Папки-передвижки

Особенности организации предметно-пространственной среды детского сада

Юлия Мелихова
Особенности организации предметно-пространственной среды детского сада
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие ребенка в современном мире зависит от взрослых и от того, что окружает ребёнка, то есть организация предметно-пространственной среды : дидактических пособий и игрушек, и даже от того, как они расположены. Это формирует его психику, а также служит источником его знаний, умений и социального опыта. Таким образом, вопрос организации предметно-развивающей среды на сегодняшний день стоит особо актуально. Это так же связано свведением нового Федерального государственного образовательного стандарта. Что же такоепредметно-развивающая среда?

Публикация «Особенности организации предметно-пространственной среды детского сада» размещена в разделах

Обратимся к концепции доктора психологических наук С. Л. Новоселовой: «Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная развивающая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка» [2, с. 11].Так как от предметно-развивающей среды зависит воспитание всесторонне развитойличности, мы стремимся создать условия в нашем детском саду для совместной деятельностидетей и взрослых, для самостоятельной деятельности воспитанников, учитывая особенностиразвития каждого ребенка.

Мы стремимся к обновлению предметно-развивающей среды в нашем детском саду,учитывая, что основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности дляних является игра.

Учитывая требования Федерального Государственного Образовательного Стандарта,предметно-развивающая среда организуется таким образом, чтобы все дети имели возможностьсвободно заниматься любимым делом. [1, с. 18]. Предоставить возможность развиваться индивидуально с учётом их интересов, склонностей, уровня активности, где чё тко прослеживаютсяпять образовательных областей: социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художественно-эстетическая, физическая.

При построении предметно–развивающей среды учитываем принципы : дистанции, позиции при взаимодействии; самостоятельности, творчества; динамичности; гибкого зонирования; индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия; сочетания привычных инеординарных элементов в эстетической организации среды; открытости – закрытости; учётаполовых и возрастных различий детей.

Мы обогащаем и организуем среду так, чтобы каждый ребенок имел свободный доступ кигрушкам, играм, пособиям, которые обеспечивают все основные виды деятельности. Размещениеоборудования по уголкам развития позволяет детям заниматься индивидуально или объединитьсяподгруппами по общим интересам. Мы считаем, что обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, игрушки, модели,предметы для опытно-поисковой работы, большой выбор природных материалов. Уголки активности организуем на основе интеграции содержания и видов деятельности.

В уголке художественно-эстетического развития для детей подобраны различные картинки, рисунки с изображением поделок, схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок, что дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, овладение умением работать по образцу. Для воплощения своих творческих идей дети могут здесь найти бумагу, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы,раскраски, пластилин, дидактические игры.

В уголке речевого развития – книжный уголок, в нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели, соответствующие возрастным особенностям детей, помещается фотография писателя, створчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения. Здесь же находятся различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций, разрезные сюжетные картинки.

В уголке познавательного развития представлен подобранный наглядно дидактическийматериал, который дает детям представление о целостной картине мира.

Уголок экологии включает в себя экологическую деятельность. В холодный период годаразмещаем комнатный огород. В уголке различные дидактические игры: «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов,насекомых и т. д. Важным является календарь природы и погоды.

В уголке опытно-экспериментальной деятельности собраны многообразные коллекции иматериал для осуществления экспериментальной деятельности:лупы, микроскопы, компасы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки,часы и т. д. В процессе экспериментальной деятельности ведутся дневники наблюдений.

В уголке формирования элементарных математических представлений располагаютсянормативно-знаковый материал: магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифры иколичества, широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки.

В нравственно-патриотическом уголке размещается пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, образцы народных игрушек, каталоги народных игр, фотографии достопримечательностей родного города и края.

Уголок конструирования достаточно мобилен, в котором в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Уголок дополнен мелкими игрушками дляобыгрывания игровых ситуаций.

Музыкальная предметно-развивающая среда в группах детского сада организуется потрем основным блокам: восприятие музыки, воспроизведение музыки, музыкально-творческаядеятельность. В музыкально-театрализованном уголке размещены маски, атрибутыдля разыгрывания сказок, различные виды театров, музыкальных инструментов, телевизор, музыкальный центр, портреты композиторов, музыкальные дидактические игры, музыкальные инструменты.

В спальне расположен физкультурно-оздоровительный уголок, что дает возможностьиндивидуального развития основных видов движений у ребенка, содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное, изготовленное руками педагогов иродителей. Также в спальне располагается «Уголок уединения», где ребенок может побыть в тишине. Мягкие подушечки, различные игрушки, которым ребёнок может поведать свои тайны.

В уголке «Сюжетно – ролевых игр» оборудование и пособия размещены таким образом,чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческиезамыслы.

Уголок «Безопасности» отражает безопасность дома, на улице, правила дорожного движения и пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми, макетом города.

Учитываем гендерные различия в построении предметно-развивающей среды. Мальчикам нужны инструменты, предметы обмундирования и вооружения, разнообразные технические игрушки. Для развития творческого замысла в игре девочкам нужны украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики. Имеем в обиходе большое количество «подручных» материалов – веревок, коробочек, колес, ленточек, которые творчески используются в различных игровых ситуациях.

Мы стараемся, чтобы предметная среда была открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. То есть среда не только развивающая, но и развивающаяся.

Литература

1. Карабанова О. А., Алиева Э. Ф., Радионова О. Р., Рабинович П. Д., Марич Е. М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителейдетей дошкольного возраста // О. А. Карабанова, Э. Ф. Алиева, О. Р. Радионова, П. Д. Рабинович,Е. М. Марич. – М. : Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.

2. Новосёлова С. Л. Развивающая предметная среда : Методические рекомендации попроектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. – М. : Центр инноваций в педагогике, 2005. – 74 с.

Публикации по теме:

Гендерный подход к организации развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группе в соответствии с ФГОС 1 слайд: тема Сегодня вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды особенно актуален в связи с введением с 1 января 2014.

Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей среды Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей среды, направленной на формирование безопасности жизнедеятельности.

Опыт организации развивающей предметно-пространственной средыОпыт организации развивающей предметно-пространственной среды Сообщение по теме Нажия Азисова. Сообщение по теме «Опыт организации развивающей предметно-пространственной среды в группах общеразвивающей.

Опыт работы по организации экологической развивающей предметно-пространственной среды в группе и на участке Опыт работы по организации экологической развивающей предметно-пространственной среды в группе и на участке Одним из важных условий реализации.

Опыт работы воспитателя по организации развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста Развивающая предметно – пространственная среда в группе раннего возраста является одним из основных средств, формирующих личность ребенка,.

Организация предметно-пространственной среды детского сада для обеспечения эмоционального благополучия ребенка Проблема создания предметно-пространственной среды, направленной на сохранение и укрепление психологического здоровья дошкольников в зарубежной,.

Педсовет в ДОУ «Индивидуализация предметно-пространственной среды в группах детского сада» Педсовет в ДОУ "Индивидуализация предметно-пространственной среды в группах детского сада" Ход педсовета: 1. Упражнение-приветствие «Добрый.

Проект по организации развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГОС ДО Согласно п. 3.3.1. ФГОС ДО, РППС должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы,.

Теоретические аспекты организации развивающей предметно-пространственной среды в детском саду Казалось бы, проблема построения развивающей среды с целью предоставления детям как можно больше возможностей для активной целенаправленной.

Управленческие аспекты организации развивающей предметно-пространственной среды в рамках реализации ФГОС Данная презентация рассказывает о том, какие управленческие аспекты организации развивающей предметно-пространственной среды в рамках реализации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности организации предметно-пространственной среды детского сада
Опубликовано: 20 марта 2019 в 21:36
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности организации предметно-пространственной среды детского сада» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Мелихова (УИ 490855) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД