Елена Колмаченкова
Особенности формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у умственно отсталых детей
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время возрос интерес к проблеме оказания коррекционно –развивающей помощи детей с глубокими интеллектуальными нарушениями. Так как подход к обучению и воспитанию детей данной категории несколько иной, чем для нормально развивающихся сверстников, становится необходимым разрабатывать коррекционно-развивающие программы, которые бы помогали воспитателям, педагогам развивать глубоко умственно – отсталых детей более разносторонне. Очень важно приспосабливать ребенка к жизни, развивать познавательные процессы, эмоционально-волевые и личные качества, заниматься физическим развитьем детей с умственной отсталостью. Для более полноценного развития ребенок должен обладать определенными знаниями и навыками. Наиболее важным для умственно отсталых детей являются культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Самообслуживание-это взаимодействие личности с окружающим миром. Оно не ограничивается лишь накоплением чувственных представлений о действительности, обогащением жизненного опыта, а включает и овладение умениями и навыками необходимыми в самостоятельной жизни. Формирование навыков самообслуживания решает задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного восприятия, развитие речи, тонкой моторики и зрительно-смотровой координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться но образец. Навыки самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом,самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом к его социализации, как фактор успешной социальной адаптации умственно отсталых детей. В процессе модернизации современной системы образования уделяется большое внимание совершенствованию содержания обучения и воспитания умственно отсталых детей в вариативных формах коррекционной помощи. Важная роль отводится технологиям, направленным на формирование у детей навыков социального поведения, активизацию познавательного интереса к окружающему, развитию речи, формированию навыков самообслуживания. Исследователи считают, что формирование навыков самообслуживания у умственно отсталых детей прививается в условиях специального обучения. Это связано с особенностями их психического развития, а именно: Познание развития психических функций; Недоразвитием общих движений, координаций, недоформированностью предметных действий, что негативно сказывается на развитии мелкой моторики рук, на целом на становление культурно-гигиенических навыков. Основные направления коррекционно-воспитательной работы по ФНС у детей с глубокой умственной отсталостью : 1 Направление Формирование навыков приема пищи. В этом направлении решаем следующие задачи обучения детей : -Уметь различать предметы, необходимые для приема пищи, продукты питания; -Уметь действовать с этими предметами: мыть руки перед едой, о время приема пищи пользоваться ложкой, есть опрятно не разливая и не разваливая пищу, тщательно пережевывать еду. 2 направление Формирование гигиенических навыков. В этом направлении решаем следующие задачи: -учить различать и называть части тела (голова глаза нос рот зубы уши и т. д.); -знать предметы санитарии и гигиены их место положения; -учить проводить утренний и вечерний туалет: мыть руки, лицо, вытираться полотенцем. 3 направление Формирование навыков опрятности. В этом направлении решаем следующие задачи: -во время еды аккуратно есть пищу, пользоваться салфеткой; -при раздевании - научить складывать одежду; -в туалете пользоваться туалетной бумагой, мыть руки с мылом после туалета, вытирать полотенцем; - в группе убирать на место игрушки. 4 направление Формирование навыков одевания и раздевания. В этом направлении решаем следующие задачи: -сформировать умение различать предметы: одежду и обувь; -учить обуваться и одеваться при участии воспитателя, складывать и вешать снятую одежду и обувь; -учить разливать обувь для правой и левой ноги, застегивать крупные и мелкие пуговицы, молнии, кнопки и т. д. ; -учить правильно и последовательно одеваться. Занятия по формированию навыков самообслуживания включают следующие этапы: -создание положительно-эмоционального отношения к навыку; -игра с куклой или другими игрушками; -демонстрация действия воспитателем (показ на себе и комментарий каждого действия); -совместные действия воспитателя с ребенком; -действие ребенка по подражанию действиям взрослого; -самостоятельные действия ребенка. В нашей группе все этапы присутствуют в работе, однако не всегда дети могут действовать самостоятельно, а тем более планировать свою деятельность. Занятия по формированию культурно-гигиенических навыков самообслуживания носят игровой характер, однако они имеют определенные цели и задачи, средства их осуществления и тем самым принципиально отличаются от игр. Для обучения через игру и созданы дидактические методы. Главная их особенность состоит в том, что задание ребенку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами. Дидактические игры и занятия дают положительные результаты при соблюдении дидактических принципов. Основным является принцип активности и посильной самостоятельности. Его надо учитывать, когда возникают ситуации с вероятным результатом. Воспитатель выполняет на занятиях только то, что не может сделать ребенок самостоятельно. Принцип познавательной выразительности. Это эмоциональность воспитателя, которая является необходимым условием успешного обучения, так как она поддерживает интерес и внимание детей к программному материалу, способствует стабильности их действий. Принцип цикличности также обусловлен поэтапностью обучения на занятиях. Доказано, что наибольшая активность в течение одного занятия проявляется ребёнком не при первом предъявлении ему материала, а при повторных показах. Принцип вариативности осуществляется при повторении программного материала на других занятиях. это учит ребенка самостоятельно переносить усвоенные знания в новую ситуацию и применять их практически. Одно и то же упражнение не следует воспроизводить более 2-3 раз. Каждое повторное занятие полезно обогащать несколько иным содержанием, частично усложняя программный материал. Каждый ребенок индивидуален не только цветом глаз, волос, но и обогащающими нас внутри микроорганизмами: запахали, следами деятельности желез и др. органов. Поэтому все, что требуется для обслуживания своего организма, ухода за телом, должно быль личным. Для этого каждому ребенку мы маркируем предметы пользования. На первоначальном этапе обучения достаточно, чтобы ребенок знал места хранения предметов личной гигиены, умел находить эти предметы и отличать их друг от друга и дать понять, что пользоваться можно только своими. Для обучения культурно-гигиеническим навыкам и формированию навыков самообслуживания очень важно использовать дидактические игры, которые являются для наших детей наиболее подходящей формой обучения. Дидактические игры не зря заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. Под руководством воспитателя дети учатся решать познавательные задачи. Любая дидактическая игра ставит целью облегчить чувственный опыт ребенка, развивать его умственные способности. Включая дидактические методы в занятия, отбираем те их них, которые доступны для детей. Дидактическая игра направлена на развитие таких психических процессов, как память, личностное творческое воображение, развитие культурно-гигиенических навыков. Она вырабатывает усидчивость, дает простор для проявления самостоятельности. Внимание ребенка во время дидактических игр обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается. Это делает игру особой формой обучения, когда дети играя усваивают необходимые знания, умения и навыки. Дидактическая игра еще хороша тем, что ребенок видит конечный результат своей деятельности. А достижение развития вызывает чувство радости и желание помочь тому, у кого что-то не получается. Дидактическая игра хороша как для индивидуальных занятий, так и групповых. Все дидактические игры можно разделить на 3 вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры. В играх с куклами у детей формируется культурно-гигиенические и нравственные качества, заботливое отношение к партнеру, которое переносится затем на сверстников. Чтобы научить ребенка мыть руки, предварительно рассматриваем с ним сюжетные картинки, где изображены: девочка (мальчик) умывается, предметные картинки с изображением предметов, необходимых для умывания (мыло, мыльница и др.). приобщая детей к здоровому образу жизни, овладению основ гигиенической культуры, в процессе умывания иногда используем игры с водой, мыльными пузырями. Проводить дидактические игры можно с игровым персонажем, например – Неумейка. Неумейка появляется с грязными руками, предлагаю детям помочь в выборе предметов (мыло, мыльница, полотенце, затем научить персонаж делать мыльные перчатки. При обучении раздеванию и одеванию после сна и на прогулку направляем детскую самостоятельность от микропроцесса (надеть носки, брюки, снять тапочки) до целостного процесса. Нашим детям приходится повторять команды по нескольку раз, в случае необходимости оказывать помощь, только тогда можно добиться желаемого результата. Это происходит каждый день: утром, вечером и после тихого часа. Такое обучение происходит в естественной обстановке. Рассмотрим пример формирования умения надевать брюки: сначала дидактические игры с картинками: разложить их в последовательности одевания (картинки изображающие предметы одежды, соответствующие сезону, помочь игровому персонажу в выборе предметов одежды для одевания после сна (при одевании на прогулку). Дидактические игры с куклой: “Катя проснулась”, “Одень Катю на прогулку”. Используем дидактические игры- упражнения на развитие мелкой моторики (упражнения в застегивании, шнуровании, завязывании).