Лучший педагог года

Особенности организации работы психолого-медико-педагогического консилиума в детском саду

Галина Панычева
Особенности организации работы психолого-медико-педагогического консилиума в детском саду

Особенности организации работы психолого-медико-педагогического консилиума в детском саду

"Если педагогика хочет воспитывать

человека во всех отношениях,

то она должна прежде узнать его

тоже во всех отношениях"

(К. Д. Ушинский)

Аннотация.

Необходимость создания и функционирования консилиумов в детских садах на сегодняшний день является одной из актуальных форм взаимодействия специалистов разного профиля, участвующих в психолого-медико-социальном сопровождении детей с проблемами в развитии, и определяется следующими факторами:

Публикация «Особенности организации работы психолого-медико-педагогического консилиума в детском саду» размещена в разделах

- ценностными ориентирами государства и общества, которые гарантируют права гражданам в предоставлении им возможностей социальной адаптации и развития;

- уменьшение доли рождения здоровых, физиологически зрелых детей.

Ключевые слова: ФГОС ДО, ПМПк, психолого-педагогическое сопровождение.

Актуальность.

Мир, в котором живет современный ребенок по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей.

В ФГОС дошкольного образования среди основных задач определяется задача «создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями» 2.

В системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения трактуется как система профессиональной деятельности специалистов по созданию оптимальных условий для становления личности ребенка и всестороннее развитие в соответствии с его задатками, возможностями и способностями 4.

На современном этапе наиболее приемлемой и распространенной формой организации психолого-педагогического сопровождения в ДОУ является психолого-медико-педагогический консилиум.

Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) организуется в ДОУ как форма взаимодействия специалистов учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.

Взаимодействие организуется как с целью диагностики, профилактики психических и речевых нарушений, так и выборе форм, методов, средств организации образовательного процесса.

Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.

Основными задачами ПМПк являются:

выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в МДОУ) диагностика отклонений в развитии и состоянии декомпенсации;

профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;

выявление резервных возможностей развития;

определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи ребенку и его семье;

подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния.

Нормативно-правовая база деятельности ПМПк дошкольного учреждения:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г., № 273ФЗ.

2. Письмо Министерства образования РФ «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения» от 27.03.2000г., № 27/901-6.

3. Устав образовательной организации.

4. Договор об образовании по программам дошкольного образования

между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника.

5. Договор о взаимодействии с ПМПК.

Основные принципы деятельности ПМПк:

Принцип семейной центрированности. Специалисты ПМПк взаимодействуют не только с ребёнком, но и с семьёй (людьми из его ближайшего окружения).

Принцип партнёрства. Деятельность специалистов направлена на установление партнёрских отношений с ребёнком и его семьёй.

Принцип открытости. ПМПк отвечает на запрос любой семьи или лиц, представляющих интересы ребёнка, обеспокоенных его развитием.

Принцип конфиденциальности. Информация о ребёнке и семье, доступная специалистам ПМПк, не подлежит разглашению или передаче без согласия семьи.

Принцип уважения личности ребёнка. Специалисты ПМПк принимают ребёнка как полноправную личность, вне зависимости от возраста и уровня его развития.

Принцип уважения к личности родителя. Уважая личность родителя, специалисты ПМПк принимают его мнение о ребёнке, его личный опыт, решения и ожидания.

Принцип профессиональной ответственности. Специалисты ПМПк ответственны за принятые решения и рекомендации, которые затрагивают интересы ребёнка.

Принцип информированного согласия. Добиваясь согласия на участие в обследовании и помощи, ПМПк даёт родителям (законным представителям) достаточно доступную для понимания информацию о своей деятельности и ребёнке.

С целью обеспечения комплексного сопровождения детей, состав ПМПк дошкольного учреждения состоит из следующих специалистов:

Обязательными участниками нашего ПМПк ДОУ являются:

- председатель консилиума;

- педагог-психолог;

- учитель-логопед;

- учитель-дефектолог (тифлопедагог);

- социальный педагог;

- воспитатели коррекционных групп;

- медицинский работник (по согласованию).

Основные области деятельности специалистов ПМПк

Специалист Область деятельности

Председатель ПМПк Ведение текущей документации, подготовка и проведение заседаний ПМПк, перспективное планирование деятельности ПМПк, координация деятельности и взаимодействия специалистов, контроль организации работы, анализ эффективности.

Педагог-психолог Психологическая диагностика, выявление потенциальных возможностей ребенка и зону его ближайшего развития, психологическое консультирование, психотренинг, психокоррекция, психотерапия, разработка и оформление рекомендаций другим специалистам по организации работы с ребён-ком с учётом данных психодиагностики.

Учитель-логопед Логопедическая диагностика, коррекция и развитие речи, разработка рекомендаций другим специалистам по использованию рациональных логопедических приёмов в работе с ребёнком.

Учитель-дефектолог Динамическое изучение уровня умственного развития детей и результатов коррекционного воздействия, дифференциация сходных состояний нарушений развития, отслеживание соответствия выбранной программы, форм, методов и приемов обучения реальным достижениям уровню развития ребенка.

Тифлопедагог Тифлопедагогическая диагностика, коррекция и разработка рекомендаций другим специалистам по использованию рациональных тифлопедагогических приёмов в работе с ребёнком с учётом данных диагностики.

Социальный педагог Объективное изучение условий жизни и семейного воспитания ребёнка, социально-психологического климата и стиля воспитания в семье, обеспечение законодательно закреплённых льгот детям с нарушениями в развитии и их семьям, решение конфликтных социальных проблем в пределах компетенции.

Воспитатель Определение уровня развития разных видов деятельности ребёнка в соответствии с программой воспитания и обучения, особенностей коммуникативной активности и культуры, уровня сформированности навыков самообслуживания согласно возрастному этапу; реализация рекомендаций специалистов.

Медицинская сестра Информирование заинтересованных лиц о поступлении в ДОУ детей с отклонениями в развитии, контроль выполнения рекомендаций врача, обеспечение повседневного санитарно-гигиенического режима, ежедневный контроль за психическим и соматическим состоянием воспитанников, проведение фито и физиотерапевтических процедур.

Заседания подразделяются на плановые и внеплановые.

Заседания проводятся под руководством председателя консилиума ПМПк.

Периодичность проведения ПМПк определяется реальным запросом

образовательного учреждения на комплексное, всестороннее обследование воспитанников.

Цель плановых заседаний – оценка динамики обучения и коррекции, внесение, в случае необходимости, поправок и дополнений в индивидуальную программу ППМ сопровождения; изменение формы, режима или назначение дополнительных обследований.

Цель внеплановых (срочных) заседаний – выяснение причин возникающих проблем, оценка размеров регресса, его устойчивости, возможности преодоления, обсуждение изменения режима или формы обучения.

Промежуточное заседание консилиума проводится в середине учебного года и планируется на последнюю неделю января. Предварительно специалисты проводят обследование ребенка с целью выявления особенностей динамики развития в специально организованных условиях. В случае необходимости вносятся поправки и дополнения в коррекционную работу, назначается дополнительное обследование, меняется образовательный маршрут.

Заключительное заседание планового консилиума – проводится в преддверии окончания учебного периода.

Цель – оценка статуса воспитанника на момент окончания коррекционно - развивающей работы, приобретенных знаний по всем образовательным областям, степени социализации, состояния эмоционально-волевой, поведенческой сфер и высших психических функций 3.

Опыт работы показал, что в работе консилиума можно выделить ряд последовательных этапов, закономерно вытекающих один из другого.

Первый этап – диагностический – сбор информации о ребенке, определение характера детских проблем и путей их решения.

Второй этап – планово – организационный - разработка рекомендаций для всех участников коррекционно-образовательного процесса, составление индивидуального коррекционно-образовательного маршрута для каждого обучающегося.

Третий этап – деятельностный (коррекционный) – решение проблем – внедрение и реализация на практике специальных методов и приемов оказания помощи ребенку каждым участником сопровождения.

Четвертый этап – итогово – оценочный - анализ выполнения результатов работы (что удалось? Что не получилось? Почему). Корректировка дальнейшей траектории развития ребенка. Решение об определении образовательного маршрута дальнейшего обучения.

Каждым участником коррекционно-образовательного процесса прогнозируются результаты сопровождения:

для детей:

- позитивная адаптация к условиям детского сада;

- динамика психического, физического, интеллектуального развития при активном включении в коррекционно-развивающую работу на основе выявленных резервных возможностей развития;

- эффективное формирование нарушенных функций;

- развитие личности ребенка, развитие навыков общения;

- приобретение социального опыта.

для педагогов:

- развитие психолого-педагогической компетентности, понимание работы с различной категорией детей;

- профессиональное самосовершенствование и самореализация через использование эффективных форм, методов работы, овладение технологией разработки индивидуальных форм сопровождения обучающихся (карта, программа) на основе психолого-педагогического прогнозирования;

- приобретение навыков работы в системе комплексного взаимодействия участников коррекционно-образовательного процесса.

для родителей/ законных представителей:

-получение квалифицированной медико-психолого-педагогической помощи по обучению, развитию, воспитанию ребенка;

- адекватность установок в отношении перспектив ребенка;

- информированность о результатах коррекционно-развивающей работы с ребенком, в том числе в рамках ПМП консилиума ДОУ;

- приобретение основ психолого-педагогических знаний по воспитанию обучающихся;

- получение психолого-педагогической поддержки по гармонизации детско-родительских отношений.

Как показывает опыт, тесное взаимодействие всех специалистов ПМП консилиума как формы психолого-педагогического сопровождения детей в образовательной среде ДОУ, позволяет эффективно решать задачи развития, обучения и воспитания.

Результатом этого сопровождения является успешная социализация детей, обеспечение их полноценного развития, а в дальнейшем эффективная самореализация в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Таким образом, ПМПк позволяет построить взаимоотношения специалистов службы сопровождения, педагогов и родителей на основе равноправного сотрудничества и личной ответственности каждого, организует комплексное сопровождение детей в процессе коррекционно-развивающего обучения, задействовав профессиональный и личный потенциал всех субъектов образовательного процесса.

Список литературы:

1. Письмо Министерства образования РФ «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» от 27.03.2000г., № 27/901-6.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М. : Центр педагогического образования, 2014 – 32с.

3. Шипицына Л. М., Жданова М. А. Психолого-медико-педагогическая консультация : методические рекомендации. – Спб. : Детство-Пресс, 2002 – 345с.

4. Шипицына Л. М., Казакова В. И., Жданова М. А. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. — М. : Владос, 2003 – 528с.

Публикации по теме:

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ Ф. И. О. ребёнка:___ Возраст:___ Группа:___ Диагноз:___ Направление: коррекция.

Консультация для воспитателей «Особенности организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста» Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста В соответствии с новыми профстандартами, индивидуализация образовательного.

Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста»Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста» Войдя в дошкольную педагогику, как передовая, отличная от традиционных форм всестороннего развития личности, ТРИЗ занял прочное место в.

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.

Особенности и структура конструирования в детском саду В дошкольном учреждении детей учат конструированию из игровых строительных материалов, из бумаги, мягкого картона, природного материала.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации тревожных детей Пояснительная записка Актуальность Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека.

Здоровье и организация педагогического процесса в детском садуЗдоровье и организация педагогического процесса в детском саду В нашем детском саду созданы условия для осуществления полноценного физического развития и оздоровления детей. Так как детский сад работает.

Технология организации труда в детском садуТехнология организации труда в детском саду Технология организации труда в природе чаще всего включает пять этапов: 1. Теоретическое осмысление работы. Воспитатель разъ­ясняет содержание.

Универсальный план психолого-педагогического анализа занятия ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ. Дата___ Педагоги___ Номер группы__ Тема:___ ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДА недостаточно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности организации работы психолого-медико-педагогического консилиума в детском саду
Опубликовано: 15 октября 2020 в 21:14
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД