Елена Савиных
Особенности общения детей младшего дошкольного возраста со взрослыми
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности общения детей младшего дошкольного возраста с взрослыми.
(Слайд 3). Решающую роль в развитии ребенка играет его общение с взрослым. Процесс общения протекает непросто.
За внешним лежит внутренний, невидимый, но очень важный слой общения : потребности и мотивы.
Если взрослый не научится распознавать внутреннюю потребность, побуждающую ребенка вступать в общение, он не сможет понять его и правильно оценить ситуацию. Задача взрослого состоит в том, чтобы направлять их развитие в нужное русло. А для этого необходимо знать и общие закономерности развития общения, и их специфику в разных сферах.
Публикация «Особенности общения детей младшего дошкольного возраста со взрослыми» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2022
(Слайд 4)Для того чтобы определить, является ли тот или иной вид взаимодействия общением, можно опираться на следующие четыре критерия, предложенные М. И. Лисиной.
1. Общение предполагает внимание и интерес к другому
2. Эмоциональная окраска восприятия воздействий партнера
3. Инициативные акты, направленные на привлечение внимания партнера к себе.
4. Чувствительность человека к тому отношению, которое проявляет к нему партнер.
(Слайд 5) На смену эмоциональному общению в раннем детстве приходит общение практическое, которое и составляет основу взаимодействия ребенка с взрослым вплоть до трех лет. В этот период жизни ребенка общение как бы вплетается в новую, теперь уже более существенную для малыша сферу овладения предметными действиями.
Взрослый выступает как партнер по игре, образец для подражания, как человек, оценивающий знания и умения ребенка.
(Слайд 6) Что характеризует детей, имеющих полноценное общение с взрослыми?
Они:
- Инициативны по отношению к старшему – стремясь привлечь его внимание к своим действиям;
- Доверчиво, открыто и эмоционально относятся к взрослому;
- Настойчиво требуют от взрослого соучастия в своих делах;
- Чувствительны к отношению взрослого, к его оценке, перестраивают свое поведение в зависимости от поведения взрослого, тонко различают похвалу и порицание;
- Предпочитая предметное сотрудничество с взрослым, проявляют свою любовь к нему и охотно откликаются на ласку;
- Активно пользуются речью, привлекая внимание к себе и стремясь получить оценку взрослого.
В дошкольном возрасте общение со взрослыми приобретает внеситуативный характер.
(Слайд 7)
Формы внеситуативного общения :
Познавательная, Личностная.
Внеситуативно -познавательной форме, для которой характерны познавательные мотивы и потребность в уважении взрослого.
Внеситуативно -личностное общение ребенка со взрослым имеет важное значение для развития личности ребенка, это способствует формированию морального сознания, развитию самосознания и самоконтроля.
Таким образом, можно сказать, что наиболее сильный и важный источник переживаний дошкольника - его взаимоотношения с другими людьми - взрослыми и детьми.
(Слайд 8) Понятие «форма общения»
Отечественный психолог М. И. Лисина рассматривала общение ребенка с взрослым как своеобразную деятельность, предметом которой является другой человек. Психологическая сущность потребности в общении состоит в стремлении к познанию самого себя и других людей через два пути или аспекта.
1. Первый путь заключается в том, что человек стремится узнать и оценить свои отдельные качества и способности (что он может, умеет, знает). Сделать это он может только с помощью других людей. Сравнивая себя с другими и выясняя, как они оценивают его, человек формирует самооценку, познает и оценивает других.
2. Второй путь познания себя и другого заключается в соединении, в приобщенности к другим людям. Переживая определенную связь с другим человеком -любовь, дружбу, уважение, мы как бы проникаем в его сущность, и здесь стремление к познанию удовлетворяется путем соединения, приобщенности. В таком соединении не приобретаются новые знания, но вместе с тем именно в отношениях с другим человек находит, осознает себя, открывает и понимает других во всей их (и своей) целостности и уникальности и в этом смысле познает себя и другого.
В широком смысле мотивом общения является другой человек, в нашем случае – взрослый. Однако человек – объект чрезвычайно сложный и многогранный. Он обладает самыми разными свойствами и качествами. Те качества, которые побуждают человека к общению и являются на данном этапе главными, становятся мотивами общения.
(Слайд 9). (таблица)
М. Лисина выделяла три группы качеств и, соответственно, мотивов общения – деловые, познавательные и личностные.
Деловые мотивы выражаются в способности к сотрудничеству, игре, общей активности.
1. Взрослый выступает здесь как партнер, участник совместной деятельности. Ребенку важно, во что взрослый умеет играть, какие у него есть интересные предметы.
Познавательные мотивы возникают в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, в познании нового.
2. Взрослый при этом выступает как источник новой информации и в то же время слушатель, способный понять и оценить суждения и вопросы ребенка. Деловые и познавательные мотивы общения всегда включены в другую деятельность (практическую или познавательную) и играют в ней служебную роль.
3. Личностные (потребность детей в любви, ласке, признании и пр.) Взрослый выступает как человек, источник принятия и любви.
Таким образом, в каждом периоде детства один из мотивов становится ведущим, но при этом развиваются они одинаково в процессе становления коммуникативной деятельности.
Ситуативно-деловое остается главным примерно до 4 лет. В возрасте 4–5 лет, когда ребенок уже хорошо владеет речью и может разговаривать с взрослым на отвлеченные темы, становится возможным внеситуативно-деловое общение.
(Слайд 10)
Главные поводы для контактов детей со взрослыми связаны теперь с их общим делом – практическим сотрудничеством. Центральное место среди всех мотивов общения выдвигается деловой мотив.
Ребенка необычайно занимает, что и как делает с вещами взрослый, и старшие раскрываются теперь детям именно с этой стороны – как удивительные умельцы и искусники, способные творить с предметами истинные чудеса.
Привязанность ко взрослому рождает у ребенка естественное желание следовать в своих действиях поведению старших как образцу.
Благодаря личному контакту замечания взрослого – его похвалы и упреки – приобретают для детей огромное значение при усвоении нужных, правильных действий с предметами.
Таким образом, дети переходят от неспецифических примитивных манипуляций с предметами ко все более специфическим, а затем – к культурно–фиксированным действиям с ними.
(Слайд 11). В отличие от общения ребенка со сверстниками, в общении с взрослыми : у детей преобладает спокойная речь, ребенок придерживается определенных норм вежливости и общепринятых форм общения, больше слушает взрослого, принимает и поддерживает инициативу взрослого. Взрослый остается для ребенка источником оценки. Ребенок требует правдивости. Инициативу взрослого дети принимают и поддерживают примерно в два раза чаще, чем инициативу сверстника.
Трудности в общении взрослого с дошкольниками
(Слайд 12). Рассмотрим трудности в общении взрослого с дошкольниками.
Дошкольный возраст - еще только начало отношений с другими.
Задачей развития, итогом в идеале должно быть внеситуативно-познавательное общение, но это лишь общая, усредненная возрастная последовательность, отражающая нормальный ход развития ребенка.
В реальной жизни достаточно часто можно наблюдать значительные отклонения.
1. «Фиксация» ребенка на уровне ситуативно-делового общения. Дети в раннем возрасте недополучили необходимого им личностного, эмоционального общения с взрослым, оно, как правило, наблюдается в детских домах. Как это можно наблюдать?
Дошкольник хочет только играть в игрушки, не задает вопросов и не может поддержать простого разговора.
При этом всякий содержательный разговор или даже совместная игра вызывают его смущение, замкнутость и даже отказ от общения. Единственное, что ему нужно от взрослого, – его внимание и доброжелательность.
Это тревожный симптом, который свидетельствует о серьезном отставании в развитии.
2. «Застаивание» на уровне ситуативно-делового общения до конца дошкольного возраста является более типичным. Дети хотят только играть с взрослым, их волнует только то, какие игрушки разрешит взять сегодня воспитатель, какую игру он им предложит.
Они с удовольствием играют с взрослым, но избегают любого разговора на познавательные и личностные темы.
Если до 6-летнего возраста интересы ребенка ограничиваются предметными действиями и играми, а его высказывания касаются только окружающих предметов и сиюминутных желаний, можно говорить о явной задержке в развитии общения ребенка с взрослым.
3. «Опережение» темпа развития общения возраста ребенка.
Например, отдельные дети уже в 3–4 года проявляют интерес к личностным проблемам, человеческим отношениям, любят и могут разговаривать о том, как надо себя вести, стремятся действовать по правилу.
В таких случаях можно говорить о внеситуативно-личностном общении уже в младшем дошкольном возрасте. Однако такое опережение также далеко не всегда благоприятно, т. к. период внеситуативно - познавательного общения оказывается пропущенным, а значит, у ребенка не формируются познавательные интересы и зачатки детского мировоззрения.
Правильный ход развития общения заключается в последовательном и полноценном проживании каждой формы общения в соответствующем возрасте.
Наличие ведущей формы общения отнюдь не означает, что при этом исключаются все другие формы взаимодействия и что ребенок, достигший, например, внеситуативно-личностной формы общения, должен только и делать, что разговаривать с взрослым на личностные темы.
Показателем развития общения является возможность и способность общаться на разные темы, в зависимости от ситуации и от партнера.
(Слайд 13)
Также можно выделить две группы трудностей в общении ребенка с взрослым, которые наиболее типичны для дошкольников – связанные с повышенной импульсивностью (гиперактивностью) и с заторможенностью (пассивностью) детей. И то, и другое в одинаковой мере затрудняет общение с взрослым, нуждается в своевременной коррекции.
(Слайд 14)
1. Импульсивные дети чрезвычайно подвижны и эмоциональны. Для них характерны повышенная активность, суетливость, неорганизованность. Они охотно принимают любые предложения, с интересом включаются в любую игру, но очень быстро теряют этот интерес и остывают. Таким детям трудно соблюдать правила игры, сидеть на занятиях, долгое время заниматься одним делом. Им трудно слушать взрослого – они не могут дослушать объяснение до конца, постоянно отвлекаются. Очевидно, что такие дети представляют серьезную проблему в каждой группе. Они могут громко разговаривать на занятиях или просто уйти, если им не слишком интересно. Стремление к самостоятельным действиям (я так хочу) оказывается более значимым и сильным мотивом, чем любые правила.
Такие дети могут прекрасно знать правила поведения, однако знание правила не отражается на их поведении. Правило остается субъективно не значащим. Интеллектуальный уровень и творческая активность при этом могут быть достаточно высокими, но в ситуации занятий импульсивные дети часто отвлекаются сами и мешают остальным.
Основная проблема здесь в неразвитости произвольности, т. е. неспособности сдержать свои непосредственные, ситуативные желания.
(Слайд 15)
2. Заторможенные, пассивные дети, напротив, чрезвычайно спокойны и, казалось бы, усидчивы. Они ничем не выделяются и не нарушают дисциплины, никому не мешают, спокойно и покорно выполняют поручения взрослого, соблюдают правила поведения в быту и на занятиях. Такие дети очень «удобны» в группе – они не требуют к себе внимания, почти незаметны. Однако такая покорность должна настораживать, поскольку за ней может стоять отсутствие интереса к окружающему – к играм, предметам, самостоятельной деятельности, – которое порождает полную пассивность детей. Как правило, у них сниженный эмоциональный тонус, не проявляют интереса к играм и занятиям, хотя и участвуют в них наравне с другими.
Они редко и тихо говорят, от них трудно добиться развернутого ответа, они равнодушно принимают любые предложения взрослого, но, как только нужно проявить инициативу в игре или на занятиях (что-нибудь придумать, сочинить, ответить на вопрос, молчат, опускают глаза, пожимают плечами и явно не знают, что делать.
В их поведении, в особенности в новой, проблемной ситуации, чувствуется скованность и напряженность, которая мешает включиться в деятельность и проявить себя. Их внимание обычно сосредоточено на взрослом, от которого они постоянно ждут указаний и инструкций. Общаться с ними достаточно трудно: они никогда не возражают, не высказывают своей точки зрения, редко отвечают на вопросы, не проявляют себя. А без взаимной активности общение сводится к одностороннему руководству взрослого и подчинению ребенка.
Хотя эти дети и не приносят особого беспокойства воспитателю, он должен обращать на них особое внимание. Их пассивное, «незаметное», зависимое поведение может свидетельствовать о неразвитости мотивационной сферы, об отсутствии собственных интересов и инициативности.
Детей, относящихся к описанным группам, можно выявить с помощью наблюдения. Однако далеко не всегда повышенная активность ребенка свидетельствует о его импульсивности и отсутствии произвольности, а спокойное, пассивное поведение – о неразвитости интересов и творческой активности.
Для более точного выявления описанных трудностей следует использовать специальные методические приемы.
Таким образом, нужно внимательно наблюдать за ребенком: по какому поводу он чаще всего обращается к взрослому; требует ли оценки своих действий; задает ли вопросы; все это можно выяснить, наблюдая за ребенком в группе детского сада или на прогулке.
Если поведение ребенка пассивно, безынициативно, если он часами занимается с игрушками, совсем не обращаясь к воспитателю, следует внимательнее присмотреться к такому ребенку. Его поведение должно вызывать тревогу: скорее всего, это симптомы недостаточно развитой (а может быть, и отсутствующей вообще) потребности в общении.
Если ребенок, напротив, не отходит от воспитателя, ждет его ласки, но при этом не умеет играть, слушать сказки, разговаривать с взрослым – это может свидетельствовать о явной задержке в развитии.
(Слайд 16)
Условия формирования положительного отношения к взрослому в ДОУ.
Значимым фактором развития ребенка является личность воспитателя.
Поэтому необходимо, чтобы воспитатель обладал высоким уровнем знаний (знанием методик воспитания и обучения, психологии дошкольника и детского коллектива, индивидуально-психологических особенностей детей, нормативных документов, вариативных программ и педагогических технологий).
А также обладать:
- конструктивными умениями (выбор форм, методов работы, диагностических методик, соблюдение принципов воспитания и обучения, рациональное распределение времени);
- организаторскими способностями (относительно коллектива детей и родителей);
- коммуникативными умениями (устанавливание педагогически целесообразных контактов с детьми, родителями, педагогами);
-самообразованием, «установкой на постоянное самосовершенствование» (изучение новых педагогических технологий, опыта коллег, посещение семинаров, правильное оценивание своих достоинств и недостатков и пр.);
(Слайд 17)
И важное качество воспитателя как человека-
Умение понимать и любить людей– одно из драгоценных качеств, составляющих основу человеческого общения.
Что помогает общению взрослого с детьми?
1. Прежде всего, нужно поддерживать контакты детей «глаза в глаза».
Это один из важных компонентов общения. Как приятен доброжелательный взгляд собеседника, как много можно выразить глазами. Разговор взглядов не менее важен, чем вербальное общение.
2. Привлечение внимания к лицу ребенка.
3. Называние его по имени.
4. Ласковое поглаживание – один из способов установления личностного контакта между детьми, возникновение положительной направленности друг на друга.
(Слайд 18)
В ходе занятий по развитию личностного общения важно создавать условия, заставляющие ребенка оценить и осознать свои и чужие действия и поступки. Давая нескольким детям конкретное задание (например, нарисовать птичку или вырезать домик, воспитатель может затем попросить каждого ребенка оценить свой рисунок, рисунки товарищей, выбрать лучшие произведения, отметить недостатки остальных.
Формирование личностного общения может включаться в повседневную жизнь ребенка, в игру ребенка, сюжеты для которой воспитатель берет из повседневной жизни воспитанника, из поведения на занятиях, ситуаций общения с друзьями. Но для этого важно постоянно обращать внимание ребенка на самого себя, на свою внутреннюю жизнь: что ты делаешь сейчас, какое у тебя настроение, почему ты так сделал (или сказал, что будешь делать потом и т. д.
(Слайд 19)
Таким образом, положительное отношение с взрослым способствует развитию познавательных интересов детей, преодолению психологических конфликтов, возникновению и созданию дружеской положительной обстановки как между взрослым и ребенком так между группой детей.