Татьяна Безуглая
Особенности превенции девиантного поведения у детей и подростков
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности превенции девиантного поведения у детей и подростков
Изменения, произошедшие в России за последние годы, с одной стороны являются положительными и связаны с общей интеграцией страны в мировое сообщество. С другой стороны, они стали отрицательными, и связаны с возникновением и обострением экономического, социально-политического и духовного кризисов. Результатом этих кризисов стало увеличение распространенности девиантного поведения разных форм. В связи с этим появилась необходимость в превенции девиантного поведения. Превенция – это научная категория, которая рассматривается как профилактика, в частности девиантного поведения у детей и подростков.
Публикация «Особенности превенции девиантного поведения у детей и подростков» размещена в разделах
История вопроса превенции девиантного поведения начинается в конце XIX начале XX века. В это время появились первые опыты превенции, описанные учеными и специалистами того времени. Это Дюркгейм, Э. Мертон, Р. Г. Беккер, и И. Гофман, Э. Лемерт и многие другие. Учеными были созданы различные теории формирования девиантного поведения и его превенции. В России, в это время, также изучалось девиантное поведение. В советском периоде оно осуществлялось посредством криминологии, суицидологии и подобных наук. В настоящее время, в стране проводится большое количество исследований превенции девиантного поведения, в частности детей и подростков. Первоначально мы рассмотрим описание некоторых исследований зарубежных авторов. В частности, Дж. Грэм и Т. Беннетт в своей книге «Стратегии предупреждения преступности в Европе и Северной Америке» отмечают, что предупреждение правонарушительных поступков, как одного из видов девиаций, определяется уменьшением склонности людей к такому поведению. Авторами предлагаются принципы, согласно которым осуществляется работа по предупреждению формирования девиаций, представлены руководящие принципы по разработке, внедрению и оценке мер по предупреждению преступности, обсуждаются характер и эффективность стратегий предупреждения девиаций. Таким образом, авторами предлагаются принципы, которых следует придерживаться при составлении программ по превенции правонарушительных поступков. [12, с. 14] Дж. Э. Хендрикс, Б. Байерс в своей работе, посвященной кризисному вмешательству, представляют теоретический обзор такого вмешательства. Они определяют и объясняют модели и методы применения этой теории к различным кризисным ситуациям, и утверждают, что каждая кризисная ситуация, не смотря на их схожесть, всегда строго индивидуальна. Вмешательство в такую ситуацию должно быть первоначально подвержено анализу: является ли эта ситуация образцом домашнего насилия по отношению к супругам или детям, или же безнравственного отношения к пожилым людям, или сексуального насилия, или ситуация связана со смертью близкого или значимого человека. Все это должно быть изучено, проанализировано. [14, с. 26] Р. Бэрон и Д. Ричардсон, в своей книге «Агрессия» утверждают, что причиной агрессивного поведения людей являются, в том числе, и биологические факторы. Эти факторы в последнее время очень интересуют ученых, особенно если это проявляется в социальном поведении человека. В связи с этим в науке существует дискуссия по вопросам наследственности агрессивного поведения, роли половых гормонов и нервной системы человека в формировании агрессивного поведения. По мнению этих авторов, при анализе девиантного поведения, необходимо учитывать не только социальные, психологические и медицинские составляющие, но и, обязательно – биологические, в том числе и наследственные. [11, с. 18] Т. Шибутани, в своей работе по превенции девиантного поведения рекомендует опираться на две знаменитые психотерапевтические школы – психоанализ и бехивеоризм. Он предлагает объединить эти два научных направления и, на основании этого, создавать методы и модели изучения поведения человека и его превенции, в случае необходимости. Результатом исследования Т. Шибутани стало определение использования в превенции девиантного поведения необходимых психотерапевтических направлений. [15, с. 12] Роджерс С. и П. Д. Крамер, в своем труде «О становлении личностью утверждают, что если человек живет в добрых отношениях с самим собой, то он находится в добрых отношениях и с окружающими людьми. Они настаивают на том, что эта работа устанавливает позитивное общение, как внутриличностное, так и межличностное. А, таким образом, в результате человек не способен на совершение девиантных поступков. [15, с. 236]
Для нашего исследования большой интерес представляет опыт по организации работы по превенции девиантного поведения у детей и подростков, который реализуется в Великобритании и США. Психолого-педагогические и социологические технологии, которые для этого используются, являются интересными, прогрессивными и подразделяются на четыре основных уровня.
Уровень первый является высшим и государственным. На этом уровне используются государственные программы, направленные на социализацию и адаптацию человека в обществе применяются, в основном, психолого-педагогические технологии. [8, с. 5] Уровень второй – это также государственные программы, но уже основанные социально-экономических направлениях отдельных штатов и графств, то есть районов страны. [8, с. 5] Уровень третий относится к муниципалитетам, направлен на составление превентивных мер, связанных со спецификой местных органов самоуправления (образовательных организаций разных видов и уровней, коммерческих и прочих объединений). [8, с. 6] Уровень четвертый касается непосредственно личности человека и направлен на составление и адаптацию программ по превенции и ресоциализации отдельных детей и подростков, имеющих девиантное поведение. [8, с. 6]
Далее мы бы хотели проанализировать и описать работу, по превенции девиантного поведения у детей и подростков, которая осуществляется в современной России. Страна имеет давнюю историю подобной работы. П. Н. Скуратова, К. С. Потапова, Т. А. Панфилова, В. Ю. Яковлева опубликовали статью «Социально-культурные условия профилактики девиантного поведения детей в школе» в текущем, 2021 году, в журнале «Вопрпосы психологии». В ней они отмечают тот факт, что современная система образования создает и доводит до знания подрастающего поколения общественные ценности, касающиеся морали, поведения, религии, творчества и многого другого. Это изменяет к лучшему работу по превенции девиантного поведения детей и подростков. Именно система образования привлекает детей и подростков к социально-культурной деятельности, осуществляет воспитательную, просветительскую работу, помогает детям и подросткам в социализации, способствует развитию творчества. [10, с. 70-72] При этом важно понимать, что в период взросления в подростковом возрасте у человека формируется система жизненных планов, где ставятся цели и задачи различной четкости: общие и конкретные, которые сосредоточены в разных сферах жизни и психики, направленные на самореализацию личности. [9, с. 40] А. Н. Менщикова в своей статье «Специфика социальной работы с трудными подростками», опубликованной в журнале «Молодой ученый» также в 2021 году, дает описание необходимости развития каждой сферы психики человека. В интеллектуальной сфере это должны быть измения в глубине, объёме знаний о принципах, нормах поведения, идеалах морали. [7, с. 338-340] Ф. К. Зиннуров в своей монографии «Профилактика и коррекция девиантного поведения детей и подростков в новых социально-культурных условиях ХХI века» дает объяснение превентивной работе, подразделяя её на следующие компоненты:
организация ситуаций успеха;
контроль за физическим и психическим здоровьем;
организация и контроль здорового образа жизни;
развитие профессиональных и трудовых умений и навыков;
формирование образовательного статуса в соответствии с возрастной нормой;
организация и проведение мероприятий, способствующих социальной защищенности;
обучение и развитие социально-психологических умений. [5, с. 123]
Алфимова М. В. и Трубников В. И. утверждали, что превенция представляет собой действия общего и специального порядка, которые могут выполняться организациями с разной социальной ответственностью. Это могут быть государственные, юридические, социально-экономические, медицинские, воспитательно-обучающие, психологические. [2, с. 112-123] В России эти организации образуют четыре основные группы. Первая группа – это образовательные и медицинские организации. Вторую группу составляют специальные организации, целью работы которых является профилактика девиантного поведения у детей и подростков, а также оказание помощи социально дезадаптированным подросткам, оказавшимся в сложных жизненных условиях. В третью группу вошли организации повторной специальной превенции и повторной социализации подростков-правонарушителей, способных совершать опасные для общества поступки. Четвертую группу составили организации, связанные с уголовно-правовой и уголовно-исполнительной профилактикой. Таковыми являются воспитательные колонии, которые занимаются предупреждением повторных преступных действий. Если организация более низкого уровня не достигает поставленных целей, несовершеннолетний должен быть направлен в организацию более высокого уровня. [2, с. 112-123]
В России развито и развивается законодательство по разрешению вопросов превенции девиантного поведения у детй и подростков. В России происходит постоянное преобразование законов, связанных с уголовной ответственностью и карательными мерами за употребление и распространение, в частности, наркотиков. Статья 72 Конституции Российской Федерации посвящена определению и разрешению проблем, связанных с защитой семьи, материнства, детства, отцовства. Касаясь деятельности по профилактике девиантных проявлений, проводящейся в России, реализуются следующие основные цели:
1. Осуществление предупредительной деятельности по использованию наркотических средств, табака и алкоголя;
2. Реализация деятельности, направленной на исключение употребления наркотических средств, табака и алкоголя;
3. Осуществление деятельности, направленной на уменьшение последствий от употребления наркотических средств, табака и алкоголя. [5, с. 277] При этом подчеркивается, что необходимо учитывать тот факт, что профилактика употребления наркотических средств, алкоголя и табака включает в себя три этапа.
1. Первый этап – это так называемая превенция первичная. Она заключается в препятствовании употреблению наркотиков.
2. Второй этап - вторичная превенция - имеет место в то время, когда употребление наркотиков уже существует. Вторичную превенцию можно считать началом лечения, когда уже появились проблемы с наркотиками.
3. Третий этап – это уже третичная превенция. На этом этапе производится конкретное лечение. Необходимо прекратить употребление наркотических средств, табака и алкоголя, предотвращая таким образом разрушение организма человека. [1, с. 206]
Г. М. Андреева определила условия, обеспечивающие результативность работы по превенции отклонений в поведении. Таковыми, по ее мнению являются: своевременность, согласованность, комплиментарность, скоординированность деятельности. [3, с. 278] Е. В. Змановская в своей работе, о которой мы уже говорили, отмечает формы превентивной работы. Первая форма работы заключается в создании социальной среды. Социальная среда может предупреждать девиантное поведение, а может, наоборот, выступать его активатором. Поэтому если в обществе существует отрицательное отношение к девиантному поведению, то и регулярно поддерживается отрицательное общественное мнение. [6, с. 104] Вторая форма работы заключается в обеспечении информирования молодежи о последствиях девиантных поступков. Эта работа обязательно должна проводиться с детьми и подростками часто, и может быть представлена в следующих мероприятиях: популяризация соответствующей справочной литературы, просмотр специальных фильмов, публичные чтения, дискуссии. [6, с. 104] Третья форма работы – это обучение навыкам, важным для социальной жизни. Такая работа чаще всего ориентирована на проведение социально-психологических тренингов. Тренинги представлены разными видами. [6, с. 105] Четвертая форма работы – это развитие деятельности, отличающейся от отклоняющегося поведения. Такая работа позволяет человеку понять, что осознание жизни, а поэтому и поведение человека может быть другим, альтернативным. Например, настроение можно улучшить не только при помощи специальных, в том числе химических средств, но и за счет изменения собственного мышления и позитивного осознания жизни. [6, с. 106] Пятая форма работы – формирование здорового образа жизни (ЗОЖ). В связи с этим у подростка появляется чувство ответственности за собственное здоровье. Он осознает и понимает то, как необходимо сохранять свою жизнь и окружающий мир; выделяет в окружающем мире положительные стороны, необходимые для собственного благополучия и здоровья. [6, с. 105] Шестая форма работы – это определение и активизация личностных ресурсов. В связи с этим используются средства трех основных направлений: спортивное направление, творческое направление, общение со сверстниками. [6, с. 106] Седьмая форма работы – это уменьшение отрицательных последствий девиантного поведения. Эта работа необходима, когда опыт девиантного поведения, к сожалению, уже имеется. В этом случае возникает необходимость предупреждения его повторения. [6, с. 106]
Мы провели анкетный опрос педагогов, психологов и специалистов, которые занимаются превенцией девиантного поведения у детей и подростков в Центре диагностики и консультирования детей и подростков (г. Калининград, Россия). Также мы провели анкетный опрос детей и подростков, который посещали специальные превентивные мероприятия. Анализ проведенного опроса позволил нам сделать следующие выводы:
1. Наиболее применимыми формами работы по првенции девиантного поведения, и специалисты, а также дете и подростки считают 2-ю форму – популяризация соответствующей справочной литературы, просмотр специальных фильмов, публичные чтения, дискуссии и 2-ю форму – социально-психологический тренинг.
2. Специалистами такие формы работы хорошо планируются и на короткие, и на длинные сроки.
3. В процессе проведения всегда возможен учет каждого ребенка и подростка, а также его состояния до начала и после занятия. Что дает возможность вненсение изменений в программы.
4. Такие формы работы позволяют обучать детей и подростков не только знаниям, а специальным умениям, и даже навыкам позитивного социального поведения.
4. Подростки с большим удовольствием всегда участвуют в тренингах. Это дает им возможность здорового общения и осознания того, что есть и другие люди, имеющие такие же жизненные задачи. [1]
В дальнейшем нам хотелось бы провести более широкое и тщательное исследование по организации этих форм работы по превенции девиантного поведения у детей и подростков и в Калининградской области и в Российской Федерации для того, чтобы разработать методические рекомендации по организации подобной работы. Но это уже задачи дальнейших исследований по указанной проблеме.
Список литературы
1. Айхорн А. Трудный подросток. - М. : Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2011. – 304 с.
2. Алфимова М. В., Трубников В. И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. - 2000. - №6 ноябрь-декабрь – с. 112-123.
3. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М. : Аспект Пресс, 2017. – 363 с.
4. Дубровина И. В. Практическая психология в лабиринтах современного образования. Монография // И. В. Дубровина. М. : Московский психолого-социальный университет, 2014 – 464 с.
5. Зиннуров Ф. К. Профилактика и коррекция девиантного поведения детей и подростков в новых социально-культурных условиях ХХI века: монография/ Ф. К. Зиннуров. – Казань: КЮИ МВД РФ, 2012. – 278 с.
6. Змановская Е. В. Девиантология : (Психология отклоняющегося поведения) : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2009. – 288с. https://modernlib.net/books/zmanovskaya_v/deviantologiya_psihologiya_otklonyayuschegosya_povedeniya/read_1/
7. Менщикова А. Н. Специфика социальной работы с трудными подростками. // Молодой ученый. 24 (366, июнь 2021. С. 338-340. https://moluch.ru/archive/366/82345/
8. Петровский В. А. Исследование девиантного поведения в США и Великобритании. - М., 2019. – 165 с. https://articlekz.com/article/13538
9. Салихова Н. Р. Реализуемость личностных ценностей // Психологический Журнал, Т. 30, № 1, 2009. С. 40-41 https://cyberleninka.ru/article/n/realizuemost-lichnostnyh-tsennostey-v-stanovlenii-zhiznennogo-mira-cheloveka
10. Скуратова П. Н., Потапова К. С., Панфилова Т. А., Яковлева В. Ю. Социально-культурные условия профилактики девиантного поведения детей в школе//Молодой ученый. 7 (349, февраль, 2021. С. 70-72. https://moluch.ru/archive/349/78560/
11. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб: Питер. Мастера психологии, 2001. – 352 с. https://krotov.info/libr_min/02_b/ar/baron00.html
12. Грэм Дж., Беннет Т. Стратегии предупреждения преступности в Европе и Северной Америке. / Хельсинки: HEUNI - Европейский институт Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и борьбе с ней, 1995. – 162 с.
13. Роджерс С., П. Д. Крамер. О становлении личностью: взгляд терапевта на психотерапию. – Лондон: Констебль, 2013.
14. Хендрикс Дж., Байерс Б. Кризисное вмешательство в уголовное правосудие. / Чарльз Томас Паб. 1996. –198 с.
15. Шибутани Т. Общество и личность: интеракционистский подход к социальной психология. 7-я печать. – Нью-Брансуик, Лондон: Издатели транзакций, 2010. – 648 с.