Аня Юматова
Особенности проведения занятий по ознакомлению с окружающим миром с детьми с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности проведения занятий по ознакомлению с окружающим миром с детьми с РАС.
Групповые занятия по окружающему миру для детей с РАС имеют свою специфику:
1. Дети с расстройствами аутистического спектра тяжело воспринимают вербальную информацию, у них лучше развит зрительный анализатор, а это значит, что зрительно представленная информация легче воспринимается, поэтому любые задания предлагаются в наглядной форме с простыми объяснениями. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром я использую наглядный материал: визуальное расписание – Сначала-потом, организационная схема вначале занятия, структура занятия, карта - ответов, картинки.
Публикация «Особенности проведения занятий по ознакомлению с окружающим миром с детьми с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
2. Инструкции даются четкие и понятные. На столе выкладывается только тот материал, который понадобится для выполнения одного задания, а остальные материалы предоставляются в зависимости от продуктивности работы ребенка
3. Одной из особенностей аутичных детей является стереотипность, иначе говоря, потребность в неизменности ситуации. Поэтому создание расписаний в рамках разных подходов рассматривается как важный прием и необходимое условие для организации обучения. Занятие должно иметь понятную для ребенка постоянную структуру (определенное начало и окончание, количество и последовательность заданий в занятии). Оно должно быть сбалансированным (чередование заданий по сложности, видам деятельности, наличию собственной мотивации ребенка).
4. Детей с РАС трудно мотивировать сидеть за столом, поэтому на занятиях используется такой приём, как правильное выбранное подкрепление (социальное – эмоциональное поощрение, похвала; предметное - мыльные пузыри, антистрессовые и музыкальные игрушки, лизуны, мигающие мохнатые игрушки или пищевое). Такое поощрение может стать желанной наградой для многих детей, и они помогают повысить их мотивацию для занятий.
5. Не менее важна игровая форма проведения занятий. Она наиболее понятна, позволяет вызвать ребенка на диалог, заинтересовать, активизировать речь.
6. Групповые занятия с низкофункциональными детьми проводятся логопедами совместно с тьютором или воспитателями, чтобы контролировать поведение ребенка во время занятия и помогать включится в совместную деятельность.
7. Еще важным условием является нахождения индивидуального подхода к каждому ребенка с РАС. Необходимо учитывать темп работы, особенности нежелательного поведения, а также темп развития. Если у ребенка замедленный темп работы, то необходимо дать ему меньшее количество заданий, с сохранением уровня сложности. Варианты заданий могут касаться различных его сторон как объема и содержания, так и уровня сложностей.
Если ребенок отказывается выполнить то или иное задание, необходимо постепенно включать ребенка в деятельность, предлагая ему выполнить некоторые элементы необходимого действия.
8. В процессе работы с детьми с РАС я ежедневно сталкиваюсь еще с одной трудностью - слабым развитием моторики рук. Поэтому все пособия я стараюсь изготавливать на липучках. Ребенку гораздо проще и интереснее прикрепить и оторвать картинку, нежели просто ее положить. У ребенка возникает меньше сложностей с технической частью задания, что позволяет сконцентрироваться на ее выполнении.
9. Некоторые дети с аутизмом не пользуются устной речью, поэтому на занятиях, мы используем коммуникатор (или телефон/планшет с приложением LetMeTalk, с помощью него ребенок отвечает на вопросы педагога, сообщает о своих желаниях и потребностях.