного и кинетического восприятия и связанных с ним способностей, навыков и умений.

IV часть. Ритуал прощания.

Включает в себя постоянный ритуал прощания и обобщение.

Тематический план

1. Тема занятия: Первичная диагностика.

Игровой набор: Все.

План занятий: Наблюдение, тестирование, предъявление стимульного материала, заполнение бланковых методик, компьютерная диагностика.

Задачи: Определение уровня актуального развития ребенка и степень сформированности у него психических процессов относительно возрастной нормы.

2. Тема занятия: «Дорожки».

Игровой набор: Конструирование на плоскости.

План занятий:

Упражнение 1. «Простые дорожки».

Упражнение 2. «Извилистые дорожки».

Разминка. Лицевая и пальчиковая гимнастика.

Упражнение 3. «Координация движений».

Упражнение 4. «Балансир».

Задачи: Развитие пространственной ориентации, координации «глаз – рука» и концентрации внимания.

3. Тема занятия: «Лабиринты».

Игровой набор: Конструирование на плоскости.

План занятий:

Упражнение 1. «Лабиринт дорожек».

Упражнение 2. «Подуй на шарик».

Разминка. Лицевая и пальчиковая гимнастика.

Упражнение 3. «Перевозка грузов».

Упражнение 4. «Запомни и нарисуй».

Задачи: Зрительно-моторная координация, развитие концентрации внимания, работа по образцу.

4. Тема занятия: «Фигуры».

Игровой набор: Классификация.

План занятий:

Упражнение 1. «Знакомство с формами».

Упражнение 2. «Повтори фигуру».

Разминка. Лицевая и пальчиковая гимнастика.

Упражнение 3. «Знакомство с понятием тождество».

Упражнение 4. «Знакомство с понятиями «лево и право, верх и низ».

Задачи: Формирование представлений о геометрических формах, цвете и размере, способности к классификации и пространственной ориентации.

5. Тема занятия: «Узоры».

Игровой набор: Классификация.

План занятий:

Упражнение 1. «Продолжи ряд».

Упражнение 2. «Что лишнее?»

Разминка. Лицевая и пальчиковая гимнастика.

Упражнение 3. «Сложи узор».

Упражнение 4. «Классы форм».

Задачи: Работа по образцу, развитие мыслительных операций, устойчивости внимания, памяти.

6. Тема занятия: «Путаница».

Игровой набор: Одинаковое и разное.

План занятий:

Упражнение 1. «Найди бусину» («Волшебный мешочек»)

Упражнение 2. «Собери башню».

Разминка. Лицевая и пальчиковая гимнастика.

Упражнение 3. «Нанизывание бусин на шнур»

Упражнение 4. «Путаница».

Задачи: Развитие зрительно-моторной координации, тактильного восприятия, мыслительных операций

7. Тема занятия: «Башни».

Игровой набор: Одинаковое и разное.

План занятий:

Упражнение 1. «Выбери нужное».

Упражнение 2. «Продолжи ряд».

Разминка. Лицевая и пальчиковая гимнастика.

Упражнение 3. «Нанизывание бусин на стержень».

Упражнение 4. «Разноцветные башни».

Задачи: Развитие устойчивости внимания, мыслительных операций и умения работать по образцу.

8. Тема занятия: «Волшебный мешочек»

Игровой набор: Пространство и преобразования.

План занятий:

Упражнение 1. «Большие и маленькие».

Упражнение 2. «Волшебный мешочек».

Разминка. Лицевая и пальчиковая гимнастика.

Упражнение 3. «Повтори фигуру».

Упражнение 4. «Пространственные узоры».

Задачи: Развитие пространственной ориентации и зрительно-моторных навыков.

9. Тема занятия: «Фантастическое животное».

Игровой набор: Пространство и преобразования.

План занятий:

Упражнение 1. «Наложенные фигуры».

Упражнение 2. «Заборчик».

Разминка. Лицевая и пальчиковая гимнастика.

Упражнение 3. «Пространственные узоры» (домики).

Упражнение 4. «Фантастическое животное».

Задачи: Развитие пространственной ориентации, зрительно-моторных навыков, воображения.

10. Тема занятия: «Графомоторика».

Игровой набор: От каракуль к каллиграфии.

План занятий:

Упражнение 1. «Простые дорожки».

Упражнение 2. «Лабиринт дорожек».

Разминка. Лицевая и пальчиковая гимнастика.

Упражнение 3. «Дорожки от каракуль к каллиграфии».

Упражнение 4. «Запомни и нарисуй».

Задачи: Формирование графомоторных навыков и развитие концентрации внимания.

11. Тема занятия: «Контуры».

Игровой набор: От хватания к схватыванию.

План занятий:

Упражнение 1. «Тренировка захватов».

Упражнение 2. «Контуры из резинок».

Разминка. Лицевая и пальчиковая гимнастика.

Упражнение 3. «Проведи шайбу».

Упражнение 4. «Косичка».

Задачи: Развитие мелкой моторики и концентрации внимания.

12. Тема занятия: «Боулинг».

Игровой набор: От хватания к схватыванию.

План занятий:

Упражнение 1. «Тренировка захватов».

Упражнение 2. «Боулинг».

Разминка. Лицевая и пальчиковая гимнастика.

Упражнение 3. «Выбей шайбу».

Упражнение 4. «Две шайбы».

Задачи: Развитие зрительно-моторной координации и моторной памяти.

Тема занятия: Заключительная диагностика.

Игровой набор: Все.

План занятий: Наблюдение, тестирование, предъявление стимульного материала, заполнение бланковых методик, компьютерная диагностика.

Задачи: Диагностика психических процессов ребенка, сравнение результатов первичной и заключительной диагностик, рекомендации родителям.

Ожидаемые результаты

Каждое занятие предполагает овладение практическими навыками, знаниями и умениями, которые повышают уровень развития детей.

По итогам проведения программы «Через ощущения к осознанию» по развитию восприятия детей 3-18 лет с помощью игрового набора «Пертра» предполагаются следующие результаты с учетом психофизиологических особенностей детей:

1. Повышение уровня концентрации и устойчивости внимания, зрительной, тактильной и кинестетической памяти, мыслительных операций, в том числе представлений о геометрических формах, цвете и размере, способности к классификации и пространственной ориентации.

2. Коррекция сенсомоторной координации, общей и мелкой моторики, в том числе графомоторики и зрительно-моторных навыков.

3. Повышение уровня у детей творческих способностей, фантазии и воображения. Активизация исследовательского интереса, познавательной активности и способности следовать инструкции.

4. Социализация ребенка и его интеграция в общество путем расширения кругозора и способности к восприятию.

Литература

1. Игровой комплект «Пертра». Набор психолога. Методические рекомендации. – М. : ИНТ. – 42 с.

2. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. Учебное пособие. – М. : Генезис, 2003.

3. Лютова Е. К. Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными, аутичными детьми. – М. : Генезис, 2008.

4. Осипова А. А. Общая психокорекция. – М. : ТЦ Сфера, 2010.

5. Перминова Г. А. Игровой комплект «Пертра». Набор психолога. Методическое пособие. – М. : ИНТ, 2014. – 52 с.

6. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

6. Слюсарева Е. С., Козловская Г. Ю. Методы психологической коррекции: Учебно-методическое пособие. – Ставрополь, 2008.

8. Чистякова М. И. Психогимнастика. М. : Просвещение, Владос, 1995.

Программа психокоррекции «Через ощущения к осознанию»
Фото «Через ощущения к осознанию»
Программа психокоррекции - фото
Публикации по теме:

«Помните! Через века, через года — помните!» Фотоотчет о подготовке к празднику Победы«Помните! Через века, через года — помните!» Фотоотчет о подготовке к празднику Победы Приближается самый трогательный,самый волнующий праздник 9 Мая!71 год наш народ живет в мире,но мы никогда не забываем эту страшную,кровопролитную.

Программа по сенсорному развитию детей раннего возраста через дидактические игры «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».Пояснительная записка Игры, которые представлены в данной программе,.

«Театр через игру»«Театр через игру» Мир детства,внутренний мир ребенка-ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает.

Фотоотчёт «Весенняя прогулка дарит новые ощущения»Фотоотчёт «Весенняя прогулка дарит новые ощущения» Весна - удивительное время! Вокруг происходит столько интересного! Осталось только остановиться. И увидеть - красивое, новое, неизведанное.

Конспект прогулки «Наблюдение за снежинками через лупу»Конспект прогулки «Наблюдение за снежинками через лупу» Цель прогулки: Развивать у детей наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления с явлениями природы; формировать умение видеть.

Консультация для педагогов ДОУ «Воспитание доброты через музыку» Нет абсолютно никакого сомнения в том, что рэп-музыка, тяжёлый рок, побуждает к насилию. Плохая музыка может действовать на слушателя, как.

Космическая неделя «Через тернии к звездам»Космическая неделя «Через тернии к звездам» Хочу поделиться с Вами дорогие маамовцы работой проведенной нами на неделе посвященный дню космонавтики, прошедшей у нас в апреле под.

Природа-источник ощущения прекрасногоПрирода-источник ощущения прекрасного Природа является источником ощущения прекрасного. Начальной школой воспитания эстетических чувств, ощущением прекрасного является сама природа.

Конспект занятия «Тактильные ощущения»Конспект занятия «Тактильные ощущения» Тактильные ощущения — одна из форм общения ребенка с окружающим миром. Не обязательно быть специалистом в области детской психологии или.

Тактильные ощущения. Дидактические игры для дошкольниковТактильные ощущения. Дидактические игры для дошкольников Тактильные ощущения. Дидактические игры для дошкольников. Кожное восприятие включает в себя тактильные ощущения (различение предметов по.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа психокоррекции «Через ощущения к осознанию»
Опубликовано: 26 июня 2020 в 10:46
+236Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа психокоррекции «Через ощущения к осознанию»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Емельянова (УИ 1861325) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД