Получи документы

Особенности психологического здоровья детей младшего школьного возраста из полных и неполных семей

Евгения Акимова
Особенности психологического здоровья детей младшего школьного возраста из полных и неполных семей

Отличительные особенности современного общества - эмоциональная наполненность и быстрый темп жизни, приводящие к высокому уровню психологических нагрузок у взрослых и детей. Дети оказываются самыми незащищенными, так как и весь организм, и психика ребенка пока неустойчивы, очень восприимчивы к внешним воздействиям и легко уязвимы – выраженное чувство беззащитности и низкий уровень уверенности ребенка в собственной защищенности вызывают тревожность и различные страхи. По оценке большинства отечественных исследователей (Д. И. Фельдштейн, П. М. Фридман, А. И. Захаров и др.) в обществе становится все больше детей с различными эмоциональными проблемами, детей, испытывающих аффективную напряженность из-за постоянного ощущения незащищенности, отсутствия надежной опоры среди близких людей [2]. Исследования Р. Дж. Баркера, В. И. Панова, М. Черноушека, В. И. Ясвина и др., показывают влияния внешних факторов, вы частности семьи, на эмоциональное благополучие и психологическое здоровье детей. Отечественные исследователи (Т. Ю. Андрущенко, И. М. Никольская, Л. Ю. Фомина, О. В. Хухлаева и др., подчеркивают большие возможности сензитивного для развития психологических новообразований очень важных для гармоничного развития в дальнейшие периоды именно младшего школьного возраста [3]. Тем не менее, особенности формирования структурных составляющих гармоничного развития младшего школьника в некоторых ее аспектах изучены недостаточно полно. В частности, таковыми являются вопросы психологического здоровья и факторов, влияющих на его формирование, в особенности – факторов внешней среды, одним из которых является семейная ситуация.

Публикация «Особенности психологического здоровья детей младшего школьного возраста из полных и неполных семей» размещена в разделах

Семья во все времена являлась важнейшим социальным фактором формирования личности ребенка и основой для психологической поддержки и воспитания. Нерешенные социальные, экономические и нравственные проблемы являются значимым фактором, дестабилизирующим традиционные отношения внутри семей. В настоящее время связанные с семьей проблемы становятся всё более актуальными. По мнению П. М. Фридман, Э. Г. Эйдемиллера, В. Юстицкиса семья, как социальный институт, претерпела весьма серьёзные изменения – так она уменьшилась в размерах (снизилось количество детей, а также старших родственников, проживающих совместно, не так важна стала роль старших братьев и сестер, все чаще оспаривается мировоззрение старшего поколения. При этом одним из самых заметных и негативных изменений стало резкое возрастание количества разводов. При всех социальных результатах, развод - это сильное психологическое потрясение для всей семьи, и, конечно же, для детей [4].

Социальные и психологические проблемы неполной семьи исследованы глубоко в самых разных аспектах. Но полный состав семьи также не гарантирует гармонии в воспитании детей. Анализ литературных источников показывает, что изучению отдельных аспектов психологического здоровья детей (Т. Д. Богданова, В. И. Гарбузов, С. Д. Забрамная, Е. И. Кириченко, В. В. Лебединский, В. И. Лубовский, О. С. Никольская, В. Г. Петрова, У. В. Ульенкова, О. В. Хухлаева и др.) уделяется значительное внимание. Тем не менее, многомерное изучение структурных компонентов данного психологического феномена, в частности – агрессивности, тревожности - в привязке к семейной ситуации, не становилось предметом самостоятельного психолого-педагогического эмпирического исследования. Были отдельные исследования психологического здоровья детей дошкольного возраста, в частности работы И. А. Николаевой [1].

Таким образом, можно говорить о том, что есть и практический, и теоретический запрос на подробное изучение психологического здоровья младших школьников из полных и неполных семей.

Объектом исследования является эмоциональная сфера как показатель психологического здоровья младших школьников из полной и неполной семейной особенности.

Предмет исследования: уровень агрессии, тревожности, самооценки детей младшего школьного возраста как показатели психологического здоровья.

Цель исследования: сравнительный анализ показателей психологического здоровья младших школьников из полных и неполных семей.

Гипотеза исследования: существуют значимые различия между младшими школьниками из полных и неполных семей по уровню выраженности агрессии, тревожности, самооценки.

Достижение поставленной цели реализуется через решение следующих задач:

1. Изучить теоретические и методологические основы исследования показателей психологического здоровья у детей младшего школьного возраста.

2. Подобрать диагностический инструментарий для оценки показателей психологического здоровья младших школьников.

3. Провести исследование взаимосвязи семейной ситуации и показателей психологического здоровья младших школьников.

В соответствии с целью и задачами на первом этапе было проведено теоретическое исследование. В ходе проведенного анализа литературных источников выделились основные понятия:

1. Психологическое здоровье – это динамическая совокупность психических свойств, которые обеспечивают гармонию различных сторон личности, а также гармонию в отношениях между человеком и обществом и обеспечивающая возможность эффективного функционирования человека в ходе жизнедеятельности [2].

2. Тревожность — переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности.

3. Защитная агрессивность – это нарушения развития в младенческом возрасте, закрепленное актуальной семейной ситуацией. Деструктивная агрессивность - это трудности, возникающие на разных стадиях созревания Я ребенка. Демонстративная агрессивность - социально неодобряемые способы привлечения внимания [3].

На втором этапе проводилось эмпирическое исследование, использовались следующие диагностические методики: методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса, опросник Басса-Дарки; методика Дембо-Рубинштейн для анализа самооценки; «Шкала эмоционального профиля младших школьников»; проективная методика «Рисунок семьи».

В ходе анализа исследования гипотеза о том, что существуют значимые различия между младшими школьниками из полных и неполных семей по уровню выраженности агрессии, тревожности, самооценки, была подтверждена в полном объеме.

Список использованных источников.

1. Николаева И. А. Исследование психологического здоровья детей дошкольного возраста в ДОО // Приоритетные направления развития науки и образования: материалы VII Междунар. науч. –практ. конф. (Чебоксары, 04 дек. 2015 г.) / редкол. : О. Н. Широков [и др. ]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – № 4 (7). – С. 152-153.

2. Пахальян В. Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст. – СПб. : Питер, 2006. – 240 с.

3. Хухлаева О. В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. – М, 2003. – 184 с.

4. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – 4-е изд. – СПб. : Питер, 2008. – 672 с.

Публикации по теме:

Диагностическая программа исследования внимания у слабовидящих детей младшего школьного возраста Внимание - это способность выбирать важное для себя и сосредоточивать на нем свое восприятие, мышление, припоминание, воображение и др.

Использование приёмов критического мышления в работе с детьми младшего школьного возраста В июне 2012 года Постановлением Правительства РК № 832 утверждён Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников.

Конкурсная программа для детей младшего школьного возраста «Пингвины» Цель – привить любовь и гуманное отношение к животным Задачи - 1) познакомить детей с жизнью пингвинов 2) развивать память, внимание, мышление,.

Особенности внимания у слабовидящих детей младшего школьного возраста. Проблема исследования обусловлена тем, что в России растет число детей с нарушением зрения, увеличилось количество сложных, комплексных.

Психологическая характеристика и особенности поведения детей младшего школьного возраста. В последнее время в отечественной науке младший школьный возраст подвергается интенсивному изучению. Обширные данные, полученные при изучении.

Развитие координации у детей младшего школьного возраста Развитие координации у детей младшего школьного возраста Педагог дополнительного образования Борисова Надежда Юрьевна Координация — умение.

Развитие внимания, памяти у ребенка младшего школьного возраста с ОВЗ «Страна знаний» Муниципальное казенное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Центр психолого-медико-социального.

Развитие внимания у детей младшего школьного возраста Теоретические основы развития внимания Внимание - это психическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и.

Беседа для детей младшего школьного возраста с ОВЗ «Чернобыльская катастрофа: до и после» 26.04. 2016 года исполняется 30 лет Чернобыльской катастрофе, эта беседа посвящена событиям на Чернобыльской АЭС. Беседа Для детей младшего.

Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у детей младшего школьного возраста Воспитание духовно – нравственных качеств и ценностей у детей младшего школьного возраста Железниченко С. С. Педагог дополнительного образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности психологического здоровья детей младшего школьного возраста из полных и неполных семей
Опубликовано: 29 октября 2016 в 12:22
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД