МААМ-картинки

Особенности организации системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения общеобразовательной программы

Лима кулигина
Особенности организации системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения общеобразовательной программы

В научно-педагогической литературе существует несколько наиболее распространенных определений мониторинга.

Мониторинг - это многоуровневая, иерархическая система организации, сбора, хранения обработки и распространения информации об обследуемой системе или отдельных её элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта мониторинга в любой момент и может обеспечить прогноз его развития.

Публикация «Особенности организации системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения общеобразовательной программы» размещена в разделах

Мониторинг - система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или ее отдельных элементах, ориентированная на обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз его развития.

Мониторинг - форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование развития.

Мониторинг - система контролирующих и диагностирующих мероприятий, обусловленных целеполаганием процесса обучения и предусматривающих представление в динамике уровней усвоения учащимися учебного материала и его корректировку. То есть обеспечивается регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в образовательном процессе. Из приведенных определений видно, что мониторинг является системой и имеет определенные этапы реализации: сбор, обработка, хранение и распространение информации в контексте оценки качества образования.

Целью педагогического мониторинга в ДОУ является выявление динамики развития физических, личностных, интеллектуальных качеств дошкольников. Мониторинг должен соответствовать следующим принципам: научности, предполагающий организацию научно-обоснованного процесса изучения, в основу которого положены закономерности развития ребенка; непрерывности, реализующий идеи осуществлении постоянной оценки достижения детьми планируемых результатов освоения Программы на всех этапах его развития; прогностичности, предполагающий конкретизацию ожидаемых результатов в соответствии с избранными критериями, предвидение возможных последствий: ухудшения или улучшения результатов освоения Программы; динамичности, требующий постоянной корректировки технологий, методов и средств мониторинговой деятельности в связи с изменениями в развитии ребенка; гуманизации, определяющий новое отношение к оценке и оценочной деятельности, устанавливающий уважительное отношение к личности ребенка, к его интересам, правам; коллегиальности, требующий привлечения всех субъектов образовательного процесса, интеграции усилий педагогов ДОУ в организации мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. К функциям педагогического мониторинга в системе дошкольного образования относят: интегративную, обеспечивающую комплексную характеристику развития ребенка в дошкольный период; диагностическую, позволяющую дать объективную оценку сформированности интегративных качеств ребенка дошкольного возраста; информационную, являющуюся способом систематического получения валидной (надежной) информации о развитии физических, интеллектуальных и личностных качествах ребенка; прагматическую, позволяющую использовать мониторинговую информацию для принятия своевременных объективных решений, направленных на достижение положительных результатов. Мониторинг будет эффективен, если критерии и показатели корректно заданы. В зависимости от целей мониторинга количество показателей может быть разным. Под критерием понимается признак, на основе которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, а показатель - это одна из характеристик критерия, которую можно измерить. Различают качественные показатели, фиксирующие наличие/отсутствие определенного свойства или его описательную характеристику (хорошо, красиво, часто, настойчиво, и количественные показатели (сколько, фиксирующие меру выраженности, развития определенного свойства.

Главным основанием выбора показателей служит понимание того, что вы хотите измерить в динамике. Количество показателей должно, с одной стороны, давать возможность сделать однозначный вывод по цели исследования, а с другой стороны, способствовать минимальным трудозатратам проводящего мониторинг педагога. Методы мониторинга разнообразны. Главным основанием для выбора методов мониторинга служит набор показателей и возможность получить по каждому показателю максимально объективную информацию. Информация по одному показателю может собираться с помощью различных методов из нескольких источников, дополняющих или уточняющих друг друга. Мониторингу присущи такие характеристики, как: наличие объекта мониторинга; 6 наличие форм и методов для сбора, оформления и анализа информации (использование диагностических карт, карт развития и др. форм, принятия решения по результатам мониторинга; определение сроков и периодичности сбора информации; определение ответственных за сбор, обработку и хранение информации. Периодичность мониторинга устанавливается дошкольным образовательным учреждением. Данные методические рекомендации направлены на овладение руководителями и педагогами дошкольных учреждений умениями и навыками проектирования модели педагогического мониторинга для конкретного ДОУ, соответствующей особенностям его образовательной деятельности, подбору методического обеспечения его реализации. Важным является то, что система психолого-педагогического мониторинга является динамичной, открытой, изменяющейся, а все функции мониторинга (аналитическая, диагностическая, прогностическая, организационно-управленческая, корректирующая) рассматриваются в единстве. Результаты мониторинга учитываются в управленческой и образовательной деятельности ДОУ, принимаются решения о внесении изменений в текущие проекты педагогической деятельности, в содержание работы с родителями воспитанников. Деятельность ДОУ по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности, должна строиться на основе результатов мониторинга.

В дошкольном образовательном учреждении (группе) для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) помимо психологопедагогической работы по освоению детьми образовательных областей (10 образовательных областей, необходимой составляющей обязательной части основной образовательной программы дошкольного образования (далее – Программа) является коррекционно-развивающая работа.

Учитывая особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо понимать, что достижение ими результатов по интегративным качествам, утвержденным Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ФГТ, может быть отсрочен по времени, а в некоторых случаях (дошкольники, имеющие умственную отсталость или сложную структуру дефекта, не реализован совсем.

Планируемые результаты освоения детьми (с ОВЗ) Программы определяются в соответствии с планируемыми итоговыми и промежуточными результатами, предусмотренными Федеральными государственными требованиями, а также с учетом психофизических особенностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья: – физически развитый, овладевший основными культурногигиеническими навыками (для детей с нарушением зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, нарушением интеллектуальной деятельности овладение данными навыками будет растянуто по годам обучения и по степени психофизиологических возможностей); – любознательный, активный (для детей с нарушением интеллекта (умеренная умственная отсталость) данный показатель не может быть оценен в полном объеме); – эмоционально отзывчивый; – овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; – способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; 29 – способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту (для детей с нарушением интеллекта (умеренная умственная отсталость) данный показатель не может быть оценен. Дети с легкой умственной отсталостью данными умениями начинают овладевать только в школьном возрасте. Некоторые из них, умением планировать свою деятельность овладевают на элементарном уровне к концу обучения в школе); – имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; – овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности (изза тяжести психического, физического нарушения (слух, зрение, интеллект, нарушение опорно-двигательного аппарата) дети овладевают данными умениями на элементарном уровне); – овладевший необходимыми умениями и навыками.

Планируемые результаты освоения Программы разрабатываются каждым дошкольным образовательным учреждением самостоятельно. Исходя из особенностей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, считаем необходимым при составлении Программы скорректировать планируемые результаты освоения программы по каждой возрастной группе в соответствии с психическими и (или) физическими особенностями детей. Возможно перераспределение усвоения необходимых умений и навыков по образовательным областям по возрастным группам с акцентом на коррекцию нарушенного развития и подготовку ребенка к усвоению Программы в последующие годы и подготовку его к школьному обучению. Планируемые результаты освоения Программы ДОУ целесообразно составлять по уровням, чтобы учитывать тех детей, у которых к выходу из детского сада интегративные качества будут сформированы в полном объеме и тех, которым по окончании образования в детском саду в школе потребуется помощь специалистов. На основании уровневых планируемых результатов освоения Программы определяются интегративные качества дошкольника с ограниченными возможностями здоровья по каждой возрастной группе. В ДОУ компенсирующего вида (группах компенсирующей направленности) система мониторинга должна носить комплексный характер, включать не только изучение интегративных качеств, но и уровень физического, речевого, психического развития воспитанников. На основании результатов системы мониторинга строится вся общеобразовательная и коррекционно-развивающая работа, которая включает: развитие психических функций, обеспечивающих усвоения образовательных областей; развитие сенсомоторного базиса для формирования умений и навыков; создание для каждого воспитанника ситуации успеха, сравнение его с самим собой; формирование положительной мотивации к деятельности; обучение приемам и способам деятельности с дидактическими материалами, игровым приемам и др. ; охрану психического, физического здоровья воспитанников; организация восприятия с опорой на анализаторы и др., реализуется принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Коррекционная направленность образования, развития, воспитания детей отражена не только в организации совместной и самостоятельной деятельности детей, но и в реализации режимных моментов. Диагностика развития ребенка, проводимая специалистами образовательного учреждения, выступает неотъемлемой составляющей мониторинга и от ее результатов во многом зависит успешность коррекционно-развивающей работы и формирование интегративных качеств личности

Публикации по теме:

Система педагогической диагностики достижения детьми планируемых результатов освоения основной адаптированной программы 2.2. Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения основной адаптированной программы.

Аналитическая справка по результатам мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы Аналитическая справка по результатам мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы на конец 2018-2019 учебного.

Создание педагогических условий для достижения планируемых личностных результатов в образовательном процессе Доклад на тему «Создание педагогических условий для достижения планируемых личностных результатов в образовательном процессе». «Скажи.

Мониторинг достижений детьми планируемых результатов освоения образовательных областей во второй младшей группе Уровень овладения навыками по образовательным областям Во второй младшей группе Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие.

Особенности социально-профилактической работы с детьми с девиантным поведением в условиях общеобразовательной школы Основы социальной - профилактической работы с детьми с девиантным поведением в условиях общеобразовательной школы. Прогрессирующая тенденция.

Отчет по мониторингу достижения планируемых результатов освоения образовательной программы для детей от 5 до 6 лет Количество обследованных детей: 28 человек Частота проведения мониторинга: 2 раза в год (сентябрь, май). Методика: диагностический инструментарий.

Планируемые результаты освоения программы «Миры детства» Специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста.

Планируемые результаты освоения программы в подготовительной к школе группе Планируемые результаты освоения программы в подготовительной к школе группе. Образовательная область «Речевое развитие»: • Строит различные.

Презентация адаптированной программы по реализации основной общеобразовательной программы педагога-психолога АДАПТИРОВННАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Коррекционно-развивающей работы с детьми в возрасте 6-7 лет группы.

Презентация проекта «Диагностика уровня освоения детьми программы «Азбука безопасности» Формирование безопасности жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности организации системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения общеобразовательной программы
Опубликовано: 11 декабря 2019 в 19:48
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД