МААМ-картинки

Особенности организации мониторинга физического развития дошкольников

Ондар
Особенности организации мониторинга физического развития дошкольников

Ондар М. С. ,

инструктор по физической культуре

ФКДОУ №74/106 «Детский сад «Сказка»

Министерство обороны Российской Федерации

Особенности организации мониторинга физического развития дошкольников

Аннотация. В статье рассматривается вопросы проведения мониторинга

в условиях дошкольной организации, определены основные

направления мониторинга образования, в том числе

Публикация «Особенности организации мониторинга физического развития дошкольников» размещена в разделах

физического развития детей дошкольного возраста.

Ключевые

слова: Мониторинг, по физическое развитие детей

дошкольного возраста, в дошкольном образовательном

учреждение.

Одним из основных направлений формирования и сохранения здоровья подрастающего поколения является проведение мониторинга – системы мероприятий по наблюдению, сбору, обработке, оценке, анализу и прогнозированию физического развития и физической подготовленности детей.

Уровень физической подготовленности дошкольников зависит от эффективности организации процесса физического воспитания; внедрения оздоровительных программ, здоровьесберегающих технологий, современных форм и методов обучения и инноваций. Уровень физической подготовленности детей так же отражает возможности функционирования систем организма.

Таким образом, определяя уровень физической подготовленности дошкольников можно проанализировать эффективность работы педагога и условия физической подготовленности детей.

Как определить уровень физической подготовленности детей?

Существующие характеристики и рекомендации в вопросах физического воспитания основаны, как правило, на материалах усредненных показателей нескольких возрастов по физической подготовленности, что является некорректным, так как каждый возрастной период имеет свои морфо-функциональные и психофизические индивидуальные особенности.

Задачей воспитательно-образовательного процесса по физическому воспитанию является достижение высокого уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста.

Это вопрос простой и сложный одновременно. Практически во всех программах указан набор тестов необходимых для выполнения детьми, однако, нет единой системы мониторинга физической подготовленности детей.

В федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» указывается на необходимость разработки новых нормативов физической подготовленности различных категорий населения (ст. 6, п. 6) и внедрение в учебный процесс дошкольного образовательного учреждения обязательных для выполнения детьми дошкольного возраста требований (ст. 6, п. 7). Так в нормативных документах определяется отношение государства к контролю физической подготовленности детей дошкольного возраста.

Для наиболее эффективной работы по физическому развитию, в нашем детском саду проводится оздоровительные и коррекционные мероприятия, что позволяет не просто регистрировать состояние развития ребенка в данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и коррекции нарушений в развитии.

Цель мониторинга по физическому развитию – анализ информации о состоянии физического развития ребенка, для осуществления индивидуального подхода в планировании коррекционно–развивающего процесса и прогнозирования конечного результата.

Физическая подготовленность определяется уровнем сформированности психофизических качеств (сила, скоростно-силовые качества, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость, удержание равновесия, координационные способности) и степенью сформированности двигательных навыков.

Между физическими качествами и двигательными умениями существует тесная связь. Так, успешность овладения двигательными навыками обусловлена достаточным уровнем развития физических качеств. В свою очередь, слабое развитие физических качеств оказывает отрицательное воздействие на физическую подготовленность детей.

В соответствии с общепринятыми требованиями обследование физической подготовки детей проводится со второй младшей группы 2 раза в год в теплое время года. Первое обследование - в начале учебного года (в сентябре, второе - в конце учебного года (в мае). Участие в обследовании принимает руководитель по физической культуре, медицинская сестра, воспитатели ДОУ. Диагностика проводится в одинаковых условиях, что позволяет получить более объективную информацию за исследуемый период, выявить динамику физической подготовленности.

При проведении тестирования детей, я соблюдаю определё нные правила:

- К обследованию допускаются дети, не имеющие противопоказаний к выполнению контрольных тестов по состоянию здоровья. Врач заранее определяет детей, которые будут отстранены от выполнения тех или иных тестовых заданий по состоянию здоровья.

- Исследования проводятся в первой половине дня, в физкультурном зале, хорошо проветриваемом помещении или на площадке.

- Одежда детей облегчённая.

- В день тестирования режим дня детей не должен быть перегружен физически и эмоционально.

- Необходимо обеспечить спокойную обстановку, избегать у ребёнка отрицательных эмоций, соблюдать индивидуальный подход, учитывать возрастные особенности.

- Перед тестированием провожу разминку всех систем организма в соответствии со спецификой тестов.

Для тестирования используются контрольные упражнения, как в рамках образовательной деятельности по физическому развитию, так и во время физкультурно–оздоровительных мероприятий, предлагаемые в игровой или соревновательной форме, которые помогают детям стремиться показать наилучший результат и они могли ощутить «мышечную радость» от физических нагрузок.

Например, «Веселые старты», «Спартакиада»

Во время диагностики дети могут сделать 2-3 попытки. Время между попытками одного и того же теста должно быть достаточным для ликвидации возникшего после первой попытки утомления. Наилучшие результаты заносятся в протокол тестирования.

1. Тест на определение скоростных качеств:

Быстрота — это способность выполнять двигательные действия в минимальный срок, которая определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий.

В качестве тестового упражнения предлагается бег на 30 метров.

Длина беговой дорожки должна быть на 5—7 м больше, чем длина дистанции. Линия финиша наносится сбоку короткой чертой, а за ней, на расстоянии 5—7 м, ставится хорошо видимый с линии старта чертой ориентир (флажок на подставке, конус, чтобы избежать замедления ребенком движения на финише. По команде «на старт, внимание» поднимается флажок, и по команде «марш» ребенок с максимальной скоростью стремится добежать до финиша. После отдыха нужно предложить ребенку еще две попытки. В протокол заносится лучший результат из трех попыток.

2. Тест на определение скоростно-силовых способностей :

Сила — это способность преодолевать внешнее сопротивление, способность к мышечному напряжению. Проявление силы обеспечивается в первую очередь силой и концентрацией нервных процессов, регулирующих деятельность мышечного аппарата.

- Силу плечевого пояса можно измерить метанием мешочка правой и левой рукой (150-200гр.)

- Сила нижних конечностей определяется по прыжкам в длину с места и прыжкам вверх с места.

Сила рук измеряется ручным динамометром.

Следует отметить, что и прыжок, и метание мешочка требуют не только значительных мышечных усилий, но и быстроты движений. Поэтому данные

упражнения называются скоростно-силовыми.

3. Тест на определение гибкости:

Гибкость - морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Гибкость характеризует эластичность мышц и связок.

Цель: Определить гибкость, стоя на гимнастической скамейке у детей дошкольного возраста.

Методика: Наклон вперё д из положения стоя на гимнастической скамейке: ребёнок становится на гимнастическую скамейку (поверхность скамейки соответствует нулевой отметки). Наклониться вниз, стараясь не сгибать колени. По линейке, установленной перпендикулярно скамье, записать тот уровень, до которого дотянулся ребёнок кончиками пальцев.

Если ребёнок не дотягивается до нулевой отметки (поверхности скамьи, то результат засчитывается со знаком минус. Во время выполнения данного теста использую игровой момент “достань игрушку”.

4. Тест на определение выносливости:

Выносливость - способность противостоять утомлению и какой-либо деятельности. Выносливость можно оценить по результату непрерывного бега в равномерном темпе: на дистанцию 100 м — для детей 4 лет; 200 м — для детей 5 лет; 300 м — для детей 6 лет; 1000 м — для детей 7 лет. Тест считается выполненным, если ребенок пробежал всю дистанцию без остановки.

5. Тест на определение координационных способностей :

Координация движений показывает возможность управления, сознательного контроля за двигательным образцом и своим движением.

Чтобы определить способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки используем челночный бег 3*10 м.

Методика: В забеге могут принимать участие один или два участника. Перед началом забега на линии старта и финиша для каждого участника кладут кубики. По команде “На старт!” участники выходят к линии старта. По команде “Марш!” бегут к финишу, обегая кубик на старте и на финише и так три раза. Фиксируется общее время бега.

Оценка функции равновесия

Статическое равновесие можно определить по удержанию позы, стоя на одной ноге. Либо по продолжительности стояния в пределах 3 мин в положении “носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к пятке впереди стоящей ноги, стопы расположены на этой прямой линии, вес тела равномерно распределен на обе ноги, руки опущены вниз, туловище прямо, смотреть вперед”. Фиксируются длительность стояния в секундах, а также некоторые качественные показатели выполнения задания: расположение ног, характер балансирования.

Наилучшие результаты, полученные в процессе всех тестирований,

заносятся в протокол тестирования. Далее анализируются показатели каждого ребёнка и сопоставляются с нормативными данными. Дети, выполнившие все тесты, с результатами в рамках возрастных норм могут быть отнесены к среднему уровню физической подготовленности; выше ориентировочны показателей (более трёх показателей) - к высокому уровню физической подготовленности. Если из 10 тестов, ребёнок имеет от трёх и более показателей ниже нормы, то у него низкий уровень физической подготовленности.

Результаты обследования каждого ребенка заносятся в «Карту физического развития ребенка», в которой отражены данные физического развития и показатели физической подготовленности от 3 до 7 лет.

Список литературы

1. Кучеренко О. П. Подвижные игры как средство развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста / О. П. Кучеренко, И. Б. Голубь // Обучение и воспитание детей и подростков: от теории к практике: коллективная монография. – Ульяновск Зебра, 2020. – С. 152-157. – Электрон. копия монографии доступна на сайте Науч. электрон. б-ки eLibrary.

2. Физическая подготовленность – мониторинг физической подготовленности по тест-программе «Физкультурный паспорт»;

3. Выявление умений самостоятельно действовать с предметами – методика О. А. Сафоновой;

4. Выявление знаний подвижных игр и умений организации и самоорганизации в них – методика О. А. Сафоновой;

Прикреплённые файлы:

dlja-stati_0kgpg.pptx | 5103,24 Кб
 
Публикации по теме:

Карта оценки профессионального мастерства воспитателей в реализации направления физического развития дошкольников Карта оценки профессионального мастерства воспитателей в реализации направления физического развития детей дошкольного возраста Ф. И. О.

Консультация «Особенности организации инклюзивной практики в ДОУ» Построение образовательного процесса в ДОУ, реализующего инклюзивную практику, предполагает необходимость создания такой структурно-функциональной.

Организация предметно — развивающей среды в группе по охране и укреплению физического и психического развития дошкольников «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится.

Особенности организации предметно-пространственной среды ДОУОсобенности организации предметно-пространственной среды ДОУ Особенности организации предметно-пространственной среды МБДОУ. «Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной средыОсобенности организации развивающей предметно-пространственной среды Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание,.

Презентация «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды» Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы. Материалы,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности организации мониторинга физического развития дошкольников
Опубликовано: 15 января 2024 в 08:18
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД