Александра Богданова
Особенности консультирования родителей, имеющих детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности консультирования родителей, имеющих детей с ОВЗ.
ключевые слова: ограниченные возможности здоровья (ОВЗ,
психотерапия, социализация, опросник.
Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) качественным образом меняет сложившийся уклад жизни, вызывая у родителей очень широкий спектр эмоциональных реакций, чаще всего объединенных таким емким понятием как «родительский стресс». Каждая семейная ситуация, связанная с появлением ребенка с ОВЗ, уникальна и индивидуальна, и то, как именно и как долго будут протекать этапы адаптационного синдрома, зависит от ряда сопутствующих факторов –диагноза ребенка, личности родителей, состава семьи, прогнозов.
Публикация «Особенности консультирования родителей, имеющих детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
На тех этапах, когда родители готовы разделить свои переживания со специалистами, готовы принять от них помощь, задачей становится помочь родителям (и другим членам семьи) через осознание своих чувств и переживаний, через коррекцию родительского состояния сформировать у них ценностное отношения к ребенку с ОВЗ и позитивный взгляд на его будущее.
Для того, чтобы помочь достичь этой цели предлагаю для применения вариант структурированного опросника родителей, имеющих детей с ОВЗ, который позволяет уточнить беспокоящие симптомы самих родителей (не ребенка) и поразмышлять над природой проблемы. Этот опросник имеет психотерапевтический характер, позволяет родителям выйти за рамки привычного восприятия и понимания своей ситуации, убрать генерализацию проблемы, разбивая её на составные части, выйти из ассоциированного состояния. Опросник позволяет родителям осознать свои истинные чувства, эмоции, переживания – вербализовать, начать управлять ими, пока родители внутри ситуации – проблема управляет ими.
Родителям (законным представителям) предлагаются следующие вопросы:
- Что конкретно беспокоит родителей в поведении ребенка, эмоциональном состоянии, общении с другими детьми или взрослыми?
- Когда моменты, которые беспокоят, возникли впервые?
- Когда это стало заметным?
- Когда это стало мешать?
- Когда Вы (родители) это видите, когда Вы с этим сталкиваетесь, что с Вами происходит? Что Вы испытываете?
- Как Вы поступаете в эти моменты?
-Что Вам удается сделать?
- Кто или что Вам помогает в эти моменты себя поддерживать и сохранять?
- Как Вы определяете, что очередной трудный момент близок?
- Бывает ли что должно начаться, но не началось?
- Как чаще всего заканчиваются такие трудные моменты?
- Что бывает потом?
- Когда Вы «выдыхаете»?
- Становится ли лучше или хуже с течением времени?
- Какую жизненную задачу ставит перед Вами эта проблема в масштабе всей жизни?
Предлагаемые вопросы для проведения беседы с родителями носят примерный характер и могут быть видоизменены в зависимости от контекста беседы, особенностей ребенка или родителей, этапы проживания семьей ситуации и множества других факторов. Подобные вопросы помогут специалисту структурировать беседу с родителями, диагностировать их эмоциональное состояние и определить направление консультационной помощи данной конкретной семье.
Говоря об особенностях консультационной работы с родителями детей с ОВЗ, хотелось бы сделать акцент не столько на ее формах, сколько на внутреннем содержании этой работы. Детям с ОВЗ нужна коррекция, а родителям – психотерапия. Какая бы форма работы не была, она всегда носит психотерапевтический характер.
Адекватное отношение родителей к особенностям развития их ребенка – это та отправная точка, которая определит дальнейший его путь, т. е. социализацию в обществе. Нарушения детско-родительских коммуникаций и их деструктивное отношение к проблеме могут привести к возникновению необратимых поведенческих отклонений и значительно усложнить процесс социализации ребенка. Для того, чтобы суметь помочь ребенку родители, прежде всего, не должны стыдиться своего ребенка или стремиться из чувства жалости ограждать его от любой сложной деятельности. Тогда и сам ребенок не будет чувствовать себя иным и беспомощным.
Таким образом, в процессе консультирования родителей, имеющих детей с ОВЗ специалистам необходимо использовать те формы работы, которые направлены на определение способов, с помощью которых проблемы могут быть определены. Специалистам следует выбирать индивидуальные направления консультационной помощи, которые помогут сформулировать и решить проблемы данной конкретной семьи.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие / Под редакцией М. С. Староверовой – М. : ВЛАДОС, 2011. – 167 с. ISBN 978-5-691-01851-0
2. Холостова Е. И., Социальная работа с семьё й: Учебное пособие / Холостова Е. И. – М. : Дашков и К, 2011. – 244 с. ISBN 978-5-394-01066-8
3. Шептенко П. А., Воронина Г. А. Методика и технология работы социального педагога: Учебное пособие / Под ред. В. А. Сластенина – М. : 2001. – 208 с. ISBN 5-7695-0679-2