Алена Табакова
Особенности адаптации детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад – новый, важный период в жизни каждого ребенка. К сожалению, для любого ребенка начало посещения детского сада – настоящий стресс. С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенно меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких родственников, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, другой стиль общения. Все это создает стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (страхам, капризам, истерикам, отказу от еды, частым болезням, психической регрессии). При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, новое, незнакомое для него пространство. Несмотря на сложности в адаптации, я всё-таки считаю, что именно в раннем возрасте родители должны отдавать ребенка в детский сад.
Публикация «Особенности адаптации детей раннего возраста» размещена в разделах
От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье. Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребёнка из семьи в дошкольное учреждение. Я считаю, чтобы процесс привыкания к детскому саду прошел наиболее безболезненно во многом зависит от нас, воспитателей. Приучать ребёнка к детскому саду нужно постепенно. В первые дни пребывание ребенка в группе должно быть минимальным (максимум два часа). Желательно, чтобы ребенок дома позавтракал, потому что многие дети поначалу совсем отказываются от еды. Время пребывания нужно увеличивать постепенно.
Учитывая исследования ученых, Институт педиатрии разработал критерии, по которым можно судить о степени тяжести прохождения периода адаптации :
• нарушение сна,
• нарушение питания,
• проявление отрицательных эмоций в общении,
• боязнь пространства,
• частые заболевания,
• снижение веса.
Процесс перехода ребенка из семьи в дошкольное учреждение сложен не только для ребенка, но и для родителей. Многих педагогов, работающих в детском саду, волнует вопрос: каким должны быть взаимоотношения дошкольного учреждения и семьи?
Проблемы адаптации волновали многих педагогов и медиков. Еще в 1848 году понятие адаптации было определено как «тоска по дому». Не совсем научно, но полностью передает смысл явления. Специалист по воспитанию детей раннего возраста Н. М. Аксарина приводила такой пример: пересаживая деревце, садовник готовит почву, удобряет ее, бережно окапывает саженец, перемещает на новое место вместе с комом земли, прикрывает растение от палящего солнца, а деревце все равно болеет, пока не приживется. Сравнивая малыша и молодое деревце, педагог помогает родителям понять: необходимо создать такие условия, которые помогут малышу успешно преодолевать период адаптации. А малыш раним, его организм функционально не созрел, ему трудно приспосабливаться. Нужна помощь взрослых: родителей и воспитателей. Как же сделать этот процесс менее болезненным?
Для успешной адаптации ребенка к детскому саду Р. Калинина рекомендует создание таких условий: 1) создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему. Это зависит, прежде всего, от воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе; 2) формирование чувства уверенности в окружающем – одна из основных задач адаптационного периода. Все это, знакомство с окружающим, организуется в форме развивающих игр, проведение которых требует от взрослого знания и выполнения определенных условий, 3) знакомство и дружба с детьми подготовительной к школе группы. Старшие дети не только помогут воспитателю одеть малышей на прогулку, но и научат их разным играм, позаботятся о них на прогулке.
Таким образом, для того чтобы ребенок мог по возможности быстро и безболезненно адаптироваться к новым условиям, в семье необходимо готовить его к этому важному периоду в жизни. Задача воспитателей и родителей – облегчить для ребенка адаптационный период, способствовать наиболее полному развитию его психики, которая изначально построена на определенных закономерностях взаимодействия его со взрослыми. Воспитатели и родители должны обеспечить благоприятные условия для развития ребенка и сделать все возможное, чтобы ребенку захотелось идти в детский сад.
Приложение 1
Рекомендации воспитателю в период адаптации детей к ДОУ :
1. Использовать элементы телесной терапии (брать ребёнка на руки, обнимать, поглаживать).
2. Предлагать ребёнку ложиться в постель с мягкой игрушкой.
3. Рассказывать сказки, петь колыбельные перед сном.
4. Использовать игровые методы взаимодействия с ребёнком.
5. Создавать у ребёнка положительную установку на предстоящие режимные процессы.
Приложение 2
Памятка родителям по сопровождению процесса адаптации ребёнка
Как вести себя с ребё нком:
· Показать ребёнку его новый статус (он стал большим);
· Не оставлять его в детском саду на длительные сроки в первые дни;
· Обратить внимание на положительный климат в семье;
· Следует снизить нервно – психическую нагрузку;
· Сообщить заинтересованным специалистам о личностных особенностях ребёнка, специфике режимных моментов и т. д. ;
· При выраженных невротических реакций не посещать учреждение несколько дней.
Как не надо себя вести:
· Отрицательно отзываться об учреждении, его специалистах;
· Не обращать внимания на видимые отклонения в поведении ребёнка;
· Препятствовать контактам с другими детьми;
· Увеличивать нагрузку на нервную систему;
· Одевать ребёнка не по сезону;
· Конфликтовать дома, наказывать ребёнка за капризы.
Что делать, если ребё нок начал ходить в детский сад:
1. Установите тесный контакт с работниками детского сада.
2. Приучайте ребёнка к детскому саду постепенно.
3. Не оставляйте ребёнка в саду более чем на 8 часов.
4. Сообщить воспитателям о привычках и склонностях ребёнка.
5. С 4-го по 10-й день лучше сделать перерыв в посещении детского сада.
6. Поддерживайте дома спокойную обстановку.
7. Не перегружайте ребёнка новой информацией.
8. Будьте внимательны к ребёнку, заботливы и терпеливы.
Что делать, если ребё нок плачет при расставании с родителями:
1. Рассказывайте ребёнку, что ждёт его в детском саду.
2. Будьте спокойны, не проявляйте перед ребёнком своего беспокойства.
3. Дайте ребёнку с собой любимую игрушку или какой-то домашний предмет.
4. Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания (например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке).
5. Будьте внимательны к ребёнку, когда забираете его из детского сада.
6. После детского сада погуляйте с ребёнком в парке, на детской площадке. Дайте ребёнку возможность поиграть в подвижные игры.
7. Устройте семейный праздник вечером.
8. Демонстрируйте ребёнку свою любовь и заботу.
9. Будьте терпеливы!