Получи документы

Особенности организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения

Наталья Иванова
Особенности организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения

Возрастная группа – старшая группа

Примерные центры, которые должны быть созданы в группе по образовательным областям с учетом ФГОС

1)Социально-коммуникативное развитие :

- Уголок ППД и пожарной безопасности;

- Уголок дежурств;

- Уголок сюжетно- ролевых игр.

2)Познавательное развитие :

-Уголок дидактической игры;

- Уголок конструктивной деятельности;

- Математический уголок;

- Экологический уголок и уголок природы.

Публикация «Особенности организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения» размещена в разделах

3)Речевое развитие :

- Уголок «Говори правильно»;

- Книжный уголок;

4)Художественно-эстетическое развитие :

-Уголок творчества «Умелые руки»;

- Уголок музыкально- театрализованной деятельности и Центр ряжения.

5)Физическое развитие :

- Физкультурный уголок.

Социально-коммуникативное развитие

Уголок ПДД и пожарной безопасности

Площадка «Светофорика» (наклеить светофор, жезл)

1. Полотно с изображением дорог, пешеходных переходов из дерматина, чтобы можно было складывать и убирать

2. Мелкий транспорт.

3. Макеты домов, деревьев, набор дорожных знаков, светофор

.4. Небольшие игрушки, фигурки людей, кукла в форме спасателя.

5. Игрушечный аварийно-спасательный автомобиль.

6. Тематические сюжетные картинки «Пожар», «Правила поведения при пожаре» и т. д.

7. Предметные картинки (изображения спасателя; элементов формы одежды спасателя; разных видов аварийно-спасательной техники; первичных средств пожаротушения (ведро, лопата, песок, огнетушитель, пожарный рукав, багор и др.);

8. Настольно-дидактические игры на тему пожарной безопасности и ПДД.

Уголок дежурств

Уголок дежурства по столовой:

Салфетницы, плакат сегодня дежурят,карточки сегодня дежурят, коробка под салфетки, салфетки, схема дежурства по столовой, фартуки, косынки для девочек,

шапочки для мальчиков.

Уголок дежурства по занятию:

Схема правильного раскладывания предметов на занятии, необходимый материал для занятия, плакат сегодня дежурят.

Уголок дежурства по природному уголку:

Лейки, опрыскивать для цветов, фартуки, салфетки для протирания пыли, палочки для рыхления почвы, щетки, схемы ухода за растениями, клеенка, плакат сегодня дежурят.

Уголок сюжетно-ролевых игр

1. Кукольная мебель: стол, стулья, диванчик, шкаф.

2. Набор для кухни: плита, мойка, стиральная машина.

3. Игрушечная посуда: набор чайной посуды (средний и мелкий, набор кухонной посуды (средний,набор столовой посуды (средний).

4. Куклы в одежде мальчиков и девочек (средние).

5. Коляски для кукол (2 шт.)

6. Комплекты одежды и постельных принадлежностей для кукол.

7. Атрибуты для ряженья (шляпы, очки, бусы, шарфы, сарафаны, юбки и т. п.)

8. Предметы-заместители.

9. Набор мебели «Школа».

10. Атрибуты для игр «Дочки-матери», «Детский сад», подражательности, «Магазин», «Больница», «Аптека», «Парикмахерская», «Повара», «Моряки», «Летчики», «Строители», «Зоопарк» и др. Игры с общественным сюжетом: «Библиотека», «Школа», «Вокзал», «Банк» и др.

Познавательное развитие

Уголок дидактической игры

Грамматический уголок.

1. Пособия для воспитания правильного физиологического дыхания (тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки).

2. Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные фишки или магниты).

3. Игры для совершенствования навыков языкового анализа («Слоговое лото», «Определи место звука», «Подбери слова», «Цепочка звуков» и др.).

4. Игры для совершенствования грамматического строя.

5. Рознообразные дидактические игры.

Материал по познавательной деятельности.

1. Наборы картинок для иерархической классификации животных; виды растений; виды ландшафтов; виды транспорта; виды строительных сооружений; виды профессий; виды спорта и т. п.

2. Наборы «лото» (8-12 частей, в том числе с соотнесением реалистических и условно-схематических изображений.

3. Серии картинок (6-9) для установления последовательности событий (сказочные и

реалистические истории, юмористические ситуации).

4. Наборы картинок по исторической тематике для выстраивания временных рядов: раньше – сейчас (история транспорта, история жилища, история коммуникации и т. п.).

5. Серии картинок: времена года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей).

6. Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение) :найди отличия, ошибки (смысловые).

7. Разрезные сюжетные картинки (8-10 частей, разделенные прямыми и изогнутыми линиями.

8. Иллюстрированные книги и альбомы познавательного характера.

Уголок конструирования

1. Крупный строительный конструктор.

2. Средний строительный конструктор.

3. Мелкий строительный конструктор.

4. Тематические строительные наборы (для мелких персонажей) : город, мосты, крестьянское подворье (ферма, зоопарк, крепость, домик, гараж, бензозаправка, маяк.

5. Конструкторы типа «Лего».

6. Металлический конструктор.

7. Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных, макеты деревьев и кустарников).

8. Схемы построек и алгоритм их выполнения, рисунки, фотографии, чертежи

9. «Автосервис» : транспорт мелкий, средний, крупный.

Машины легковые и грузовые (самосвалы, грузовики, фургоны, подъемный кран, корабль, лодка, самолет, вертолет, ракета, трансформер, железня дорога, луноход.

10. Сборно-разборные автомобиль, самолет, корабль.

Математический уголок

1. Счетный материал: игрушки, мелкие предметы, предметные картинки.

2. Комплекты цифр для магнитной доски и ковролинового полотна.

3. Занимательный и познавательный математический материал: доски-вкладыши, рамки-вкладыши, логико-математические игры: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, «Геоконт-конструктор» и др.

4. Схемы и планы: групповая комната, кукольная комната, схемы маршрутов от дома до детского сада, от детского сада до библиотеки и др.

5. Рабочие тетради по математике.

6. Наборы геометрических фигур для ковролинового полотна и магнитной доски.

7. Наборы объемных геометрических фигур.

8.«Волшебные часы» : модели частей суток, времен года, месяцев, дней недели.

9. Счеты напольные и настольные.

10. Счетные палочки.

11. Учебные приборы: линейки(10 шт., сантиметры, ростомер для детей и кукол, набор лекал, циркуль.

12. Мозаики, пазлы, игры типа «Танграм», бусы, различные игрушки со шнуровками и застежками.

13. Набор проволочных головоломок; головоломки объемные (собери бочонок и т. п., в том числе со схемами последовательных преобразований; игры-головоломки на комбинаторику («15»); головоломки-лабиринты.

14. Система наклонных плоскостей для шариков.

15. Термометр спиртовой.

16. Часы песочные (на разные отрезки времени); часы механические с прозрачными стенками (с зубчатой передачей).

17. Весы рычажные равноплечные (балансир) с набором разновесов.

18. Наборы таблиц и карточек с предметными и условно-схематическими изображениями для классификации по 2-3 признакам одновременно (логические таблицы).

19. Настольно-печатные игры.

20. Наборы моделей: деление на части (2-8). 21. Разнообразные дидактические игры.

Экологический уголок. Уголок природы

Центр воды и песка: «Лаборатория»

1. Стол с углублениями для воды и песка, с рабочей поверхностью из пластика; пластиковый коврик, халатики, нарукавники

2. Природный материал: глина, камешки, ракушки, минералы, различные семена и плоды, кора деревьев, мох, листья и т. п.).

3. Сыпучие продукты: горох, манка, мука, соль, сахарный песок, крахмал.

4. Емкости разной вместимости (набор мелких стаканов, набор прозрачных сосудов разных форм и объемов, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, сообщающиеся сосуды.

5. Разнообразные доступные приборы : разные лупы, микроскоп, цветные и прозрачные «стеклышки» (из пластмассы, набор стеклянных призм (для эффекта радуги, компас, бинокли.

6. Различные часы.

7. Набор зеркал для опытов с симметрией, для исследования отражательного эффекта.

8. Набор для опытов с магнитом.

9. Вертушки разных размеров и конструкций (для опытов с воздушными потоками, флюгер, воздушный змей, ветряная мельница (модель).

10. Оборудование и материалы для кулинарных экспериментов из овощей и фруктов.

11. Медицинские материалы: пипетки, колбы, шпатели, вата, марля, шприцы без игл, соломки для коктейля.

12. Коллекции минералов, тканей, бумаги, семян и плодов, растений (гербарий).

13. Схемы, модели, таблицы с алгоритмами выполнения опытов.

Растения, которые помещаются в природный уголок, должны быть безопасны. Не допускается иметь в уголке природы ядовитые и колючие растения. И, конечно, обязательно осуществление ежедневного ухода за растениями. На цветах желательно иметь таблички с названием.

Все обитатели уголка природы в детском саду можно разделить на постоянных и временных.

Постоянными обитателями уголка природы будут комнатные растения.

Временные обитатели уголка природы – это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени:

- осенью это будут осенние букеты и цветы из цветника, пересаженные в кашпо. А также в старших группах поделки из природного материала;

- зимой это могут быть ящики с посадками зелёного лука и веточки деревьев;

- весной – ящики с рассадой для огорода детского сада, букеты весенних первоцветов.

Кроме этого, в уголке природы в каждой  группе необходимо иметь:

- Наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее.

- Альбомы «Времена года»; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные; картины известных художников.

- Рисунки детей о природе и поделки из природного материала.

Речевое развитие

Книжный уголок необходимый элемент развивающей  предметной среды в групповой комнате. Оснащение: - Книги, соответствующие возрасту детей. Кроме программных книг, можно выставлять книги, которыми интересуются дети. - Познавательная и детская энциклопедическая литература. - Сборники считалок, чистоговорок, пословиц, поговорок, загадок. - Детские журналы. - Альбомы фотографий родного города (деревни, детских писателей, праздников, проводимых в группе. - Портреты детских писателей, с произведениями которых дети хорошо знакомы. - Панно, картины, рисунки любимых литературных героев. - Диафильмы, слайды, диски с детскими сказками. - Наборы открыток (тематические, сюжетные). - Настольно-печатные, речевые игры. - Альбомы для рисования, книжки-раскраски, цветные карандаши. - Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека» (в старших группах).

Уголок «Говори правильно»

Дидактический материал в речевом уголке группы

Формирование фонематического восприятия и слуха:

Детские музыкальные инструменты, дудочка, бубен, погремушка, барабан, игры со звуками (звуки З, С, Ж, Ш, картотека фонематических потешек.

Закрепление навыков правильного звукопроизношения

Чистоговорки со звуками, скороговорки, игры со звуками (З, С, Ж, Ш)

Развитие артикуляционного аппарата

Артикуляционная гимнастика, картотека артикуляционной гимнастики по сказке «Веселая прогулка язычка»

Дыхательная гимнастика: воздушные шарики, домик, мыльные пузыри, футбольное поле.

Развитие мелкой моторики

Мозаика, шнуровка, игры с прищепками, счетные палочки (выкладывание по рисунку, обведи линии и фигуры по пунктиру, закончи штриховки фигур, прописи печатные буквы «От буквы к слову», прописи печатных цифр от 1 до 10, картотека пальчиковых игр.

Развитие связанной речи

Наглядные - дидактические пособия, мини - энциклопедии, книги беседы (автор Татьяна Андреевна Шорыгина, стихи, загадки, разные виды театра, мнемотехника, детские книги сказок. Активация словаря, обобщающих понятий и лексика - грамматических категорий

Кубики азбука, развивающая игра - лото, предлоги (С, ИЗ, ЗА, У, НАД, игра «Назови ласково», игра «Один - много», игра «Мои, моя, мое», игра «Посчитай-ка до 10».

Развитие словарного запаса Наглядные – дидактические пособия, сюжетные картинки, игры с мячом для развития речи детей.

Художественно-эстетическое развитие

Уголок творчества «Умелые руки»

1. Восковые и акварельные мелки, цветной мел, гуашь,

акварельные краски, цветные карандаши, фломастеры,

шариковые ручки, сангина, пастель, глина, пластилин.

2. Цветная и белая бумага, картон, обои, наклейки,

ткани, нитки, самоклеющаяся пленка.

3. Кисти, палочки, стеки, ножницы, поролон, печатки,

клише, трафареты, клейстер, палитра, банки для воды,

салфетки (15х15, 30х30, подставки для кистей, доски

(20х20, розетки для клея, подносы, щетинные кисти.

4. Материал для нетрадиционного рисования: сухие

листья, шишки, колоски, тычки и т. п.

5. Образцы декоративного рисования, схемы, алгоритмы

изображения человека, животных и т. д.

Театральный уголок – важный объект развивающей  среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу. Примерное оснащение театрального уголка  группы: 1. Театрально-игровое оборудование: большая и маленькая ширма, простейшие декорации, фланелеграф. 2. Стойка-вешалка для костюмов. 3. Костюмы, маски, парики, атрибуты для постановки 5-6 сказок. 4. Разные виды кукольного театра: театр картинок, пальчиковый, перчаточный, театр петрушек, теневой театр, тростевые куклы.

Музыкальная предметная среда должна быть соответствовать глазу, действиям руки, росту ребенка. В музыкальном уголке должны стоять шкаф, полки для музыкальных пособий, пару столов, стулья для дидактических игр.

В музыкальных уголках должны находиться  :

- Материал для творческих сюжетно-ролевых игр – мягкие игрушки, мягкие музыкальные игрушки; куклы - неваляшки, образные музыкальные "поющие" или "танцующие" игрушки.

- Портреты композиторов (произведения которого дети поют или слушают).

- Музыкально дидактические игры. (Иллюстрации -пособия типа «Лото» : карточки с нарисованными или наклеенными на них картинками).

- Всевозможные картинки: книжки-малютки «Мы поем», музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации, иллюстрации музыкальных инструментов, картинки с изображением животных поющих, танцующих или играющих на музыкальных инструментах.

- Музыкальные игрушки и инструменты.

Физическое развитие

Физкультурный уголок

Теоретический материал физкультурного уголка.

- картотека подвижных игр;

- картотека малоподвижных игр;

- картотека физкультминуток;

- картотека утренних гимнастик;

- картотека считалок;

- иллюстрированный материал по зимним и летним видам спорта;

- символика и материалы по истории Олимпийского движения;

-сведения о важнейших событиях спортивной жизни страны (книжки-самоделки, альбомы) ;

Практический игровой материал и оборудование:

- материал для подвижных игр;

- дидактические игры о спорте;

- пособия для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук :

коврики массажные, нестандартное оборудование, массажные мячи.

- пособия для игр и упражнений с прыжками: скакалки, обручи, ленты с кольцами.

- пособия для игр и упражнений с бросанием, ловлей, метанием: мячи разного размера, кольцеброс, мячик для настольного тенниса с ракеткой, мяч на липучке с мишенью, кегли.

Заключение

Подводя итоги работы можно отметить, что предметно-развивающая среда должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт. Она должна быть разнообразной, насыщенной, нестандартной, изменчивой, интегрированной.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Благоустройство развивающей предметно-пространственной среды прогулочного участка в ДОУБлагоустройство развивающей предметно-пространственной среды прогулочного участка в ДОУ Все может превратиться в красоту… Когда не будет сердце равнодушным И сделать явью детскую мечту, И место для прогулок самым лучшим.

Использование зонта для организации развивающей предметно-пространственной среды группы и летнего участкаИспользование зонта для организации развивающей предметно-пространственной среды группы и летнего участка Если у вас сломался зонт, не спешите его выбрасывать. Его можно использовать для создания развивающей предметно-пространственной среды группы.

Обобщение педагогического опыта по организации развивающей предметно-пространственной среды на участке ДОУОбобщение педагогического опыта по организации развивающей предметно-пространственной среды на участке ДОУ Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством.

Обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы. МакетыОбогащение развивающей предметно-пространственной среды группы. Макеты Игра – ведущий вид деятельности дошкольников. Самостоятельная игра детей во многом зависит от организации предметно-игровой среды и подбора.

Организация предметно-пространственной развивающей среды. Театрализованный уголокОрганизация предметно-пространственной развивающей среды. Театрализованный уголок АктуальностьВажно понимать, что жизнь ребенка в детском саду не ограничивается занятиями, поэтому в группах создается предметно-пространственная.

Организация пространственной предметно-развивающей средыОрганизация пространственной предметно-развивающей среды Предлагаю Вашему вниманию фотографии нашей группы. 1 фото. УГОЛОК ПРИРОДЫ с комнатными цветами, за которыми мы с детьми ухаживаем. Здесь.

Особенности организации предметно-пространственной среды ДОУОсобенности организации предметно-пространственной среды ДОУ Особенности организации предметно-пространственной среды МБДОУ. «Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной средыОсобенности организации развивающей предметно-пространственной среды Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание,.

Презентация «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды» Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы. Материалы,.

Паспорт развивающей предметно-пространственной среды средней группы I. Пояснительная записка Паспорт развивающей предметно-пространственной среды средней группы разработан в соответствии с документами: 1. Федеральный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения
Опубликовано: 23 июня 2020 в 11:31
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Иванова (УИ 2249747) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД