Лучший педагог года

Особенности компьютерных технологий, активизирующих познавательную активность дошкольников

Наталья Оленчук
Особенности компьютерных технологий, активизирующих познавательную активность дошкольников

Познавательная деятельности имеет огромное значение для общего развития ребенка и формирования его личности, так как под ее влиянием развиваются все процессы сознания.

Познавательная деятельность требует значительной затраты умственных сил, устойчивого внимания и волевых усилий. Использование новых непривычных для детей приёмов объяснения и закрепления, особенно в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание, а также увеличивает познавательную активность самого ребенка.

Публикация «Особенности компьютерных технологий, активизирующих познавательную активность дошкольников» размещена в разделах

Компьютерные технологии активно входят в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей.

Использование компьютерных технологий в дошкольных образовательных учреждениях предусматривает не обучение детей основам информатики, а применение новых, научно обоснованных средств для развития детей, создание условий для обогащения их опыта познания окружающего, использования компьютерных возможностей в совершенствовании осваиваемых представлений и умений.

Компьютерные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек.

Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, даёт возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение и стимулируется познавательная активность.

Но на сегодня, к сожалению, существует недостаточное количество хороших компьютерных программ, которые предназначены для дошкольного возраста.

Специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей:

• исследовательский характер;

• легкость для самостоятельных занятий ребенка;

• усложнение игровой задачи;

• опора на имеющийся опыт детей;

• быть направленной на обучение новым способам действий, формирование представлений, обогащение познавательного и творческого опыта, развитие (совершенствование, закрепление или коррекцию) процессов, операций, умений, навыков;

• носить воспитывающий характер;

• иметь логическое завершение;

• включать разнообразные приемы оценки правильности ответов, доступные дошкольникам (графические символы и рисунки);

• содержать близкие опыту детей задания, сюжеты, персонажи, не провоцирующих проявление агрессии, отрицательных эмоций и т. п. ;

• информация о ходе и правилах игры представляется образно-символьном способом;

• изображения на экране достаточно крупные, без мелких деталей; умеренный темп движения элементов на экране;

«управление» клавиатурой, джойстиком должно строиться на доступных и освоенных детьми умениях;

• учитывать уровень развития координации и моторик;

• занимательность.

Существующие на рынке обучающие программы для дошкольников можно классифицировать следующим образом:

1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.

2. АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.

3. Игры-путешествия, "бродилки".

4. Простейшие программы по обучение чтению, математике и др.

Использование таких программ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.

Организация использования компьютерных игр в обучении и развитии дошкольников требует создания специальных условий ( трех помещений: компьютерного кабинета, зала релаксации и игровой комнаты; соблюдения санитарно-гигиенических нормативов площади, освещенности, влажности воздуха и т. п.). Применяемое программное обеспечение должно подлежать обязательному лицензированию. Продолжительность занятий на компьютере для старших дошкольников ограничивается 10 мин. 1-2 раза в неделю. Данные требования не выполнимы в большинстве садов.

Поэтому чаще всего используют мини игры из первой и четвертой групп для вставки в мультимедийные презентации. Кроме того, мы можем посоветовать ряд игр родителям для игры дома.

Наиболее широко из всех компьютерных технологий в дошкольных учреждениях используют мультимедийные презентации.

Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:

– осуществление одновременного восприятия разного материала по теме (картинки, аудио, видео, анимация, что увеличивает доступность и объем информации, повышает запоминаемость;

– возможность демонстрации в многократно увеличенном виде на экране через проектор;

– возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе (для коррекционных групп);

активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;

компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.

Цель такого представления развивающей и обучающей информации - формирование у детей системы мыслеобразов.

Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

Кроме того с помощью мультимедийных презентаций с детьми удобно разучивать комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления, комплексы утренней гимнастики, физкультминутки, пальчиковую и артикуляционную гимнастику. На экране монитора появляются картинки – символы различных упражнений.

Для наиболее эффективного использования презентаций необходимо учитывать ряд требований:

• Все слайды презентации должны быть выдержаны в одном стиле.

• Не рекомендуется использовать в стилевом оформлении презентации более 3 цветов и более 3 типов шрифта. Для фона слайдов подойдут спокойные цвета, не яркие, которые должны проявлять изображения на слайде, а не приглушать их.

• Иллюстрации должны быть в одном стиле, одного размера и формата.

• Оформление слайда не должно отвлекать внимание детей от его содержательной части.

• Избегать в презентации рисунков, не несущих смысловой нагрузки.

• Цвет графических изображений не должен резко контрастировать с общим стилевым оформлением слайда.

• Звуковое сопровождение должно отражать суть или подчеркивать особенность темы слайда, презентации. Звук должен быть слышен всем, но не был оглушительным.

• Использование крупных, четких, с высоким разрешением картинок.

• Учитывать уровень восприятия ребенка-дошкольника : не размещать на слайде более 2 картинок одновременно.

Просмотр презентации детьми дошкольного возраста не может быть самостоятельным, только в сочетании с объяснениями и комментариями педагога.

Использование глобальной сети Интернет очень облегчает работу воспитателей. В интернете можно найти любой интересующий материал в любой нужной форме (картинки, видео и аудиофайлы, схемы, таблицы и др.) Этот материал можно найти быстро и в любое время, что также важно в работе. Дети в моей группе знают, что можно задать любой вопрос и получить на него ответ не только в устной форме, но и тут же посмотреть картинки по теме на планшете, можно послушать музыку или звуки животных и природы. Кроме того, Интернет позволяет наладить работу с родителями: помещать на личной страничке интересные статьи, отвечать на вопросы, обсуждать проблемы в удобное для родителей и педагогов время.

Использование современных информационных (компьютерных) технологий в обучении и развитии дошкольников является одним из приоритетных и широко изучаемых направлений, но не отменяет применения традиционных методов и средств. Возникает необходимость формирования готовности современного ребенка к жизни в обществе, широко применяющем компьютерные (информационные) технологии в разных сферах.

Публикации по теме:

Применение компьютерных технологий в начальной школе Наш век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной.

Использование информационно-компьютерных технологий при формировании представлений об окружающем мире (из опыта работы) Развитие образования невозможно представить без широкого внедрения в образовательный процесс информационно-компьютерных технологий. Практика.

Использование компьютерных технологий в условиях ДОУ Компьютер и компьютерные технологии активно вошли в нашу жизнь, стали необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых,.

Конкурс чтецов «Путешествие в лето» с использованием информационно-компьютерных технологийКонкурс чтецов «Путешествие в лето» с использованием информационно-компьютерных технологий Подготовила: воспитатель МАДОУ № 21 г. Великий Новгород Володина Светлана Александровна Дети сидят в зале. Входит ведущая в костюме Лета.

Конспект НОД по математике с использованием компьютерных технологий «Необыкновенное путешествие» в старшей группе Название «Необыкновенное путешествие» Цель: формирование представлений у детей о составе числа Задачи: ознакомить детей с полным составом.

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе с использованием компьютерных технологий Демонстрационный материал представлен в виде слайд-шоу и выполнен в программе «Power Point». Смена слайдов происходит по щелчку, после.

Организация игр, активизирующих речь младших дошкольниковОрганизация игр, активизирующих речь младших дошкольников Тема консультации: «Организация игр, активизирующих речь младших дошкольников» Составила: Назарукова Наталья Юрьевна МАДОУ д/с 133 г. Тюмень.

Мастер-класс «Взаимодействие семьи и детского сада: применение компьютерных технологий в работе с родителями» ВидеоМастер-класс «Взаимодействие семьи и детского сада: применение компьютерных технологий в работе с родителями» Видео Взаимодействие семьи и детского сада: применение компьютерных технологий в работе с родителями Актуальность темы. В последние годы наблюдается.

Методические рекомендации для воспитателей «Методы, повышающие познавательную активность дошкольников» Цель: 1. Активизировать педагогов на эффективное использование различных методов, повышающих познавательную активность; 2. Повысить уровень.

Преимущества использования компьютерных технологий в образовательном процессе ДОУ Информационно коммуникативные технологии: развивают интерес к обучению; воспитывают самостоятельность; развивают интеллектуальную деятельность;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности компьютерных технологий, активизирующих познавательную активность дошкольников
Опубликовано: 26 сентября 2015 в 16:31
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД