Папки-передвижки

Опыт работы воспитателя по организации развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста

Наталья Дорофеева
Опыт работы воспитателя по организации развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста

Развивающая предметно – пространственная среда в группе раннего возраста является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка со взрослыми и детьми. Поэтому созданная в группе развивающая предметно – пространственная среда влияет на развитие наших малышей, способствует их всестороннему развитию и обеспечивает психическое и эмоциональное благополучие.

Публикация «Опыт работы воспитателя по организации развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста» размещена в разделах

Жизнь малыша происходит, в основном, в определенном замкнутом пространстве, среди конкретных предметов. Возрастные особенности раннего возраста (ситуативность, интерес к предметам, повышенная двигательная активность и т. д.) диктуют особые требования к организации предметной среды, которая может способствовать, а может и препятствовать развитию ребенка. Среда для маленького ребенка является носителем информации. Действия ребенка с отдельными предметами, дидактическими пособиями, играми и игрушками помогают ему познать свойства и отношения предметов и вещей. От того, какая среда окружает ребенка, во многом зависит его физическое, интеллектуальное и эстетическое развитие. Поэтому очень важно, чтобы среда соответствовала возрасту детей и была именно развивающей.

Развивающая среда создает благоприятные условия для обучения и развития ребенка в процессе его самостоятельной деятельности. Каждый вид игрушек стимулирует развитие тех или иных способностей. Куклы и кукольное хозяйство являются основой для формирования и развития сюжетно-ролевой игры. Динамические и звуковые игрушки стимулируют детское экспериментирование, в котором формируется познавательная активность. Альбомы и книги с иллюстрациями способствуют становлению представлений о человеке, животном и растительном мире.

Каждому воспитателю приходится искать ответ на вопрос: как создать эффективную предметную среду, стимулирующую развитие малышей? Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появится апатия и агрессия.

Я стараюсь найти правильные подходы к вопросу создания развивающей предметно – пространственной среды в группе раннего возраста. Внимательно наблюдая за каждым ребенком, стараюсь вдумчиво и рационально организовать развивающее пространство своей группы, используя следующие принципы организации предметно-развивающей среды :

- Безопасность – в помещении не должно быть опасных предметов : острых, бьющихся, тяжелых, углы должны быть закрыты.

- Доступность – используемые игровые средства располагаются так, чтобы ребенок мог дотянуться до них без помощи взрослых. Это помогает ему быть самостоятельным.

- Яркость, привлекательность.

- Постоянство – оборудование и игрушки лежат на одних и тех же местах, ребенок всегда знает, где находятся те или иные предметы, при желании может ими воспользоваться, также это приучает его к порядку.

- Свобода выбора.

- Насыщенность – наличие материалов для продуктивных видов деятельности, игрушки, дидактический материал.

Моя модель оформления группы раннего возраста базируется на двух простых идеях:

– детский сад – второй дом для малышей, в котором им должно быть уютно и комфортно;

– для полноценного и разностороннего развития детей необходима специально организованная среда для игр, отдыха, занятий.

Большую часть времени в детском саду дети проводят в группе, поэтому можно сказать, что группа для них второй дом, и развитие детей дошкольного возраста во многом зависит от рациональной организации предметной среды в групповом помещении. Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт эмоционально - практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. И поэтому ДОУ должно предоставлять ребенку возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от каждого прожитого дня, от разнообразия своей деятельности. Во время пребывания детей в ДОУ решаются конкретные образовательные задачи, вовлекающие детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивается любознательность, творчество, коммуникативные способности детей.

И мне педагогу группы раннего возраста очень хочется, чтобы детям было комфортно и чтобы наши дети с удовольствием шли в детский сад. А чтобы комфортность порождала покой, радость, интерес, чувство удовольствия, то я организую развивающую среду на основе возрастного состава детей, психологической характеристики группы и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

В ходе организации предметно - развивающей среды мне приходится быть не только педагогом, но и дизайнером, художником-оформителем, конструктором, психологом, строителем, чтобы подбирать удачные решения, позволяющие оптимально использовать ограниченное пространство группы. Большое внимание уделяю освещению групповой комнаты.

При зонировании помещения я сформировала разные центры, где разместила материалы для оснащения всех видов деятельности и обеспечила возможности развития познавательных способностей детей не только в непосредственно организованных формах деятельности, но и в различных играх: сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных, строительных.

В группе имеется много наглядных пособий и я стараюсь материалы, стимулирующие развитие познавательных способностей, расположить в разных функциональных пространствах.

Используемая различная мебель, в том числе разноуровневая (пуфики и мягкий модуль) подобрана и установлена с учетом санитарных и психолого-педагогических требований и легко передвигается. Каждый ребенок может найти для себя удобное и комфортное место для индивидуальных и групповых занятий, исходя из своего эмоционального состояния: ребенок может находиться отдаленно от детей и взрослых или же рядом.

Все предметы убранства и оборудования в группах гармонично сочетаются по цвету, стилю и материалам, из которых они изготовлены. Подбирая игрушки, мебель и оборудование для группы я старюсь максимально обеспечить условия для сенсорного развития ребенка и для того, чтобы он чувствовал себя комфортно, испытывал положительные эмоции. Я считаю, что предметно-развивающая среда не должна создавать только внешнюю красоту, поэтому интерьер группы и игрушки должны быть удобны в повседневном использовании, предметы для игр хранятся у меня в свободном доступе на полочках открытых и закрытых шкафчиков и стеллажах, игрушки среднего и мелкого размера дети используют по своему усмотрению, для самостоятельной игры. Я своевременно меняю предметно-развивающую среду, внося новые атрибуты к играм, используя новые игрушки, игровое оборудование, развивающие игры, наглядные пособия в соответствии с уровнем развития ребенка, отбирая их по количеству и качеству, в зависимости от интересов детей и моих творческих замыслов.

Разработку предметно-пространственной развивающей среды я осуществляю на основе возрастного состава малышей, психологической характеристики группы и количественного соотношения мальчиков и девочек;

Так, например, возросшая двигательная активность малышей 2–3-го года жизни требует расширения игрового поля, где должно хватать места и для игр с дидактическими игрушками, и для сюжетно-ситуативных игр, из которых зарождается ролевая игра. Педагогу будет значительно легче работать, если окружающая среда позволяет рассредоточить детей в локальных игровых пространствах, предполагающих разные занятия – игры с водой и песком, конструирование, складывание картинок и т. д.

Для мальчиков характерно освоение «дальнего» пространства групповой комнаты, желание больше использовать в игре предметы-двигатели, а также свободно перемещаться из одного конца комнаты в другую и т. д. Мальчикам всегда нужно больше места. Эту особенность необходимо учитывать при планировке группы, в которой «мужской контингент» преобладает. Возможно, требуется пожертвовать парикмахерской и отвести дополнительное место для строительных игр. Возможно, требуется сократить количество кукол, но увеличить количество машин.

Девочки, как показали физиологи, в основном ориентируются на «ближайшее» пространство, поэтому им следует создать условия, помогающие ситуативным, сосредоточенным игровым сюжетам.

Публикации по теме:

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста Введение Актуальность. Одним из определяющих факторов воспитания детей раннего возраста является предметно-развивающая среда. С позиций.

Аналитическая справка об организации развивающей предметно — пространственной среды Аналитическая справка воспитателя Гришкевич Т. П. об организации развивающей предметно – пространственной среды в старшей группе МБДОУ д/с.

Гендерный подход к организации развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группе в соответствии с ФГОС 1 слайд: тема Сегодня вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды особенно актуален в связи с введением с 1 января 2014.

Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей среды Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей среды, направленной на формирование безопасности жизнедеятельности.

Опыт работы по оформлению предметно-пространственной развивающей средыОпыт работы по оформлению предметно-пространственной развивающей среды Сегодня я хочу поделиться опытом работы по оформлению окон в группе. Работа нашего детского сада строится на комплексно – тематическом принципе.

Опыт работы по организации экологической развивающей предметно-пространственной среды в группе и на участке Опыт работы по организации экологической развивающей предметно-пространственной среды в группе и на участке Одним из важных условий реализации.

Презентация развивающей предметно-пространственной среды группы раннего возрастаПрезентация развивающей предметно-пространственной среды группы раннего возраста Больших, поменьше, маленьких- Нас много в детском садике, Но, наша группа «Земляничка» Для самых- самых сладеньких. Здравствуйте уважаемые.

Опыт работы по организации развивающей предметно-пространственной среды по ранней профориентации дошкольников Развивающая предметно-пространственная среда по ранней профориентации МБДОУ №25 "Родничок" организована согласно возрастным особенностям.

Создание развивающей предметно-пространственной среды для развития познавательной активности детей раннего возраста Семинар У педагога есть прекрасная возможность: научить детей «В одно мгновенье – видеть вечность, Огромный мир – в зерне песка. В единой.

Требования к организации развивающей предметно-пространственной среды в свете ФГОС Доклад на тему: Требования к организации развивающей предметно-пространственной среды в свете ФГОС. Воспитатель: Брусенцева Кристина Васильевна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы воспитателя по организации развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста
Опубликовано: 6 января 2019 в 12:35
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД