Лучший педагог года

Особенности проектирования развития воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях

Наумова Галина Васильевна
Особенности проектирования развития воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях

Сегодня эффективную педагогическую систему невозможно представить без высокоэффективных программ и технологий.

Современные педагогические проблемы зачастую разрешаются путем создания и внедрения в образовательный процесс инновационных систем, что требует тщательного проектирования, которое выражается не только в предварительном планировании будущих изменений, но и в предвидении последствий их влияния на жизнь и здоровье подрастающего поколения. Это выводит проблему проектирования на одно из первых мест в теории педагогики и практике образовательной деятельности.

Публикация «Особенности проектирования развития воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях» размещена в разделах

В современных условиях в дошкольном учреждении уделяют должное внимание такому виду управленческой деятельности, как проектирование развития. И это не случайно, так как главным назначением проектирования является обеспечение целенаправленности развития личности ребенка, его знаний, умений, навыков и применения их в качестве основы принятия собственных решений.

Назначение проектирования состоит в исследование целей, выявление основных противоречий обучения и постановка проблемы. Исследование условий реализации вырабатываемой технологии обучения. Разработка дидактических средств технологии обучения, реализация проекта, исследование эффективности и разработка рекомендаций по совершенствованию.

Выделим особенности проектирования :

Проектирование призвано придать четкую направленность процессу развития компетентности ребенка;

Проектирование на основе анализа результатов диагностики призвано смоделировать технологию регуляции управления процессом развития личности.

Проектирование призвано признать создать условия для образовательной, обеспечивающей, управленческой деятельности.

Используя технологию проектирования в образовательном процессе дошкольного учреждения, педагог должен ориентироваться на зону актуального и ближайшего развития воспитанников. Проектирование – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Отсюда можно сделать вывод, что активное применение проектирования в детском саду дает возможность ребенку дошкольнику осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, развивать его компетентность.

Рассмотрим вариант механизма проектирования предложенный Евдокимова Е. С., который может быть применен в дошкольном образовательном учреждении.

Механизм проектирования в ДОУ

Разработка проектов

Реализация технологии проектирования в дошкольном образовательном учреждении начинается с определения актуальной для дошкольников проблемы и разработки проекта. Педагог готовит предварительный план решения проблемы. Дети по ходу реализации проекта или в процессе планирования вносят спои предложения. Таким образом, дети становятся подлинными субъектами образовательной деятельности, реализуют право на саморазвитие.

Роль педагога

Технология дает возможность реализовать функции воспитателя как организатора детской продуктивной деятельности: авторитетного источника информации, консультанта, эксперта.

Развитие мотивации

Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, самостоятельности, ответственности ребенка перед героями любимых сказок, сверстниками и взрослыми, благодаря знакомству с различными точками зрения субъектов совместной деятельности, возможности высказать и обосновать свою позицию на те или иные явления.

Организация предметно-познавательного пространства группы (автономно оборудованной детской мсдиатеки – библио-аудио-видеотеки)

Успешность реализации детьми многих проектов (в первую очередь исследовательских и информационных) определяется возможностью обратиться к источникам знания. В пространстве групповой комнаты взрослые сосредоточивают документы на различных носителях информации: книги для чтения, видеофильмы, аудиокассеты, позволяющие детям активно осваивать различные способы познания окружающего мира.

Совместная деятельность

Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях:

• совместная деятельность воспитателя и ребенка над проектом :

• совместная деятельность детей;

• совместная деятельность детей с родителями. Возможны следующие формы коллективной деятельности взрослых и детей: совместно-индивидуальная, совместно-взаимодействующая, совместно-последовательная. Постепенное усложнение форм организации коллективной деятельности – от совместно-индивидуальнои и совместно-взаимодействующей (в паре и небольшой подгруппе) в среднем дошкольном возрасте к совместно-последовательной и совместно-взаимодействующей (в группе) деятельности в старшем возрасте стимулирует развитие умения согласовывать совместные действия детей (обсуждать содержание, распределять обязанности, помогать друг другу).

Реальные возможности индивидуализации образовательного процесса

Технология проектирования позволяет в достаточной мере реализовать принцип индивидуализации образовательного процесса, обеспечивая каждому ребенку признание собственной важности и необходимости в коллективе. Каждый видит результаты своих усилий, свой вклад в работу сначала группы, а затем всего коллектива. Ребенок понимает, что и другие участники процесса замечают его вклад в общее дело, поэтому стремится не отстать от других.

Контроль и оценка деятельности дошкольников

Контроль внешний уступает место оцениванию результатов работы над проблемой. Оценивается продукция: соответствие проекту, своевременность выполнения, ее качество. Вместе с тем необходимо периодически знакомить детей с промежуточными результатами для коррекции и регулирования выполняемой работы.

Результаты проектирования :

1. Полученный продукт

Результатом работы для дошкольников могут быть рисунок, поделка, аппликация, альбом, сочиненная сказка, концерт, спектакль, урожай овощей и пр.

2. Культурное развитие ребенка

Дошкольник приобретает способность самостоятельно выдвигать темы проектов; у него развивается логика, способность определять свою позицию, понимание того, что на сложный вопрос нет простых ответов, что явление необходимо исследовать с разных сторон. Ребенок начинает осознавать значение совместных усилий при работе в творческой группе; понимать свои возможности и значение; у него развивается подлинная активность и самостоятельность.

3. Развитие взаимоотношений ребенка с воспитывающими взрослыми

В ходе совместной с детьми работы над проектом педагоги содействуют восхождению к культуре, т. е. совершению воспитанниками самого наивысшего, на что они способны, — быть добрее, смелее, решительнее, внимательнее и пр. Улучшается микроклимат в детском саду.

Присматриваясь к каждому дошкольнику, пытаясь понять его, общаясь с ним, педагог также создаст культурное поле в самой его личности. В этом поле больше возможностей для самопознания и самоопределения ребенка, для личностного роста и раскрытия индивидуальности. Внимательное и доброжелательное отношение к ребенку успешно формирует у него чувство доверия к Миру взрослых и безопасности.

4. Участие родителей в совместном с воспитателями введении ребенка в контекст культуры

Родитель принимает активное участие в создании культурных традиций детского сада как реальный, а не декларируемый субъект образовательного процесса. Участие родителей в создании и реализации проектов пробуждает интерес к познанию самих себя и детей, повышает их культурную компетентность в области воспитания дошкольника.

Дошкольные годы – важный период в становлении свободной, автономной компетентной личности. Педагоги, проектируя развитие дошкольника, должны уделять внимание не только формированию знаний, умений, навыков и адаптации к социальной жизни, но и обучению его через проблематизацию, совместный поиск решений, моделирование гуманитарных и естественнонаучных отношений; предоставление ему возможности самостоятельного овладения нормами культуры.

Цели проектирования компетентности дошкольников включают в себя :

• Передача знаний, умений, навыков, соответствующих возрасту;

Развитие способностей, которые соответствуют, которые соответствуют типу деятельности, ведущему для данного возраста;

• Создание условий необходимых детям для закрепления своих знаний, проявления своих способностей в разных целях деятельности, т. е. формирование субъекта своего социального, интеллектуального, физического, личностного развития

Подобная модель позволит комплексно изучать ребенка на различных стадиях его развития, определять пути использования полученных результатов в воспитательно-развивающем процессе с целью повышения его эффективности. В ней рассмотрены конкретные механизмы организации развития дошкольников.

Данная модель является системой педагогической диагностики развития на уровне "педагог-воспитатель – ребенок дошкольник". Удобна:

• для реализации в практике,

• позволяет осуществить анализ управления развивающим процессом в аспекте изучения поведения воспитанников.

Публикации по теме:

Организация системы выявления одаренности и работа с одаренными детьми в дошкольных образовательных учреждениях Одаренные дети и молодежь - это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические.

Фотоотчет о районном конкурсе среди воспитанников дошкольных образовательных организаций «Золотой ключик»Фотоотчет о районном конкурсе среди воспитанников дошкольных образовательных организаций «Золотой ключик» Театр – это яркие положительные эмоции, благодаря которым мы имеем возможность управлять формированием духовных потребностей ребенка, обогащать.

Городской туристический слет Юные туристы среди воспитанников дошкольных образовательных учрежденийГородской туристический слет Юные туристы среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений Городской туристический слет "Юные туристы" среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений, участники - педагоги, дети подготовительных.

Проведение родительских встреч в детских дошкольных учреждениях Методическая разработка «Проведение родительских встреч в детских дошкольных учреждениях» «Семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие.

Обеспечение техники безопасности на занятиях по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях Обеспечение техники безопасности на занятиях по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях Недостаточность внимания к созданию условий.

Особенности психо-речевого развития детей — воспитанников дома ребенка Особенности психо-речевого развития детей - воспитанников дома ребенка. Дом ребенка является особым учреждением, где воспитываются дети.

Особенности взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников на современном этапе развития образования Взаимодействие и сотрудничество коллектива ДОУ с семьями воспитанниками – одна из важнейших проблем в современном мире. Для того, чтобы.

Педагогический опыт «Дополнительное образование в дошкольных учреждениях» Педагогический опыт Проработав в детском саду 7 лет, я всегда чувствовала недостаточность использования только основной программы в обучении.

Фотоотчет «Районное спортивное соревнование среди семей воспитанников дошкольных образовательных учреждений»Фотоотчет «Районное спортивное соревнование среди семей воспитанников дошкольных образовательных учреждений» Районное спортивное соревнование среди семей воспитанников дошкольных образовательных учреждений Новоильинского района города Новокузнецка.

Презентация «Участие в региональном фестивале успешных образовательных практик дошкольных образовательных организаций» Педагоги ДОУ 7 декабря 2017 года приняли участие в первом Региональном фестивале успешных образовательных практик дошкольных образовательных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности проектирования развития воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях
Опубликовано: 18 ноября 2019 в 14:47
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД