Приложение МААМ

Особенности моторики детей с глубокими нарушениями интеллекта

Валентина Краева
Особенности моторики детей с глубокими нарушениями интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы

Ребёнок познаёт мир при помощи зрения, слуха, запаха, а также при помощи ощущений, полученных от прикосновения к предмету пальцами рук. Ощупывая предметы, он учится различать их по температуре, структуре, размеру, тяжести и твёрдости. Без прикосновения к предметам знания ребёнка об окружающем его мире будут не полными.

В современной дефектологии под умственной отсталостью понимают стойкое нарушение сложных форм психической деятельности, обусловленное патологической наследственностью, органическим поражением ЦНС. Для умственной отсталости характерно тотальное недоразвитие всех психических функций с преимущественной недостаточностью абстрактных форм мышления.

Публикация «Особенности моторики детей с глубокими нарушениями интеллекта» размещена в разделах

Влияние интеллектуального дефекта на двигательную сферу умственно отсталых велико и разнообразно.

Моторика — двигательная активность организма или отдельных органов. Под моторикой понимают последовательность движений, выполнение которых является необходимым для решения определенных задач, поставленных перед человеком. Например, взять какой-либо предмет с полки или построить башню из кубиков.

В современной психологической науке выделяют 2 вида моторики : крупную и мелкую.

Под навыками крупной моторики понимается выполнение движений, в которых задействованы мышцы рук, ног или всего тела. К крупной моторике можно отнести такие движения как ходьба, размашистые движения руками, приседания и другие. Как правило, формирование навыков крупной моторики происходит по определенному алгоритму в четко заданной последовательности у всех людей с условной нормой развития. Развитие моторных функций происходит последовательно от легкого к более сложному. Сначала новорожденные дети учатся контролировать движения глаз, а только затем начинают контролировать движения рук и ног, потому что движения глаз являются более простым актом моторики нежели движение конечностей. В первую очередь у ребенка начинают формироваться навыки крупной моторики, потому что она является основой для развития более сложных движений, присущих мелкой моторике.

Под мелкой моторикой понимается способность манипулировать предметами маленького размера, передавать объекты из рук в руки и другие. Для выполнения этих действий необходимо сосредоточение внимания на объекте и одновременная работа глаз и рук.

Навыки мелкой моторики необходимы для выполнения таких точных действий, как захват пальцами рук мелкого предмета, нанизывание бусинок на нитку, написание букв и цифр, завязывание шнурков и другие.

Нарушение интеллектуального развития, или интеллектуальная недостаточность – один из наиболее сложных видов дизонтогении, характеризующийся недоразвитием высших психических функций, что выражается в стойком нарушении познавательной деятельности вследствие тотального органического поражения коры головного мозга в перинатальный (внутриутробный) период и в раннем детстве

Органические поражения ЦНС, лежащие в основе нарушений интеллекта, приводят и к видимым нарушениям моторной деятельности, т. е. реакции организма на внутренний и внешний стимулы в виде движений теряют свою целесообразность. Нарушается координация, осмысление движений, словесное опосредование, другими словами, регуляция движений со стороны коркового отдела головного мозга.

Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития дошкольников и младших школьников, единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики важно еще и по причине, что в жизни, когда вырастет, ребенку понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.

Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Многочисленными исследованиями педагогов доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.

Развитие общей моторики дошкольников с интеллектуальной недостаточностью отличается замедленностью формирования, плохой координацией, неточностью, бедностью движений. Детям с интеллектуальной недостаточностью свойственны значительное запаздывание и недостатки формирования предметных действий и связанных с ними произвольных движений. Такой темп развития существенно снижает возможности ребенка при ознакомлении с окружающим предметным миром. В дошкольном детстве у детей с интеллектуальной недостаточностью часто встречаются нарушения осанки, искривление позвоночника, деформация грудной клетки и конечностей т. д. У некоторых из них задерживается процесс окостенения скелета, наблюдаются симптомы поражения или недоразвития двигательного анализатора: тремор, гиперкинезы, синкинезии. При развитии ребенка на дефектной основе наблюдается неточность движений в пространстве, во времени, неумение выполнять ритмичные движения, низкий уровень дифференцирования мышечных усилий, низкий уровень развития вестибулярных функций, дискоординация движений. Более позднее освоение основных видов движений и качественные их особенности отрицательно влияют на общее развитие ребенка. У одних детей двигательное недоразвитие проявляется в вялости, неловкости, низкой силе и скорости двигательных действий, у других — повышенная подвижность сочетается с беспорядочностью, бесцельностью, наличием лишних движений и моторной расторможенностью.

Развитие общей моторики напрямую связано с психофизическим и эмоционально-волевым развитием, поэтому особенности развития двигательной функции нельзя рассматривать отдельно, данным процесс синхронизирован и зависим от степени дефекта и особенностей развития личности. Из-за недостаточного двигательного опыта аномального ребенка страдает и его общее психофизическое развитие. Фундаментальными исследованиями было доказано, что при использовании оптимальной среды физических упражнений, данные дефекты поддаются коррегированию.

Деятельность двигательного аппарата, прежде всего, проявляется в его локомоторных актах – ходьбе, беге, прыжках и метаниях. Рассматривая своеобразие общей моторики детей с интеллектуальной недостаточностью, можно выделить следующие нарушения :

1. Нарушения при ходьбе : сутулость, дискоординация движений рук и ног, шарканье ногами, волочение ног по полу, неритмичность движений, отклонения в ходьбе по прямой, неодинаковая длинна шагов, неодинаковые амплитуды при взмахах руками, вертикальные движения туловищем, постоянное отклонения туловища от вертикальной оси. К нарушениям также относится ходьба на прямых или полусогнутых ногах, вразвалку, а также опущенную при ходьбе вниз или наклоненную набок голову.

2. Нарушение движений при беге : чрезмерный наклон туловища вперед, чрезмерное напряжение рук. Мелкие шаги, неритмичность, чрезмерный наклон головы вперед, малая амплитуда в движениях рук, прижимание рук к туловищу, излишний разворот стоп наружу, обращение стоп носками друг к другу, раскачивание туловища в стороны, дискоординация движений рук и ног, вялость движений. Также нарушением считается бег на прямых или полусогнутых ногах.

3. Нарушение движений при прыжках: вместо толчка двумя ногами производится отталкивание одной ногой, дискоординация движений рук и ног, слабое финальное усилие, неумение приземляться, слабость движений рук, толчок прямыми ногами.

4. Нарушений движений при метании: напряженность, скованность движений туловища, торопливость, неправильных замах, слабость и дискоординация движений, излишне прямые руки или ноги.

5. Нарушения в развитии основных двигательных способностей : отставание от нормы в показателях силы, быстроты движений, выносливости, гибкости и подвижности суставов. Нарушения двигательного развития выражаются в нарушении главным образом координационных способностей – точности движений в пространстве, ритма движений, дифференцировке мышечных усилий, затруднения в пространственной ориентировки и частой потере равновесия. В движения в одних случаях отмечается вялость, слабость и недостаток регуляции, в других – чрезмерное напряжение. Координационные способности у аномальных детей регулируются теми биологическими и психическими функциями, которые имеют дефектную основу и чем тяжелее нарушение, тем более серьезные нарушения координации будут присуще детям. Эти нарушения являются главными при овладении ими сложнокоординационными движениями.

Выделенные особенности двигательного развития могут иметь разный характер (различную дефектную основу, выступать в разных сочетаниях и выявляться, развиваться в зависимости от индивидуальных показателей ребенка.

Также отмечается отставание в физическом развитии мышц, силы, выносливости, скорости. За таким недоразвитием тянется неточной и угловатость движений, бедность движений, заторможенность или наоборот предвосхищение, то есть ненормированное выполнение двигательного акта. Ограниченность в подвижности суставов препятствует полной амплитуде движений, точности в исполнении.

На степень физического и двигательного развития влияют как внешние, так и внутренние факторы. К внутренним можно отнести степень поражения ЦНС, тяжесть дефекта развития, состояние психического развития и эмоционально-волевой сферы. К внешним факторам относятся социальная и культурная среда, ближайшее окружение, уровень жизни и т. д.

Большие трудности дети с умственной отсталостью испытывают в овладении произвольными движениями. При повторении предложенного взрослым образца действия они допускают неточности, не выдерживают заданной амплитуды, угла наклона, ритма и темпа движения. Процесс автоматизации требует длительного времени и большого количества упражнений. В большей степени у таких детей нарушены сложные двигательные акты, требующие осмысления, словесного сопровождения, регуляции коркового уровня. Характерным для детей с интеллектуальной недостаточностью является также недоразвитие выразительных движений.

Причиной нарушений двигательного развития, в первую очередь, является первичный дефект (интеллектуальная недостаточность, вследствие которого все функции организма априори будут нарушены. В объяснении двигательной недостаточности детей стоит опираться на многоуровневую теорию построения движений, разработанную Н. А. Бернштейном. Сущность этой теории заключается в том, что чем выше по уровню поражена центральная нервная система, тем менее вероятной становится возможность управлением смысловой организацией движений. Нижележащие церебральные уровни, как правило, являются менее пораженными, а значит и более сохранными. С их помощью регулируется управление лишь элементарными движениями, не требующими смысловой организации. У детей с проблемами развития наблюдаются трудности в формировании условно- рефлекторных связей, обусловленные слабость замыкательной функции коры головного мозга, поэтому требуется большее количества повторений для формирования отчетливого образца движения. Однако, даже сформированные двигательные навыки имеют тенденцию быстро утрачиваться. Этот недостаток приводит к тому, что у данной группы детей формирование любого навыка требует специально организованной длительной работы. В свою очередь, слабость протекания нервных процессов и неуравновешенность процессов торможения и возбуждения затрудняют локализацию активности при формировании навыка.

У детей с умеренной степенью умственной отсталости страдает согласованность, точность и темп движений. Все эти факторы также влияют на процесс формирования двигательных навыков и степенью их овладения.

Публикации по теме:

Игры для детей с нарушениями в развитии Игры- наиболее доступный и эффективный метод, дающий возможность воздействовать на ребенка при его непосредственной активной помощи. Игра.

Коммуникативная речь у детей дошкольного возраста с нарушением интеллектаКоммуникативная речь у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта Коммуникативная речь у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта Подготовила учитель – дефектолог Фехретдинова И. А. МАДОУ «Детский.

Макет «Физкультурный зал». Цель — развитие интеллекта через совершенствование моторики и сенсомоторной координации.Макет «Физкультурный зал». Цель — развитие интеллекта через совершенствование моторики и сенсомоторной координации. Прежде чем приступить к описанию нашего опыта, вспомним некоторые теоретические положения. Мелкая моторика- точные, скоординированные движения.

Формирование личности через развитие эмоционального интеллекта у детей с помощью настольных игр МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ДОУ ПО ТЕМЕ: "ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ НАСТОЛЬНЫХ.

НОД по развитию ручной моторики у детей с нарушениями зрения в среднем дошкольном возрасте по теме «Деревья» Непосредственно образовательная деятельность по развитию ручной моторики у детей с нарушениями зрения в среднем дошкольном возрасте Тема:.

Педсовет «Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» в формате «Гайд-парк»Педсовет «Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» в формате «Гайд-парк» Уважаемые коллеги, предлагаю очередной тематический совет, который прошёл у нас в детском саду. Тема очень сложная. Во всех нормативных.

План-конспект НОД по развитию эмоционального интеллекта «Маска, я тебя знаю» для детей 5–6 летПлан-конспект НОД по развитию эмоционального интеллекта «Маска, я тебя знаю» для детей 5–6 лет Цель:развитие эмоционального интеллекта детей. Задачи:Образовательные: Повторить и закрепить понятия, связанные с театром и театральной деятельностью;.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппаратаРазвитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата С давних пор известно, что существует влияние действий руками на развитие головного мозга человека. Упражнения с участием рук и пальцев.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях.Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Мелкая моторика.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности моторики детей с глубокими нарушениями интеллекта
Опубликовано: 30 июля 2022 в 14:05
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности моторики детей с глубокими нарушениями интеллекта» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Краева (УИ 635596) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД