МААМ-картинки

Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у детей младшего школьного возраста

Светлана Железниченко
Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у детей младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитание духовно – нравственных качеств и ценностей у детей младшего школьного возраста

Железниченко С. С.

Педагог дополнительного образования

МОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества»

В обществе издавна идут споры о том, кто отвечает за правильное формирование личности ребенка – папа с мамой или школа? В настоящий момент духовно-нравственное воспитание школьников приобрело особую значимость.

Публикация «Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у детей младшего школьного возраста» размещена в разделах

Пренебрежение нормами морали и дефицит нравственности становятся повсеместными явлениями. Поздно говорить об этих высоких материях, когда человеку исполняется 16-18 лет. Основы поведения в этом возрасте уже заложены и если поддаются корректировке, то с большим трудом. Общество должно беспокоить нравственное воспитание детей младшего школьного возраста - начиная с первого класса нужно обозначить эталоном такие качества как гуманизм, ответственность, долг, совестливость, чувство достоинства, гражданственность.

От того, сколько усилий родители приложат к воспитанию своего ребенка, зависит его будущее. Ведь все нужные человеческие качества в нас закладываются с раннего детства. Конечно, накормить, одеть и развлечь ребенка тоже крайне важно, но нравственное воспитание школьников не менее важно.

Образование- это неразрывное единство обучения и воспитания. И сегодня задача всех образовательных учреждений дополнительного образования – не только формирование индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и воспитание духовной личности, так как от ее зависит ее интеллектуального, нравственного, культурного уровня во многом зависит будущее общества.

Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста и их ценностей, безусловно, процесс, в который вовлечены и родители, и школа, и учреждения дополнительного образования. В этом процессе маленькому члену общества прививают все этические нормы и правила, учат что хорошо и что плохо, стараются развить в нем высоконравственную, духовную личность. Родителям стоит придерживаться принципа равенства требований. Это значит, что воспитание ребенка,как дома, так и в школе, должно строиться по одинаковым принципам, но ни в коей мере обе стороны не должны перекладывать друг на друга свою долю ответственности.

Младшая школа является первой ступенькой во взрослую жизнь. Для первоклассника это очень захватывающее, интересное время. Теперь он уже не ребенок-дошкольник, он узнает много нового, знакомится с новыми понятиями, входит в новый режим. Задачей воспитания в этот период является адаптация ребенка к новым условиям, к коллективу, поддержка его начинаний, защита от стрессов и неуверенности в себе.

Педагог также должен осуществлять нравственное воспитание младших школьников. Ведь не случайно именно в младших классах педагог по всем предметам один. Задача такого педагога не только образовывать детей, но и воспитывать, прививать их ценности, сопереживать их проблемам, приветствовать их успехи. Он должен при воспитании учитывать все особенности детей младшего школьного возраста.

К сожалению, существует печальная тенденция перекладывания функций воспитателя сродителей на школу и наоборот и в итоге детьми никто не занимается. Поэтому воспитание ребенка становится делом педагогов школы и дополнительного образования. Задачи такого воспитания просты : не ставьте перед детьми невыполнимые задачи, празднуйте любые их успехи, позвольте им самим выбрать себе увлечение или хобби. Разнообразьте жизнь детей, пусть в ней будут и чтение, и путешествия, и игры с друзьями, и домашние животные. Но все-таки главным элементом воспитания остается личный пример. Не забывайте об этом.

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не педагог, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений детей, не зависимо от содержания, методов, форм воспитательной работы. В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы, лекции, диспуты по этическим проблемам.

Знание моральных норм - есть предпосылка нравственного поведения, но одних знаний не достаточно. Критерием нравственного воспитания могут быть только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только в процессе длительной практики самого ребенка, только упражняясь в нравственных поступках.

Слово педагога - своего рода инструмент воздействия на воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей ребенка. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя. Если ребенок этого не переживет, то ему будет чужда подлинная человеческая чуткость восприятия.

Нравственное воспитание личности ребёнка – одна из самых важных задач не только школы, но и учреждений дополнительного образования. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера действия морального фактора. Нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребёнка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитания у младшего школьника формируется чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребёнка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

Стержнем воспитания, определяющим нравственные качества, является формирование гуманистических отношений и взаимоотношений детей. Независимо от содержания, методов и форм воспитательной работы и соответствующих конкретных целей перед педагогом всегда должна стоять задача организации нравственных отношений детей. Собственный нравственный опыт создаёт условия для эффективно усвоения опыта других людей, который передаётся детям в процессе нравственного просвещения. Накапливая собственный нравственный опыт, ребёнок может ошибиться, неправильно поступить. Педагог должен помочь ему осознать и пережить ошибочность, безнравственность его поступка; разумеется, надо помочь ему не только исправить поведение, но и повлиять на направленность мотивов, вызвавших то или иное действие. Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. Учение ребёнка только при поверхностном подходе может показаться делом сугубо индивидуальным. На самом деле урок - место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На занятиях дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На занятиях дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.

В нравственном воспитании младших школьников определяющее значение имеет личный пример педагога, его отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему педагогу. Если для отношений между педагогом и учениками характерны душевность, отзывчивость, заботливость, такими же будут отношения учеников между собой. Педагогу следует избегать общих оценок личности каждого воспитанника. Детей можно хвалить или осуждать за его поступок, но не следует оценку конкретного факта переносить на его личность в целом и говорить, что он вообще хороший или, наоборот, во всем плохой. Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие детей.

Нравственное воспитание – процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. Основополагающая базовая категория нравственного воспитания – понятие нравственного чувства (постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий).

Духовно- нравственное воспитание подрастающего поколения – это направление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе воспитания. Многие приоритеты, сложившиеся в системе воспитания в нашей стране в результате многовековых традиций, в настоящий момент, просто утрачены.

Публикации по теме:

Воспитание духовно-нравственных качеств личности дошкольников через продуктивную деятельность Слайд №1 Здравствуйте уважаемые коллеги! Меня зовут Лизунова Елена Дмитриевна, я работаю воспитателем в МБДОУ детский сад комбинированного.

Из опыта работы «Взаимодействие с семьей в формировании духовно-нравственных ценностей у дошкольников» 1 СЛАЙД Нашему детскому саду «Березка» немногим более 38 лет. Любой его выпускник, услышав это название, может вспомнить свое пребывание.

Конспект занятия для детей подготовительной группы по формированию духовно-нравственных качеств в ходе знакомства с притчей МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад № 5 «Колокольчик» Конспект беседы с детьми подготовительной.

Опыт работы «Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников по средствам национальных православных праздников» ПО ТЕМЕ: «ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО СРЕДСТВАМ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКОВ» Введение «…. Дети.

Педагогический проект «Формирование духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста на основе православной культуры» Педагогический проект «Формирование духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста на основе православной культуры» Паспорт проекта.

Сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста. Сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста. Аннотация. Сказка входит в жизнь ребенка с самого.

Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников посредством социально-педагогического взаимодействия ДОУ и семьи «Люди не должны забывать о своем культурном прошлом, о памятниках, литературе, языке, живописи … Национальные отличия сохранятся и в ХХI.

Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста “Ребёнок – это зеркало нравственной жизни родителей” Сухомлинский В. А. Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении,.

Воспитание нравственных качеств детей посредством художественной литературы Какая книга в детстве у вас была самой любимой? Конечно, сказка. Может быть, не все помнят ее название, но, наверное, доброе, теплое, светлое.

Заметка для родителей «Формирование нравственных качеств посредством природы у детей младшего дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека,делает нас добрее, мягче, будит в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у детей младшего школьного возраста
Опубликовано: 9 октября 2016 в 13:22
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у детей младшего школьного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Железниченко (УИ 392062) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД