Тамара Хундякова
Особенности формирования экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности формирования экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста с использованием мультимедийных технологий
Экологическое мировоззрение – это продукт образования; его становление происходит постепенно в течение многих лет жизни и учения человека. Начало же этого процесса падает на период дошкольного детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природной средой. Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход.
Публикация «Особенности формирования экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ технологий» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Формирование экологических знаний – одна из важных задач в экологическом образовании дошкольников.
Ее решение связано с осознанием дошкольниками познавательной задачи через восприятие, осмысление и закрепление знаний. По мнению Николаевой С. Н - формирование экологических знаний – это процесс весьма длительный и сложный. Для его осуществления в дошкольных образовательных организациях используются различные подходы и методы. Использование средств информационно-коммуникационных технологий позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать его интеллектуальные и творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания.
Интерактивные и мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать детей к ним, овладеть новыми знаниями. Компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации из окружающей социальной среды.
Исследование по формированию экологических знаний у детей дошкольного возраста было проведено на базе МБДОУ «Детский сад № 112 комбинированного вида» города Чебоксары Чувашской Республики. В эксперименте принимали участие 20 детей в возрасте 5-6 лет.
Для выявления уровня развития экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста нами была использована диагностическая методика О. Соломенниковой.
По сформированности знаний о мире животных у 20% детей экспериментальной группы выявлен средний уровень и 80% детей – низкий уровень. Высокого уровня в первом задании экспериментальной группы не выявлено. В контрольной группе 10% детей имеют средний уровень cформированности знаний о мире животных и 90% детей имеют низкий уровень. Детей с высоким уровнем c формированности знаний о мире животных не выявлено. Испытуемые допускают ошибки при различении внешнего облика животных. Кроме того, полученные результаты показали, что дети обеих групп испытывали трудности в самостоятельном назывании слов, обозначающих предмет.
При выявлении уровня cформированности знаний о растительном мире у 10% детей экспериментальной группы выявлен высокий уровень, у 30% детей зафиксирован средний уровень и 60% детей – низкий уровень. В контрольной группе 10% детей имеют высокий уровень, 20% детей – средний уровень и 70% детей имеют низкий уровень cформированности знаний о растительном мире. Дети с высоким уровнем самостоятельно называли разные виды растений: деревья, кустарники, цветы. (Деревья- тополь, береза; кустарник-сирень. Цветы сада-астра, тюльпан; цветы леса- подснежник, ландыш). Дети со средним уровнем знаний проявляли интерес и эмоционально выражали свое отношение к комнатным растениям. Низкий уровень характеризуется тем, что дети так же задание выполняли с охотой, но допускали большое количество ошибок. Так же эти испытуемые затруднялись называть виды растений, не могли аргументировать свой выбор, постоянно обращались за помощью к взрослому.
По сформированности знаний о неживой природе 10% детей экспериментальной группы имеют высокий уровень, 40 % детей показали средний уровень и 50 % низкий уровень. У 10 % детей контрольной группы зафиксирован высокий уровень, 30 % детей имеют средний уровень и 60 % – низкий уровень cформированности знаний о неживой природе. Испытуемые без затруднений справлялись с заданием. Они без труда определяли содержимое баночек и правильно называли отличительные характеристики объектов неживой природы (песок сыпучий, мягкий; камень твердый, тяжелый; вода прозрачная, мягкая).
У 10% детей экспериментальной группы зафиксирован высокий уровень, у 30% детей выявлен средний уровень и 60% детей имеют низкий уровень cформированности знаний о временах года. Такие же результаты были выявлены и в контрольной группе. Дети с высоким уровнем знаний о временах годавыражали эстетическое отношение к природе. Правильно называли времена года, перечисляли их в нужной последовательности. Дети знают характерные признаки каждого времени года
По заданию «Экологическое отношение к миру природы» у 10% детей экспериментальной группы выявлен высокий уровень знаний, у 30 % детей зафиксирован средний уровень и 60% – низкий уровень отношения к миру природы. У 10 % детей контрольной группы зафиксирован высокий уровень, у 20 % детей средний и 70 %- низкий уровень экологического отношения к миру природы. Дети с высоким уровнем знали, Знали, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.
Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что для старших дошкольников преимущественно характерно средний и низкий уровень экологических знаний. Низкий показатель свидетельствует о том, что у детей нет интереса и эмоционального отношения к природе,нет интереса к животным, птицам, насекомым. Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями не сформированы. При выполнении заданий дети средним и низким уровнем допускали большое количество ошибок, выполняли медленно. В ходе изучения особенностей процессов выявлено, что дети не всегда правильно называют отличительные характеристики объектов неживой природы, не понимают взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу / Васильева А. И. – М. :Нарасвета, 2002. – 56 с.
2. Комарова Т. С. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании / Комарова Т. С., Комарова И. И., Туликов А. В. – М. : Мозаика-Синтез, 2011. – 385 с.
3. Николаева С. Н. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей / С. Н. Николаева // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 9. – С. 52–64.
4. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду / Н. А. Рыжова. – М. : Дрофа, 2001. – 352 с.
5. Соломенникова, О. Диагностика экологических знаний дошкольников : воспитание и обучение /О. Соломенникова //Дошкольное воспитание. – 2004. - № 7. - С 21