Лучший педагог года

Особенности моторной сферы при заикании

Светлана Козлова
Особенности моторной сферы при заикании

При заикании отмечается многообразие моторных нарушений, различное состояние моторной функции. У части заикающихся наблюдается опережение моторного развития, у других - отставание в развитии моторной функции. Нарушение касается не только общей, но и мимической моторики и орального праксиса. При общей моторной одаренности у заикающихся детей обнаруживается недостаток в мимической моторике, она не всегда связанна с речью и может быть отнесена «к малым органическим симптомам», так как в основе некоторых функций заикания лежит «повреждение афферентной системы кинестетических речевых клеток головного мозга», это нарушение вызывает нарушение статики и динамики речевых органов.

Публикация «Особенности моторной сферы при заикании» размещена в разделах

Нарушение моторной функции проявляется как: симптомы выпадения (невозможность производить простые предложения); гиперкинезы, тремор, фибрилярные и фасцекулярные сокращения в языке; атактические расстройства (невозможность сразу выполнять то или иное движение, выполнение упражнения удается только при зрительном контроле); апраксические расстройства (встречаются редко). Может наблюдаться некоторая слабость мышц лица. Развитие моторики у заикающихся детей может идти впереди речевого развития, может отставать от речи и могут встречаться заикающиеся дети с особой моторной одаренностью.

По состоянию моторики можно выделить четыре группы дошкольников:

1) Нарушение темпа, ритма, мышечного тонуса, ориентировки и коллективного взаимоотношения. При этом внимание и активность не нарушены, недочеты моторики быстро компенсируются.

2) Отсутствие ловкости, быстроты, точности, темп замедленный, внимание вялое, активность пробуждается постепенно, инициативы почти никакой. Усвоение заданий требует длительной проработки, работа над растормаживанием мышления напряженное, улучшение координации движений не дают хороших результатов, могут быть случаи легкой моторной отсталости.

3) Сильная мышечная заторможенность, вытянутое паукообразное положение рук, растопыренные или сжатые в кулак пальцы. Отсутствие сгибания при движении рук. Минимальное сгибание одной руки или качание не естественно вытянутых рук, выталкивание рук вперед и не координирование с движением ног. Особенно сильна заторможенность шеи и плеч.

4) Моторно-возбудимые с обилием без целенаправленных движений, производящих в быстром темпе. Спокойное положения для них трудно, в коллективной игре не ждут своей очереди, стремятся к беспрерывным движениям, мышечный тонус несколько напряжен, наблюдается повышенное эмоциональное отношение к игре.

У части заикающихся детей отмечается ограничение движений языка, нарушений мышечного тонуса, нарушение мелкой моторики, переключение координации движений, темпа движений, статики и динамики нарушений. Нарушение может быть связанно с состоянием ЭВС. Подвижность у заикающихся колеблется с неустойчивым тонусом, что отражается на характере темпа движения, в большинстве случаев - ускоренный. У 40% заикающихся 4-7 лет - моторика не нарушена. У 4-5-летних детей моторная скованность проявляется в неловкости, неуклюжести, в неумении быстро и точно выполнять то или иное движение. У 6-7-летних моторная напряженность более тесно связанна с заиканием, исчезает непринужденность, легкость движения, замедленность темпа, не выполняются до конца действия, характерны сопутствующие движения.

Невозможность свободно говорить по поводу совершаемых действий еще больше сковывает движения ребенка: исчезает легкость, непринужденность в поведении, замедляется темп движений, не выполняется до конца действие. Заторможенность особенно ярко проявляется в играх при ходьбе и беге: дети напряженно сгибают руки в локтевых суставах, с усилием прижимают их к туловищу, бегают на прямых ногах, не сгибая их в коленных суставах. Скованность мышц шеи и плеч выявляется в поворотах детей всем туловищем, в моторной неловкости. Преобладание моторной напряженности прослеживается по всем возрастным группам заикающихся : 4-5, 5-6, 6-7 лет.

Довольно часто моторные отклонения у заикающихся находятся в прямой зависимости от неустойчивости внимания, недостаточная гибкость переключения, повышенная возбудимость или заторможенность.

В большей степени у заикающихся при тонических судорогах также имеются своеобразные особенности нарушения моторики : общая напряженность мышечной системы, особенно в процессе речи, усиливается при логофобии; нечеткость координации движения; расхождение в моторике и речи : или речь запаздывает, или речь опережает движения; речь запаздывает тогда, когда задание надо выполнять после неожиданного сигнала; заикающиеся не могут вовремя произнести слово, речь опережает движение при чрезмерном напряжении мышц, когда движение не является автоматизированным; уловки, вспомогательные движения; неровность воспроизводимого ритма.

У некоторых взрослых заикающихся нарушение моторики связанно с отношением к речевому дефекту. Имеются свои особенности в нарушении моторики : общая напряженность мышечной системы, особенно в процессе речи, усиливающаяся при наличии логофобии; нечеткость координации движений; расхождение в моторике и речи : речь или запаздывает, или опережает движение. Речь запаздывает тогда, когда задание надо выполнить после неожиданного сигнала (заикающийся не может вовремя произнести слово). Речь опережает движение у заикающихся с чрезмерным напряжением мышц тогда, когда движение является для них неожиданным, неавтоматизированным; уловки, вспомогательные движения; неровность воспроизведения ритма. Так, у некоторых юношей и взрослых перед началом отстукивания ритмического рисунка возникает торможение в кисти руки (тонус); у других - ряд предварительных, добавочных, многократных движений, не доводят действие до конца и улавливают только зрительно (клонус); третья группа вводит вспомогательный удар, аналогичный эмболофразии. Как правило, заикающиеся выявляют задержку в начале ритмической фразы. В противоположность заикающимся, тахилалики демонстрируют большую стремительность в воспроизведении заданий и отсутствие выдержки на продолжительных длительностях. Заикающимся и тахилаликам замедление темпа движения дается сравнительно легче, чем замедление речевого темпа, поэтому моторный темп у них устойчивее речевого. Несомненна связь между темпом речи и темпом движения, так как при помощи медленных и плавных движений можно создать атмосферу спокойствия и облегчить больному переход к плавной, слитной речи. У заикающихся и тахилаликов отмечаются отклонения в интеллектуальных и психических процессах, а именно: неустойчивость внимания, памяти, легкая отвлекаемость. Им не всегда удается выполнить задания, состоящие из разных движений, которые выполняются одновременно. Они не могут запомнить большого числа движений.

В. А. Гринер и Ю. А. Флоренская выделяют следующие типы заикающихся по состоянию моторики.

1. Движения быстрые, беспокойные, соответствующие торопливой речи, не доводятся до конца, отмечается их неточность, соответствующая невнятность речи, с недостаточным открыванием рта и нечеткостью выражения. Этим заикающимся нужны коллективные задания, поочередные, сдерживающие неорганизованные порывы, упражнения на торможение, преодоление автоматизма, на координацию движений со словом. Педагогу необходимо следить за педантичностью, четкостью движений при выполнении заикающимися заданий.

2. Природная склонность к быстрым движениям, нос внутренней волевой силой. При большом внимании к себе у этих заикающихся темп речи устойчивый. Интеллектуально развиты, владеют собой. При выполнении заданий чувствуется большое сосредоточение внимания. Для них необходимы упражнения на координацию движений, на преодоление автоматизма, на регуляцию мышечного тонуса.

3. Средний темп движений. Этому типу заикающихся свойственна большая выдержка и спокойствие, хорошее внимание, память, высокая ритмическая одаренность, четкие, свободные движения. Для них необходимы упражнения с речью, поскольку хорошие моторные данные и ритмичность могут быть использованы как регуляторы речевых недостатков.

4. Средний темп движений. Наблюдается угловатость, напряженность, связанность, скованность. Отсутствует четкость в координации, особенно в координированном движении с речью. Эти заикающиеся неловки, с плохим ритмом, трудно понимающие задания. В детском и подростковом возрасте у них отмечается педагогическая запущенность. Для них необходима вся система ритмических и логоритмических движений, особенно коллективные упражнения на внимание, память, регуляцию мышечного тонуса, ориентировку в пространстве и коллективе.

5. Медленный темп движений. Движения вялые, связанные, нудные, нет интенсивности выполнения, решительности, наступательности. Для этого типа нужны разнообразные контрастные движения, а также чисто физкультурные упражнения - активизирующие, подстегивающие, тонизирующие.

6. Медленные, вялые движения в периоде ярко выраженного депрессивного состояния. Походка замедленная, голова опущена вниз, движения связанные или неестественно расслабленные, внимание неустойчивое, память ослаблена. Для этого типа необходимы упражнения с музыкальным сопровождением, характер музыки бодрый, мажорный, поднимающий эмоциональный тонус. Занятия обязательно коллективные, чтобы коллектив увлекал за собой больного.

Публикации по теме:

Развитие эмоциональной сферы у детей шестого года посредством сказок Добрый день, уважаемые участники конференции! Вашему вниманию предлагается дипломная работа А. А. Клюкиной на тему «Развитие эмоциональной.

Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возрастаДидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции - это своеобразный калейдоскоп впечатлений.

Пособия для развития эмоциональной сферы ко Дню хороших эмоций на МAAMПособия для развития эмоциональной сферы ко Дню хороших эмоций на МAAM Представляю пособия для развития эмоциональной сферы детей, которые для нас смастерили родители наших воспитанников. Цели использования.

Игры для развития эмоциональной сферы дошкольниковИгры для развития эмоциональной сферы дошкольников Эмоции играют важную роль в жизни детей. Дошкольники могут распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние.

Картотека детских этюдов для развития эмоциональной сферыКартотека детских этюдов для развития эмоциональной сферы Цель – развитие эмоциональной сферы. Этюд на выражение удивления. «Фокусник» Девочка (мальчик) очень удивилась: она увидела, как фокусник.

Консультация для педагогов «Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованных игр» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Наглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детейНаглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детей Важную роль в полноценном личностном развитии ребёнка играет развитие его эмоциональной сферы. Недаром в настоящее время постепенно отходят.

Конспект занятия в старшей логопедической группе по развитию познавательной сферы детей Задачи: - обогащение словарного запаса; - развитие зрительной и моторной памяти, наблюдательности, осязательных ощущений, воображения, сенсомоторики;.

НОД. Конспект занятия в старшей логопедической группе по развитию познавательной сферы детей. №9 Задачи. - обогащение словарного запаса; - развитие умения воспроизводить образец, зрительной памяти, мелкой моторики, - профилактика нарушений.

Конспект урока геометрии в 11 классе «Понятие сферы и шара. Уравнение сферы. Расположение сферы и плоскости» ТЕМА: Сфера и шар. ТИП УРОКА: Изучение нового материала. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Мастерская. ЦЕЛИ УРОКА: 1. Обучающая: ввести понятие сферы, шара.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности моторной сферы при заикании
Опубликовано: 12 декабря 2020 в 00:25
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД