ольга сегеда
Особенности построения современного урока «Проблемы, подходы, решения»
▼ Скачать + Заказать документы
[Особенности построения современного урока :
проблемы, подходы, решения
Формирование и развитие общих и профессиональных компетенций будущих рабочих и специалистов осуществляется в образовательном процессе на учебных занятиях, в лабораториях, в период учебной и производственной практики.
Урок в учреждениях СПО на сегодняшний день является основной формой организации образовательного процесса, и требования, связанные с реализацией ФГОС, относятся, прежде всего к уроку, так как на нем осуществляется взаимодействие преподавателя и студента, в результате которого происходит усвоение обучающимися знаний, умений формирование компетенций, развитие способностей, опыта деятельности, общения и отношений.
Публикация «Особенности построения современного урока „Проблемы, подходы, решения“» размещена в разделах
Урок является наиболее динамичной и вариативной формой организации образовательного процесса, он гибко реагирует на новые требования, изменяется. Чтобы обеспечивать ресурсы для формирования общих и профессиональных компетенций будущих рабочих и специалистов, современный урок должен отвечать следующим требованиям:
1. Компетентностный подход в целеполагании, проведении и оценке результатов, единство формирования и развития профессиональных и общих компетенций.
2. Формирование компетенций возможно только в деятельности, поэтому на современном уроке должны быть обеспечены условия для полноценной учебной деятельности обучающихся (мотивация, создание учебных ситуаций, рефлексия) и проявления их субъективности.
3. Внутриурочная дифференциация и индивидуализация обучения на современном уроке должны максимально учитываться индивидуальные особенности, возможности обучающихся для того чтобы он стремился решать учебные задачи собственными силами.
4. Сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной форм организации учебной деятельности обучающихся, упор должен делаться на взаимодействии обучающихся и преподавателя, а также на взаимодействии самих обучающихся в микрогруппах.
5. Обеспечение оперативной обратной связи обучающихся о ходе и промежуточных результатах обучения. Обучающийся должен самостоятельно анализировать свою учебную деятельность и вносить в нее коррективы.
6. Использование современных информационно-коммуникационных технологий, цифровых образовательных ресурсов (компьютеров, проекторов, интерактивной доски).
7. Формирование отношений сотрудничества преподавателя и обучающихся; создание благоприятного психологического микроклимата.
Урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам:
- урок усвоения новых знаний;
- урок усвоения навыков и умений;
- урок комплексного применения знаний;
- урок обобщения и систематизации знаний;
- урок проверки, оценки и коррекции знаний и умений.
Соотношение уроков различных типов неодинаково и зависит от характера учебной дисциплины, специфики знаний и умений, целей и задач отдельных учебных предметов. Каждый тип урока имеет определенную четко обозначенную, основную образовательную цель и методику, соответствующую его целям и задачам.
Классификация уроков рациональна и позволяет более четко определить цели, задачи и структуру каждого урока и мобилизовать обучающихся на успешное их решение.
Основная образовательная цель введения компьютера в мир обучающегося - это, прежде всего, формирование у него психологической готовности к жизни в обществе, широко применяющем компьютерные (информационные) технологии в быту, обучении, науке, на производстве, в экономике и управлении.
Самореализация студентов в учебной деятельности возможна с помощью различных способов и методов. При этом большое значение в современной науке отводится интерактивным методам обучения, так как они ориентированы на активную совместную учебную деятельность, общение, взаимодействие преподавателя и студентов, и позволяют выстроить образовательное пространство для самореализации студентов.
Возможно, поэтому ведущую роль в современном образовательном процессе занимает информатизация, дающая колоссальные возможности, поскольку может очень эффективно применяться не только в передаче знаний, но и способствовать саморазвитию студента.
Задачей обучения на моих уроках является не только сообщение определенных знаний студентам, но и развитие у них познавательного интереса, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному добыванию и обогащению знаний и умений, применения их в своей практической деятельности.
Компьютерные технологии на уроке МДК 05.03. «Технология электромонтажных работ» экономят время, повышают мотивацию, позволяют провести многостороннюю и комплексную проверку знаний, умений, усиливают интерес к уроку, наглядно и красочно представляют материал.
На мой взгляд, наиболее эффективно применять на уроках информационные технологии при изучении новой темы. Прежде всего, это позволит заинтересовать студентов и способствует активизации восприятия данных.
При изучении новой темы я провожу урок-лекцию с использованием мультимедийной презентации. Это позволяет акцентировать внимание студентов на главных моментах излагаемой информации. Очень удобно использовать презентации для устного опроса, позволяет сократить массу времени и лучше закрепить изученный материал. И конечно, после изучения нового материала удобно осуществлять контроль знаний с помощью выполнения различных заданий, используя электронные презентации.
Преимущества использования ИКТ
• Индивидуализация обучения.
• Возможность выполнять больше самостоятельной работы.
• Увеличение объема выполненных заданий на уроке.
• Расширение информационных потоков при использовании интернета.
• Повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента.
В современных условиях особую важность приобретают не столько собственно знания обучаемого, сколько его способность квалифицированно осуществлять определенную профессиональную деятельность. Это актуализирует потребность разработки новых технологий работы со студентами и выбора из них наиболее эффективных. Такой эффективной педагогической технологией является проектная деятельность, обеспечивающая повышение качества профессионального обучения студентов и готовность их к профессиональной деятельности за счет развития инициативности, самостоятельности в принятии решений, мобильности, способности применять полученные знания для решения практических производственных задач.
Условия применения технологии проектирования сводятся к следующему:
• существованию некой значимой проблемы, требующей решения путем исследовательского (творческого) поиска, путем применения интегрированных знаний;
• значимости предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная);
• применение исследовательских (творческих) методов при проектировании; • структурирование этапов выполнения проекта;
• самостоятельная деятельность студентов в ситуации выбора.
Проектная деятельность выступает основой, необходимым условием для формирования проектной культуры, проектного мышления. Задачи, решаемые в процессе реализации метода проектов:
• развитие познавательных способностей студентов;
• повышение мотивации к обучению;
• совершенствование способностей к самообразованию и саморазвитию;
• развитие умения ориентироваться в информационном пространстве и выделять главное;
• обучение студентов рефлексии;
• обучение умению публично выступать и отстаивать свою точку зрения;
• развитие критического мышления.
Методы, доминирующие в проекте: исследовательский, творческий, игровой, информационный, практико-ориентированный - это те необходимые методы, через которые можно актуализировать общие компетенции в соответствии с ФГОС СПО. Исследовательские методы имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают обоснование актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования, выдвижение гипотезы исследования и обозначение методов исследования, и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования.
При планировании компетентностно-ориентированного урока, нацеленного на результат, целесообразнее использовать технологическую карту урока
Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов и возможность достижения планируемых результатов освоения ОПОП в соответствии с ФГОС нового поколения.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, существенно сократить время на подготовку преподавателя к уроку. Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам.
Технологическая карта позволяет:
• реализовать планируемые результаты ФГОС;
• определить общие и профессиональные компетенции, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
• системно формировать у студентов общие и профессиональные компетенции;
• выполнять диагностику достижения планируемых результатов студентами на каждом этапе освоения темы;
• осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
• определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
• определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между дисциплинами и результатами обучения).
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы со студентами на уроке, согласовать действия педагога и студентов, организовать самостоятельную деятельность студентов в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Список литературы
1. Волков Б. С. Психология урока, его подготовка, проведение и анализ. Учебное пособие. - М., Центр педагогического образования,2011год.
2. Поташник М. М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. - М. : Центр педагогического образования,2011год.
3. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. Москва. Академия. 2012.-192 с.