Получи документы

Особенности организации предметно-игровой среды в старшем дошкольном возрасте

Андрецова Ксения Игоревна
Особенности организации предметно-игровой среды в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

Детский сад – особое учреждение, практически это второй дом для его сотрудников. А свой дом всегда хочется украсить, сделать уютным и теплым, непохожим на другие. Стремление позаимствовать для дома что-нибудь с работы – в нашей стране, увы, не вызывает особого удивления. А вот в детских садах наблюдается абсолютно противоположный процесс: воспитатели и заведующие несут вещи из дома в детский сад, да еще привлекают к этому родных и близких. Как часто можно услышать от сотрудников: «Это я принесла, это я сделала сама, это – мой муж, а вот работа наших воспитателей» Можно смело утверждать, что в нашей стране руками педагогов и родителей созданы уникальные варианты развивающей среды. Парадоксально, но факт – нехватка материальных средств на приобретение различного оборудования, игр способствует развитию творчества. В ход идет все то, что зачастую просто выбрасывается в мусорную корзину: старые игрушки и бумага, пластиковые бутылки и коробки из-под конфет, лоскутки и остатки обоев: «голь на выдумки хитра!» И выдумкам этим нет предела. Конечно, было бы лучше, если бы все детские сады были обеспечены всем необходимым. Но… не стали бы они тогда более похожи друг на друга? К сожалению, творчество многих воспитателей так и остается невостребованным до конца. Конечно, новым находкам радуются дети и их родители, но далеко не всегда оригинальное оформление помещений, придуманные игры и игрушки становятся достоянием других педагогов. А интерес к обмену опытом очень велик! «Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Основными элементами предметной среды являются архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты, художественные студии, игровые и спортивные площадки и их оборудование; крупногабаритные, сомасштабные росту ребенка конструкторы (модули); тематические наборы игрушек, пособий; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения. Оснащение воспитательно-образовательного процесса того или иного учреждения образования формируется в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности». Новоселова С. Л. «Основным условием психического развития ребенка является его собственная деятельность», писал Д. Б. Эльконин. А ведущая деятельность в дошкольном возрасте – это, разумеется, игра. Именно в процессе игры ребенок овладевает знаниями, учится строить отношения с другими людьми, смеется и грустит, думает, переживает – ведь для него это реальность, а не придуманный мир, как часто кажется взрослым. Игра нередко (и по праву) сравнивается с зеркалом социального статуса ребенка, его физического, психического и эмоционального состояния и развития. Свободная, естественная, инициируемая самим ребенком самостоятельная игра – это показатель его зрелости, компетентности, культуры. Известный детский врач и педагог Е. А. Аркин называл этот вид деятельности «психическим витамином», необходимым для здоровья ребенка». Одним словом, утверждение, что ребенок развивается в игре, давно уже ни у кого не вызывает сомнений. Но вот КАК, КОГДА, ГДЕ, с КЕМ и СКОЛЬКО, в КАКИЕ ИГРЫ он должен играть? Нужна ли ему при этом помощь взрослого, если да – то какая? Не секрет, что иногда педагоги из самых лучших побуждений «активно» учат ребенка игре, контролируют правильность и последовательность его действий, соответствие их «современным методическим рекомендациям», акцентируя внимание на «обучающем компоненте». Какие же условия нужны для того, чтобы дети сами стремились играть, а их игры были разнообразными, помогали осваивать и познавать окружающий мир? Специалисты считают, что все ближайшее окружение должно способствовать развитию игры. Значит, необходимо создавать соответствующие условия именно в групповых помещениях. Однако есть и другая точка зрения. Ее сторонники полагают, что в группах для игры зачастую просто не хватает свободного пространства, «личной территории», неприкосновенности, что один ребенок разрушает (не всегда преднамеренно) игровую среду, созданную другим. Для педагога важно, чтобы в группе был порядок и ребенок приучался бы к бережливости и аккуратности. Все это правильно, но хорошо ли для игры? Даже каждодневная уборка игрушек на свои места может отбить у малыша интерес к игре со сложным сюжетом : ведь он только создал свою «среду», а воспитатель уже требует вернуть все на свои места, так как близится полдник. Сдерживает развитие игры, особенно на участке, отсутствие различных вспомогательных материалов, из которых дети могли бы соорудить, изготовить то, что им кажется необходимым. Бывает и так, что в детском саду изобилие игр и игрушек, но при ближайшем рассмотрении выясняется, что не хватает предметов, вызывающих желание играть. Как решить эти проблемы?

Публикация «Особенности организации предметно-игровой среды в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах

Как организовать среду в группе Детский сад должен предоставлять ребенку возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие о каждого прожитого дня, от разнообразия своей деятельности, успешно выполненного задания или желания, которое, наконец, осуществилось. И с этой точки зрения огромное значение имеет организация условий, пространства дошкольного учреждения. Визуальные характеристики ДОУ, то есть то, что ребенок видит вокруг себя, - важное условие эмоционального воспитания. Все, что окружает дошкольника, во многом определяет его настроение, формирует то или иное отношение к предметам, действиям и даже к самому себе. Известно, что ребенок дошкольник знакомится с окружающим его миром с помощью зрения (зрительного анализатора, слуха (слухового анализатора) и движений (двигательного анализатора). Значит, все, что его окружает, должно развивать эти органы чувств и обеспечивать малышу необходимый психологический комфорт.

Старшая и подготовительная к школе группы В этом возрасте важно развивать любые проявления «самости» дошкольников : самостоятельность, самоорганизацию, самооценку, самоконтроль, самопознание, самовыражение. Необходимо воспитывать гуманное отношение к природному, предметному и социальному миру. Все это требует постоянного обращение ребенка к внутреннему миру и расширения границ мира внешнего. При переходе ребенка в старшую и в особенности в подготовительную к школе группу меняется его психологическая позиция: он начинает ощущать себя старшим среди других детей ДОУ. Важно поддержать это ощущение такой организацией среды, при которой ребенок будет активно проявлять познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу. Воспитателю следует чаще привлекать старших дошкольников к созданию окружающей обстановки, выяснять их мнение о планируемых действиях по изменению среды, вовлекать в процесс преобразований. Предметно-игровая среда организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединиться в подгруппы по интересам в центре конструирования, искусства, игры (сюжетно-ролевой, режиссерской, театрализованной, природы и экспериментирования; грамотности (книжный уголок, игры и оборудование для развития речи) и т. д. У старших дошкольников появляется интерес к проблемам, выходящим за рамки их личного опыта. Это находит отражение в среде, позволяющей расширить личный опыт ребенка (познакомиться с животными и растениями дальних стран, с обычаями и внешним видом разных народов и эпох, с разными жанрами живописи и т. д.).

Пространство группы желательно разбить на полузамкнутые пространства (в которых одновременно могут находиться трое-шестеро, поставив стеллажи торцом к стенам и хорошо закрепив их. Лучше приобретать стеллажи и шкафы на колесиках, чтобы дети вместе с воспитателем могли по собственному замыслу несколько раз в год менять пространственную организацию среды. Для этого также подойдут небольшие ширмы, деревянные или металлические каркасы и отрезы ткани, крупный модульный материал. Игра продолжает оставаться любимым видом деятельности, и возможности участия детей в разнообразной игровой деятельности расширяются. Этому способствует накопленный игровой опыт. Предметно игровая среда строится так, чтобы дети могли участвовать в играх сюжетноролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных, развивающих, с готовым содержанием и правилами, а также в подвижных играх и спортивных развлечениях. Сюжетно-ролевые игры отныне носят отражательный характер: ребенок творчески воссоздает заинтересовавшие его стороны действительности, отношения людей, события. Необходимо проанализировать жизненный опыт детей и в соответствии с ним подобрать игровые принадлежности. (Например, в некоторых группах есть игра «Ателье», однако большинство современных детей никогда не наблюдали процесса изготовления одежды, потому что родители предпочитают покупать готовую одежду. Неудивительно, что эта игра не приживется в группе. Атрибутика игр для старших дошкольников более детализирована. Оборудование и игрушки должны быть небольшими (для игр на столе, однако допустимо и крупное напольное оборудование. Развивающая среда должна включать коробку с бросовым материалом, пластиковой и картонной упаковкой, отходами бумаги, ткани, меха, кожи, картона т т. п. (для изготовления недостающих атрибутов, альбомы, книги (с описанием последовательности изготовления игрушек для

расширения содержания игр, ножницы, клей, скотч, фломастеры и др. Важно поддерживать инициативу детей в изготовлении атрибутов для игр, предлагать им дополнить имеющиеся материалы новыми, самостоятельно изготовленными игрушками. В старшем дошкольном возрасте происходит становление режиссерской игры, являющейся одним из основных показателей готовности к школе. Необходимо место для разыгрывания сюжетов, набор игрушечных персонажей, бросовый материал и инструменты, а также схемы-образцы, фотографии декораций и кукол. Для изобразительной деятельности кроме обычных материалов (бумага, картон, карандаши, фломастеры, краски, кисти) необходимы схемыспособы создания образов с помощью разных техник. Желательно иметь карты, отражающие последовательность действий по созданию какого-либо образа из глины, бумаги и других материалов, книги и альбомы самоделок. Они могут развить самостоятельность, умение определять последовательность изготовления поделки. В группе надо отвести место для демонстрации созданных детьми работ. Для проведения самостоятельной трудовой деятельности необходимы творческие мастерские, позволяющие детям работать с тканью, деревом, бумагой, мехом и другими материалами. Для этого целесообразно выделить отдельное помещение, в котором расположены верстачок, плита для приготовления пищи, стол для шитья из ткани и меха, гладильная доска с утюжком (настоящие, оборудование для стирки кукольной одежды и игрушек. При организации экспериментирования появляется новая задача – показать детям различные инструменты, помогающие познавать мир, прежде всего микроскоп. Желательно выделить отдельную комнату для экспериментов с использованием технических средств; в группе оставить оборудование для экспериментирования с шарами, подвесами, водой, природными материалами.

Важная роль отводится конструктивной деятельности, поэтому в среду необходимо включать конструкторы и строительные наборы из разного материала (пластик, дерево, металл, напольные и настольные, с различными способами крепления деталей, разной тематической направленности; разнообразные схемы-образцы построек, фотоальбомы (архитектурные сооружения и детские постройки, тетради для зарисовки схем, созданных детьми конструкций. Возрастает роль книги как источника новых знаний. Наряду с художественной литературой в книжном уголке должна быть представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников. Воспитатель должен показать детям, как в книге можно найти ответы на сложные вопросы; научить выбирать книгу, правильно пользоваться ею. У старших дошкольников активизируется интерес к школе. Его надо поддерживать, для чего целесообразно выделить учебную зону. Обстановка в ней должна быть приближена к учебной (столы, расставленные рядами, как парты, школьная доска). В будущем это может помочь адаптироваться к учебной среде класса. К важным задачам, стоящим перед воспитателями, которые работают со старшими дошкольниками, относятся развитие рефлексии, формирование адекватной самооценки. Для этого необходимо показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий, обсуждать успехи, достижения, фиксировать их, например, рисунками или пиктограммами. Умение планировать пригодится и в школе, и в жизни. Его можно развивать, предлагая ребенку определять, чем он будет заниматься в этот день, в эту неделю. План или записывается воспитателем, или обозначается знаками, картинками. В конце недели, дня воспитатель в беседе с детьми выясняет, все ли получилось так, как планировали. У ребенка необходимо развивать представления о собственных возможностях и силах, учить

познавать себя, используя самонаблюдения. Например, обращайте внимание ребенка на его внешние характеристики (у каждого своя метка на стене – есть повод для обсуждения: на сколько сантиметров он вырос за месяц, за три месяца, кто растет быстрее). Желательно каждый месяц обсуждать какуюлибо тему, связанную с ребенком и его интересами («Моя семья», «Автопортрет», «Что я люблю и не люблю», «Я умею/хочу научиться…», «Мой любимый праздник», «Мои друзья», «Моя мечта»и др.). Эти темы надо не только обговаривать, но и записывать, зарисовывать, делать фотообзоры. Можно предложить родителям выпускать семейные газеты, вывешивать их в группе (дети с удовольствием рассматривают их, делятся впечатлениями, сравнивают свои представления, увлечения, предпочтения с другими). Привлекает старших дошкольников и возможность изменить внешний вид. Для этого в группу вносят краски для грима, парички, детали одежды взрослых (шляпа, галстук, длинная юбка, солнцезащитные очки, шаль, пилотка стюардессы, капитанская фуражка и др.). Возрастает произвольность поведения, что свидетельствует о готовности к школе. Но в целом способность к произвольной регуляции активности все еще выражена недостаточно, наблюдается импульсивность поведения, реакции. Поэтому значительное внимание уделяется играм с правилами. Замечено, старшие дошкольники, умеющие играть в разные игры с правилами (лото, домино, маршрутные игры, успешно осваивают учебную деятельность в школе; если же ребенок не умеет ориентироваться на игровые правила, забывает, путает, нарушает, упускает, это может быть сигналом его неподготовленности к школе. Главный принцип отбора игр – они должны быть интересными, носить соревновательный характер, вызывать желание играть и без участия взрослого. В группе специально выделено место для игротеки, в которой находятся дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на формирование действий сравнения, классификации,

сериации, узнавания по описанию, воссоздания, умения ориентироваться по схеме, модели, осуществлять контрольно-проверочные действия (Так бывает, «Найди ошибки художника», «Логический поезд», «Четвертый лишний» и т. п.); тетради на печатной основе; познавательные книги; игры на развитие ВПФ. В старшем дошкольном возрасте дети проявляют интерес к кроссвордам, познавательным заданиям. С этой целью на ковролине с помощью тонких длинных лент-липучек можно выкладывать сетки кроссвордов и крепить листы с картинками или текстами заданий. Нужны также буквы, которые могут крепиться к ковролину. Важная задача – развитие фонематического слуха. С этой целью детям в течение дня предлагают подбирать предметы и игрушки, названия которых, например, начинаются с определенного звука, и складывать их в большие пластиковые корзинки. Можно также собирать разнообразно звучащие предметы и задавать основания для их классификации: в одну корзинку – предметы с музыкальными звуками, в другую – с шумовыми; в одну – с высокими звуками, в другую – с низкими и т. д. Для развития связной речи, стимулирования воображения и творчества в центре грамотности целесообразно разместить 5-6 рамок и множество вырезанных из старых журналов картинок : пусть ребенок покопается в них, отберет несколько и разложит их в определенной последовательности, а потом составит по ним рассказ. В старшем дошкольном возрасте дети проявляют интерес к прошлому, настоящему, будущему. Желательно использовать материалы, которые помогут им лучше воспринимать ваши рассказы: игрушки, картинки, иллюстрации, справочные издания. Можно вместе с детьми сделать макеты, отражающие содержание, с которым они знакомятся (деревня, древнее поселение и т. п.). Расширяются возможности познания родного края, страны: в группе желательно иметь гербы города и края, в котором живут дети, герб и флаг страны; повесить карту, на которой отметить место нахождения детского

сада, а также те места (в стране, мире, в которых дети побывали; рядом можно прикрепить листы с рассказами детей об этих местах, о людях и их обычаях, фотографии. У детей старшего дошкольного возраста продолжают расширять область социально-нравственных ориентаций и чувств: обогащаются представления о людях и их взаимоотношениях, родственных отношениях; о культуре общения с взрослыми, сверстниками, поведения в общественных местах. В этом педагогу помогут картинки, фотографии, кукольные персонажи. Важно показать им конкретные способы проявления заботы о людях, находящихся в разных эмоциональных состояниях: в группе следует определить место для картинок, изображающих людей в различных эмоциональных состояниях и варианты реагирования на это. Неплохо иметь игры, в которых дети сами конструируют эмоциональные проявления людей, например «Конструктор эмоций». Для него нужна основа и набор деталей, из которых составляется лицо человека: овал, брови, глаза, нос, рот (детали представлены в 4-5 вариантах). Ребенок «набирает» лицо человека и определяет его эмоциональное состояние, возраст, пол, характер, составляет творческий рассказ о полученном изображении.

Публикации по теме:

Особенности организации предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально- моделирующая.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении .

Технология организации игровой деятельности в младшем дошкольном возрасте [Игровая педагогическая технология- это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр; последовательная деятельность.

Мастер-класс с воспитателями «Обогащение сюжета при организации ролевой игры в старшем дошкольном возрасте» «Обогащение сюжета при организации ролевой игры в старшем дошкольном возрасте» Разработала и провела: старший воспитатель МДОУ «Детский.

Особенности игр-драматизаций, их содержание в старшем дошкольном возрасте Старший дошкольный возраст - период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Он является наиболее.

Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды (3–4 года) Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды (3 – 4 года) Для детей третьего года жизни является свободное и большое.

Особенности организации предметно-развивающей среды в старшем дошкольном возрасте При переходе ребенка в старшую группу начинает меняться его психологическая позиция: он впервые начинает ощущать себя старшим среди детей.

Презентация «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды» Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы. Материалы,.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства учреждения, группы,.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды Предметная развивающая среда в групповом помещении обеспечивает развитие детей в разной деятельности: игровой, познавательной, творческой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности организации предметно-игровой среды в старшем дошкольном возрасте
Опубликовано: 31 января 2018 в 13:21
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности организации предметно-игровой среды в старшем дошкольном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Андрецова Ксения Игоревна (УИ 1436746) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД