Получи документы

Особенности нравственного воспитания дошкольников

Яна Есина
Особенности нравственного воспитания дошкольников

Нравственность… Понятие это достаточно распространённое, часто встречающееся (особенно относительно воспитания подрастающего поколения). А что оно обозначает? Есть ли единственно правильное определение или для каждого оно своё?

Что такое нравственность, нравственное поведение?

Работая над материалом, я пересмотрела массу литературы, где встретила огромное количество определений этого понятия.

Публикация «Особенности нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах

В истории этики и нравственного воспитания выдвигались различные критерии нравственности : одни считали нравственным в поведении то, что даёт удовольствие и позволяет избегать страдания (гедонизм, другие усматривали нравственность в способности приносить счастье людям (эвдемонизм) или пользу отдельным личностям и обществу (утилитаризм).

В русском языке слово «нравственность» появилось в 1789 году. Оно было зафиксировано в «Словаре Российской Академии».

При множестве различных мнений, нужно отметить, что существуют понятия нравственности, общие для всех. И здесь хочется вспомнить одну легенду.

«Однажды, давным-давно, на берегу великой реки стояли учитель с учеником. Ученик спросил учителя:

— Скажите учитель, вы очень много знаете о мире, говорите, что все должны жить дружно, помогать друг другу, не лениться, совершенствоваться, быть вежливыми, бороться со своими недостатками, заниматься физическим развитием, закаливать свой организм и многое-многое другое. — Скажите, а можно ли все ваше учение обозначить одним единственным словом?

И старый мудрый учитель, улыбнувшись, тихо ответил, своему ученику:

— Можно, это слово — ВЗАИМНОСТЬ — «не делай другому того — чего не желаешь себе».

Согласно этой легенде было сформулировано самое главное правило, которое получило название — Золотое правило нравственности. Звучит он следующим образом: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе».

Таким образом, можно сказать, что нравственность представляет собой систему правил, принципов поведения человека, которая основывается на его убеждениях. Важно, что это всегда добровольный выбор личности. И именно от сделанного выбора будет зависеть, считать поступок безнравственным или нравственным.

На мой взгляд всё очень просто: есть такие общечеловеческие ценности, которые необходимы во все времена и сегодня тоже: чувство долга перед родителями, творение добра, любовь и милосердие…

Так вот - чтобы выбор был сделан в пользу нравственного поведения, мы с вами и трудимся.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста - что же это такое?

Это формирование у ребенка самых первых моральных суждений и оценок, формирование в маленьком человеке личности, правильного отношения к сверстникам, природе, животным, всему окружающему миру.

У детей начинают активно формироваться первые элементарные представления о том, что такое плохо, что такое хорошо, навыки поведения, развивается чувство доброты к окружающим.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Родителям (прежде всего родителям, а мы с вами лишь помощники, сотрудники) важно определить ту грань, когда малыш готов осознать свои поступки и чувствовать ответственность. Точной даты не существует. Возможно в 2, 3, 4 года, иногда случается гораздо раньше. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним. Желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей.

Оправдывая не очень достойное поведение своего чада, часто можно услышать от родителей: «Это он в папу пошёл, тот тоже в детстве так себя вёл» или «Это у него от мамы». Хочется вступить в диалог с родителями и разубедить их в этом. Да, ребёнок может унаследовать тип темперамента одного из родителей, но нормы поведения – ни в коем случае! Нравственные качества детской личности не являются врожденными, их развитие определяется условиями жизни и воспитания.

Детский сад - это вторая семья (подчеркну – вторая! Упоминала выше о роли родителей в воспитании нравственности. И как бы не хотелось многим из них переложить всю ответственность за воспитание на детский сад – первая скрипка их).

Так вот, в детском саду ребёнок окружён вниманием, любовью и заботой. У детей воспитывается уважение к труду тех, кто их воспитывает, лечит, кормит, заботится о чистоте помещения. Дети должны стремиться беречь результаты труда взрослых и по возможности помогать им.

Часто в саду общение происходит на уровне эмоций, ощущений. И тем не менее должны существовать определё нные правила поведения:

Помни о благодарности – говори «волшебные слова»

При споре договаривайся самостоятельно.

Если игрушка одна – играть по очереди.

Всегда говори правду взрослым и детям – будь честным.

Важно учить детей относиться к общественным игрушкам, как к своей личной вещи. Объясняю: «Всё, что имеется в д/с – игрушки, мебель, посуда – твоё, моё, наше общее принадлежит всем нам. Все это надо беречь, иначе будет не с чем играть и заниматься, и в группе станет неуютно».

Только тогда, когда в сознании ребёнка понятия «Я», «Моё» постепенно в результате взаимодействия со сверстниками, расширяются до понятий «мы», «наше» он начинает бережно относиться к вещам, принадлежащим другим.

Сказать, что правила эти соблюдаются всегда и в любой обстановке - слукавить. Тогда и проблем – никаких. Поэтому и трудимся.

Результат воспитания - малыш начинает действовать так, как считает правильным, соблюдает нормы поведения, а не за похвалу со стороны взрослых.

Главным стержнем, определяющим нравственное воспитание детей дошкольного возраста, является правильное установление гуманных отношений между сверстниками, эмоциональная отзывчивость и опора на собственные чувства.

В детской жизни эмоции играют важную роль, они помогают ребенку реагировать на действительность и формируют собственное отношение к ней. Вместе с ростом и развитием ребенка также развивается и мир его эмоций - становится богаче и разнообразнее.

Воспитание нравственности детей дошкольного возраста учит усвоению языка чувств и эмоций. Они начинают овладевать различными формами выражения собственных переживаний. В этом периоде ребенок учиться контролировать слишком бурное или резкое выражение своих эмоций и чувств.

Ребенок начинает понимать, что собою подразумевает нравственная норма, у него формируется собственное отношение к происходящему.

Благодаря чувствам, любой человек способен испытывать эйфорию, после того, как совершил правильный поступок. Или наоборот, будет испытывать «угрызения совести», совершив осуждаемый обществом поступок. И это было бы идеальным вариантом развития детской личности в аспекте данной темы.

Публикации по теме:

Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группеУголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Консультация для родителей на тему «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста" Человек стал.

Консультация для воспитателей «Содержание и методика нравственного воспитания детей средней группы детского сада» От нравственного воспитания в детском саду и в семье зависят дальнейшие поступки, формируется облик личности человека. Нравственное воспитание.

Кукла как средство нравственного воспитания детейКукла как средство нравственного воспитания детей Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Вадим Шафнер. Главная цель.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Проектная деятельность в детском саду «Сказка как средство нравственного воспитания детей» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности как основы нравственного воспитания «Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности, как основы нравственного воспитания личности»выступление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности нравственного воспитания дошкольников
Опубликовано: 17 октября 2021 в 17:56
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД