Папки-передвижки

Особенности формирования элементарных математических представлений в интеграции с другими видами детской деятельности

Бережная Альвина Аркадьевна
Особенности формирования элементарных математических представлений в интеграции с другими видами детской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность: Математика является мощным фактором развития ребен-ка, формированием его познавательных и творческих способностей. Ее изу-чение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмций, формирует волевые качества, творческий потенциал личности.

В процессе математического образования в детском саду осуществляет-ся математическое развитие ребенка, включающее в себя умение наблюдать и сравнивать, сопоставлять, анализировать, выполнять простейшие арифме-тические действия, а основным результатом целью такого образования явля-ется формирование у детей основ математической культуры.

Публикация «Особенности формирования элементарных математических представлений в интеграции с другими видами детской деятельности» размещена в разделах

О важности математического развития говорили многие учёные, великие лю-ди.

«Математика – это гимнастика ума» (А. В. Суворов).

«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, трени-рует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в дости-жении цели» (А. Маркушевич, советский педагог-математик)

Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.

В соответствии с ФГОС ДО основными целями математического развития детей дошкольного возраста являются:

1. Развитие логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях);

2. Развитие сенсорных, предметно-действенных способов познания мате-матических свойств и отношений : обследование, сопоставление, груп-пировка, упорядочение, разбиение;

3. Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов по-знания математического содержания (экспериментирование, моделиро-вание, трансформация);

4. Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, классификация);

5. Овладение детьми математическими способами познания действитель-ности: счет, измерение, простейшие вычисления;

6. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей : находчиво-сти, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску не-стандартных решений;

7. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогаще-ние словаря ребенка;

8. Развитие инициативности и активности детей.

Знания по математике необходимы людям всегда. И поэтому, у детей ФЭМП необходимо проводить не только во время специально организованной обра-зовательной деятельности, но и во всех других видах деятельности, в том числе, в режимных моментах, на прогулке, перед сном.

Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка?

Ответы: (новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям.)

Т. е необходимо сделать обучение занимательным. При занимательном обу-чении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие наблюдать, сравнивать, рассуждать, аргументировать, доказывать правиль-ность выполненных действий.

Задача взрослого - поддержать интерес ребенка!

- создать предметно- развивающую среду в группе: современные развиваю-щие игры, в процессе которых ребенок осваивает цифры; узнает и запомина-ет цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует мышление, внимание, память, воображение;

Основополагающий принцип развития современного дошкольного образова-ния, предложенный Федеральным государственным образовательным стан-дартом – принцип интеграции образовательных областей

Что такое интеграция?

Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоя-нию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных обра-зовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечиваю-щее целостность образовательного процесса.

Цель – Интеграция образовательных областей должна обеспе-чить дошкольнику целостное восприятие окружающего мира

Формирование математических представлений отнесено к образователь-ной области «Познавательное развитие»

В рамках образовательной области «Познавательное разви-тие» закладываются основы элементарных математических представлений,

развивается математическое, логическое мышление, математическая речь, воспитывается ценностное отношение к математическим знаниям и умениям, т. е. осуществляется математическое образование дошкольников

Интеграция развития математических представлений осуществляется через все образовательные области:

• Социально-коммуникативное развитие

• Познавательное развитие

• Речевое развитие

• Художественно-эстетическое развитие

• Физическое развитие

Встречается во всех видах детской деятельности :

• Игровая

• Коммуникативная

• Познавательно-исследовательская

• Восприятие художественной литературы и фольклора

• Самообслуживание и элементарный бытовой труд

• Конструирование из разного материала

• Изобразительная (рисование, лепка, аппликация)

• Музыкальная

• Двигательная

В нашем детском саду интеграция умственной и физической нагрузки осуществляется в процессе наполнения физкультурных видов деятельно-сти математическим содержанием, увеличение двигательной активности на НОД по ФЭМП. Во время проведения организованной образовательной дельности по физической культуре дети встречаются с математическими от-ношениями : сравниваю предметы по величине и форме, определяют, где ле-вая сторона, а где правая. Используем подвижные игры математического со-держания такие как «Попади в круг», Цветные автомобили», «Найди себе па-ру», «Классы», «Сделай фигуру», «Эстафеты парами», «Чья команда забро-

сит больше мячей в корзину». Стимулируем двигательную активность детей в ходе физкультурно-математических праздников.

Образовательная область «Речевое развитие» прослеживается во всех образовательных областях, в том числе и в ОО «Познавательное развитие».

С помощью математических терминов обогащаем пространственный сло-варь (между, около, словарь временных обозначений (сумерки, вчера, сего-дня, вечер, дни недели, количественными отношениями (много, меньше, сло-вами числительными и специальными терминами (название арифметических действий, геометрических фигур).

Знакомя детей с литературными произведениями и малыми формами фольклора, формируем у детей основы математической культуры. В своей работе использую такие малые фольклорные формы как, пословицы, потеш-ки, прибаутки, поговорки, считалки, загадки и конечно сказки. В любой из сказок, будь она народная или авторская, присутствует целый ряд математических понятий. «Колобок» знакомит с порядковым сче-том, «Теремок» и «Репка» помогают запомнить количественный и порядко-вый счет и основы арифметических действий. С помощью сказки «Три мед-ведя» легко усваиваются понятие о размере.

Интеграция математического развития с художественным творчеством

помогает решать её задачи через свои методы и приемы. Зрительные, осяза-тельные ориентиры помогут детям более детально запомнить, прочувство-вать те или иные математические понятия «пластилиновые цифры» - поделки из пластилина в виде той или иной цифры, «Цветная мозаика» - конструиро-вание из геометрических фигур. Во время проведения изобразительной дея-тельности (образовательная деятельность – «Художественное творчество», мы обращаем внимание, на сколько частей и какого размера нужно разделить кусок пластилина, полоску бумаги, как можно получить предмет той или иной формы, закрепляя не только цвет, форму, размер предмета, но и его пространственное расположение. При рисовании предметов сложных форм, дети видят в них простые геометрические фигуры (круг – солнце, голова птицы, овал – туловище животного, куклы, треугольник уши кошки, крыша дома).

В качестве продуктов детского творчества используем разнообразные по-делки из природного материала (листья, шишки, пло-

ды) которые предварительно группируются, сортируются, упорядочиваются по каким либо свойствам (цвет, размер, форма).

В качестве продуктивной деятельности детей организуем конструктив-ные игры. Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников Детали строительных наборов представляют собой пра-вильные геометрические тела (кубы, цилиндры, бруски и т. д.) с математически точными размерами всех их параметров. Это дает воз-можность детям с наименьшими трудностями, чем из других материалов, по-лучить конструкцию предмета, передавая пропорциональность его частей, симметричное их расположение.

Игры с LEGO – конструктором развивают простые математические поня-тия,6 знакомят с числами и цифрами, осваиваются сенсорных эталонов – цвет, форму, величину, расположение в пространстве.

В НОД Музыка мы так же закрепляем и развиваем математические пред-ставления. Дети узнают, что звуки бывает длинным и коротким, высокими и низкими. При проведении подвижных музыкальных игр у детей закрепляем знания о цвете и форме предмета, развиваются навыки ориентировки в про-странстве.

Организация экспериментальной деятельности в обла-сти «Познавательное развитие» по формированию элементарных математи-ческих представлений занимает особое место. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравни-вать, определять форму и размеры. Всё это придаёт, математическим пред-ставлениям реальную значимость и способствует их сознанию.

Для реализации образовательной области «Познавательное разви-тие» через процесс формирования элементарных математических представ-лений в группе организован центр занимательной математики.

Центр занимательной математики содержит :

Дидактические игры:

— игры для деления целого предмета на части и составление целого из частей

— игры с цифрами, монетами;

— игры для развития числовых представлений и умений количественно оценивать разные величины

— Игры с алгоритмами

— Модели числовых и временных отношений

— Календарь, модель календаря

Развивающие игры, развивающие психические процессы: шахматы, шаш-ки,

часы-конструктор, весы; головоломки

блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича

Природный и «бросовый» материал

Не менее важным условием формирования элементарных математических представлений у детей является активное участие в образователь-ном процессе родителей.

В своей группе мы используем такие формы работы с семьей как, кон-сультации, оформление папок-передвижек, проведение математических раз-влечений, ярмарок, мастер-классов на темы: «Математическая игра – как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста».

В группе родители изготовили вместе с детьми математические игры.

Вывод: Интеграция позволяет объединить воедино все виды деятельности ребёнка в детском саду, одна тема перетекает из одной образовательной об-ласти в другую, и в каждой решаются свои обучающие, закрепляющие, вос-питательные задачи. Таким образом, интегрированный подход, реализуемый в процессе математического развития дошкольников, обеспечит достижение готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основной общеобразовательной про-граммы начального общего образования

Публикации по теме:

Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений 1 СЛАЙД «Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений» Подготовила воспитатель МДОУ «Вольновского.

Демонстрационный материал для занятий по формированию элементарных математических представленийДемонстрационный материал для занятий по формированию элементарных математических представлений Сегодня мне бы хотелось показать свой демонстрационный материал, который я использую на занятиях по формированию элементарных математических.

Итоговое занятие по развитию элементарных математических представлений Цель: обобщить и систематизировать знания детей по развитию элементарных математических представлений, на основе познавательной активности.

Консультация для педагогов «Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников» ЧАСТЬ 3Консультация для педагогов на тему "Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников". СЛАЙД.

Мастер-класс для педагогов «Робототехника как средство формирования элементарных математических представлений»Мастер-класс для педагогов «Робототехника как средство формирования элементарных математических представлений» 9 февраля наш детский сад открыл свои двери для педагогов Сахалинской области в рамках курсов повышения квалификации ИРОСО (на базе инновационной.

Мноофункциональное пособие из фетра «Ежик» для формирования элементарных математических представленийМноофункциональное пособие из фетра «Ежик» для формирования элементарных математических представлений Вот такой ежик из фетра не только развивает мелкую моторику у воспитанников, но с его помощью можно освоить элементарные математические.

Лэпбук «ФЭМП — формирование элементарных математических представлений»Лэпбук «ФЭМП — формирование элементарных математических представлений» Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию мой первый ЛЭПбук - «ФЭМП», формирование элементарных математических.

Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников»Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план реализованного мной педагогического проекта на тему "Развитие элементарных математических.

Развитие элементарных математических представлений «Счет в пределах 5» Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе Развитие элементарных математических представлений.

Развивающая игра из фетра «Собираем урожай» для формирования элементарных математических представленийРазвивающая игра из фетра «Собираем урожай» для формирования элементарных математических представлений Цель: содействие познавательному развитию воспитанников посредством освоения элементарных математических представлений и связанных с ними.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности формирования элементарных математических представлений в интеграции с другими видами детской деятельности
Опубликовано: 17 октября 2021 в 13:31
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности формирования элементарных математических представлений в интеграции с другими видами детской деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Бережная Альвина Аркадьевна (УИ 2539373) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД