Приложение МААМ

Особенности изучения татарского языка в полилингвальной среде ДОО

Гульчачак Лотфуллина
Особенности изучения татарского языка в полилингвальной среде ДОО
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности изучения татарского языка в полилингвальной среде ДОО.

Детские образовательные учреждения, которые работают в системе полилингвального образования, отличаются от детских садов общеразвивающего вида тем, что в них образовательная программа строится на основе трех языков : русский, английский и язык, относящийся к территории Татарстане – татарский). Требования к компетенциям воспитателей и педагогов в данных садах такие же, как в садах общего вида, однако важным условием является свободное владение воспитателем всех языков, на которых ведутся процессы обучения и воспитания.

Публикация «Особенности изучения татарского языка в полилингвальной среде ДОО» размещена в разделах

Готовность воспитателя к работе в системе полилингвального образования представляет собой обладание воспитателем ряда компетенций, которые необходимы для правильного построения процесса обучения и воспитания ребенка дошкольного возраста в полилингвальной среде. В первую очередь, к таким компетенциям относятся – владение иностранным языком, поликультурная компетентность, уровень толерантности и ответственности педагога, эмпатийность и профессиональная направленность личности воспитателя.

Обладание языковыми компетентностями :

- качественное владение иностранным языком на теоретическом и практическом уровне;

- знание педагогами особенностей направления речи при изучении нескольких языков;

- постоянно расширять словарный запас, изучать фонетику, грамматику, лексикологию иностранного языка;

- функциональное использование языка : язык должен использоваться в процессе совместной деятельности ребенка и воспитателя (игра, рисование, прогулка и т. д.);

- эмоциональное и языковое внимание к ребенку : необходимо регулярное осуществление эмоциональной и языковой рефлексии;

- положительная языковая установка; овладение языками должно ассоциироваться у ребенка с положительными эмоциями.

Особенности изучения татарского языка

Полилингвальный образовательный копмлекс «Адымнар» – путь к знаниям и согласию» отличают уникальные идеи организации учебно-воспитательного процесса. Среди них – тесное сотрудничество семьи и педагогического коллектива в процессе воспитания и обучения ребёнка. С целью повышения уровня компетенции и значимости родителей в вопросах коммуникативного развития дошкольников, пропаганды культуры речи в семье создана «Академия для родителей».

Для достижения оптимального педагогического результата сотрудничества детского сада и семьи поставлены следующие задачи:

Выработка единства воспитательных и образовательных требований;

Привлечение к участию в совместной деятельности, направленной на педагогическое просвещение родителей;

Актуализация роли семьи в сохранении языковых ценностей.

Именно поэтому, нами была создана страница в мессенджере Инстаграм, которым пользуются практические все наши родители. На страницах нашего детского сада «Адымнар» мы приглашаем родителей окунуться в интересный мир английского и татарского языков. На нашей странице Инстаграм родители вместе с детьми могут посмотреть обучающие видео на изучаемых языках, отражающие основные темы наших занятий. Для эффективного создания языковой среды дома, мы предлагаем подборку полезных сайтов, где родители смогут легко найти мультфильмы, песни, игры и многое другое на татарском и английском языках. А также мы готовим с детьми видеопоздравления на изучаемых языках, выкладываем фрагменты праздников, развлечений, танцы, игры и т. д. Социальная сеть Инстаграм позволяет родителям напрямую задавать нам вопросы через личные сообщения.

Следующим задействованным мною ресурсом стал сайт на Международном образовательном портале Маам. ру. Данная платформа дают возможность родителям изучать языки дома вместе с детьми: учить слова и реплики на татарском языке, рисовать, делать поделки, петь и т. д. За прошедший период я получила положительный отклик от родителей, которые активно вместе с детьми участвуют в нашей дистанционной работе. Использование глобальной сети Интернет, наряду со стандартными формами взаимодействия с родителями, увеличивает мобильность, эффективность, результативность нашей работы и высокую степень вовлеченности семей воспитанников в педагогический процесс.

В современном дошкольном учреждении образовательный процесс не должен сводиться только к непосредственно образовательной деятельности, он растянут в режиме всего дня. Режимные моменты благоприятны для организации правильного речевого общения, они напрямую связаны с какими-то реальными объектами, о которых можно организовывать беседу с детьми.

Учитывая периодичность занятий по обучению дошкольников татарскому языку (1-2 раза в неделю, их продолжение может найти применение в режимных моментах дошкольного учреждения. Это сохранит положительную мотивацию к изучению татарского языка в будущем. И в то же время эффективность раннего обучения языку может быть достигнута за счет взаимодействия педагога с воспитателем группы, поскольку воспитатель принимает непосредственное участие в воспитании и обучении детей. У него есть возможность организовать работу над изучением татарского языка (повторение ранее изученного) в течение дня, конечно, если у него есть базовые знания татарского языка и методические рекомендации в помощь. Таким образом, закрепление материала находит свое продолжение не только в игровой, но и в умывальной, гардеробной, спальной и на прогулке. Использование речевых образцов в режимных моментах помогает детям быстрее запоминать формы вежливости и вводить их в повседневное общение вместо русских фраз.

Например, здороваясь с детьми утром, воспитатель может предложить им сказать приветствие на татарском языке с разной интонацией : весело, грустно, быстро, медленно. Это увеличивает интерес детей к языку. Во время еды можно использовать следующие фразы:

- Лиза, кил монда. Утыр.

- М, ипи аша.

- Р хм т, ипи т мле.

- М, ч й эч.

- Р хм т, ч й т мле.

- М, кыяр аша.

Комментирование действий, с которыми дети уже знакомы, – очень хороший способ познакомить их с новым словарным запасом. Тогда нет необходимости переводить, так как самое важное становится очевидным из контекста. При этом слова или фразы не должны быть очень длинными и относительно легко произносимыми.

В режимные моменты рекомендуется больше внимания уделять дидактическим играм, развивающим играм, словесным упражнениям, театрализованной деятельности, хороводным играм, играм малой подвижности, настольным играм, рисованию под проговаривание текста и т. д. В течении всего дня воспитатели используют и индивидуальную форму работы во время режимных моментов. Например, задавая вопросы на татарском языке, воспитатели обращают внимание на употребление детьми в ответах грамматических конструкций, включающих глаголы 1 лица единственного числа: Син нишлисе? – Мин утырам. Мин уйныйм (Что ты делаешь? – Я сижу. Я играю). Дети дошкольного возраста выполняют действия по инструкциям воспитателя: кил монда, алма бир.

В режимных моментах успешно запоминаются чистоговорки, потешки, короткие стихи на различные темы: Мен си а су, Бит кулы ны ю. Ю, ю, ю. А пальчиковые игры, сопровождаемые чтением стихов, потешек, песенок, эффективны для развития мелкой моторики, движения пальцами, кистями рук, также благотворно влияют и на развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание текста.

Все выполняемые действия во время проведения режимных моментов воспитатели сопровождают многократным проговариванием предметов (к лм к, к лм к; ипи, ипи, действий (сикер м, сикер м; юам, юам). Составляя диалог, вначале чаще всего спрашивают и отвечают сами воспитатели. Например: Бу н рс? Биял й. Без н рс киябез? Биял й. Нич биял й бар? Бер, ике биял й. Во время прогулок дети играют в подвижные игры, которые в большей степени направлены на понимание и выполнение определенных действий, без речевого сопровождения, особенно зимой :

Без салкыннан курыкмыйбыз:

Куллар бел н колакларны,

Борыннарны ышкыйбыз.

Кулларны ч б клибез,

Аякны к т р без,

Урында сикер без.

Аннары й гер без.

Зимой ребята любят играть в игру “Заморожу” на татарском языке, которая позволяет запомнить название частей тела на изучаемом языке.

Безусловно, изучение татарского языка вносит значительный вклад в развитие самостоятельного мышления, логики, памяти, воображения ребенка, в формирование его эмоций, в развитие коммуникативных навыков, а также помогает педагогическому коллективу выйти на новые точки роста, раскрыть творческий потенциал сотрудников. Но следует отметить, что обучение детей татарскому языку ни в коем случае не должно вытеснять развитие родной речи.

Публикации по теме:

Сказка для профилактики алкоголизма в среде школьников Сказка о трех кувшинах и злом колдуне Ализме Коголе. Хочешь, расскажу тебе сказку? Не простая это сказка, а волшебная. Кто прослушает ее,.

Игровые макеты в развивающей среде ДОУ. Макет «Джунгли»Игровые макеты в развивающей среде ДОУ. Макет «Джунгли» Одной из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста является свободная деятельность воспитанников.

Консультация для учителей английского языка «Изучение иностранного языка интереснее, когда легко запоминается новая лексика» Введение Не секрет, что изучение иностранного языка – это трудоемкий процесс и для качественного осуществления коммуникативной деятельности.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Знакомство народными традициями и культурой татарского народа»Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Знакомство народными традициями и культурой татарского народа» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, двигательная. Цель: познакомить.

Конспект занятия «Тайны русского языка» в рамках проекта к Международному Дню родного языка, подготовительная группаКонспект занятия «Тайны русского языка» в рамках проекта к Международному Дню родного языка, подготовительная группа Сегодня я предлагаю вам посмотреть конспект занятия «Тайны русского языка». Это занятие мы провели с детьми подготовительной к школе группы.

Информационные таблички для родителей в образовательной средеИнформационные таблички для родителей в образовательной среде Вот такие таблички, необходимые и незаменимые были "внедрены и апробированы" в нашей группе Как же быть родителям, которые неожиданно.

Отчет по предметно-развивающей среде В логопедической группе созданы все условия для сознательно-регулируемой деятельности детей, которая несёт в себе направленность коррекционного.

Отчет по предметно-развивающей среде в средней группеОтчет по предметно-развивающей среде в средней группе Отчет по предметно-развивающей среде в средней группе. Воспитатель: Клименко Наталья Александровна. Образовательную деятельность в нашей.

Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и национальной культуре татарского народа» (старшая группа)Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и национальной культуре татарского народа» (старшая группа) Актуальность: В настоящее время перед системой образования остро обозначилась проблема этнокультурного воспитания и обучения детей с целью.

Сценарий татарского праздника «Наш веселый Сабантуй»Сценарий татарского праздника «Наш веселый Сабантуй» Сценарий татарского праздника “Наш веселый Сабантуй” Цели и задачи:1. Дать представление о татарском национальном празднике “Сабантуй”,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности изучения татарского языка в полилингвальной среде ДОО
Опубликовано: 29 сентября 2021 в 07:16
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности изучения татарского языка в полилингвальной среде ДОО» (включая файлы) размещена пользователем Гульчачак Лотфуллина (УИ 2422208) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД