Лилия Федоровна Огородник
Из опыта работы «Взаимодействие с семьей в формировании духовно-нравственных ценностей у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Взаимодействие с семьей в формировании духовно-нравственных ценностей у дошкольников»
1 СЛАЙД
Нашему детскому саду «Березка» немногим более 38 лет. Любой его выпускник, услышав это название, может вспомнить свое пребывание в нем, своих друзей и сами березки, которые стоят вдоль главной аллеи, а некоторые на групповых участках.
Помню и я одну. Мы с детьми очень часто наблюдали за ней. Именно она, березка – маленькая капелька, соединяющая много поколений нас, «березовцев» – является для многих символом доброты, которая объединяет детей, педагогов и родителей в одну большую семью, жизнь которой наполнена яркими и интересными событиями.
Публикация «Из опыта работы „Взаимодействие с семьей в формировании духовно-нравственных ценностей у дошкольников“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Темочки
За эти годы в нашем детском саду сложилось немало традиций, накопился опыт, которым наши педагоги рады всегда поделиться. В том числе, и в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.
2 СЛАЙД
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, касающихся образовательного процесса ДОУ.
3 СЛАЙД
Учитывая положения Концепции, мы выделили группы ценностей, которые являются основой духовно-нравственной личности :
- это семейные
4 СЛАЙД
- и культурные.
Формирование у детей духовно – нравственных ценностей – общая задача педагогов и родителей. А что нам помогает решить её?
5 СЛАЙД
Конечно, только сотрудничество! Взаимосвязь между педагогами, детьми, родителями и общественными организациями.
С введением ФГОС ДО процесс создания системы социального партнерства по формированию у дошкольников духовно-нравственного воспитания проходит в нашем детском саду в несколько этапов.
6 СЛАЙД
На первом этапе педагогическим коллективом ДС была получена информация об индивидуальных особенностях каждой семьи, её ожиданиях по отношению к детскому саду. И были сделаны выводы:
Первое - Необходимо популяризовать деятельность ДОУ по духовно-нравственному воспитанию.
Второе - Организовать активную информационно-просветительскую и практическую работу по формированию у родителей теоретических и практических знаний в этой области.
7 СЛАЙД
На втором этапе – проводилась, да и сейчас проводится информационно-просветительская работа. Для популяризации деятельности ДОУ по формированию у дошкольников духовно-нравственных ценностей и информирования родителей по этим вопросам на сайте детского сада был создан раздел «Азбука воспитания». Где одним из подразделов является «Духовно-нравственное воспитание». В этом подразделе мы для родителей публикуем тематическую информацию.
8 СЛАЙД
Информационно-просветительская работа проводится и в других формах :
- встречи-дискуссии педагогов с родителями;
- совместные тренинги;
-беседы-размышления.
9 СЛАЙД
Для родителей оформлены уголки, включающие информацию о православных праздниках и семейных традициях. Также мы предлагаем литературу для семейного чтения, консультативный материал по вопросам духовно-нравственного развития детей.
Информационно-психологическую подготовку родителей осуществляют педагог-психолог и старший воспитатель. Практическую подготовку – специалисты детского сада.
10 СЛАЙД
На третьем этапе – педагоги и родители применяют в совместной деятельности полученные знания и умения. Это стало первым шагом по социализации опыта семейного воспитания.
Здесь важно отметить, что все участники воспитательно-образовательного процесса – партнеры.
11 СЛАЙД
Среди форм взаимодействия с родителями наиболее предпочтительны интерактивные. Это те совместные мероприятия и тренинги, в ходе которых можно более эффективно дать родителям осознать то, что именно в семье должны сохраняться и передаваться духовно-нравственные ценности и обычаи.
12 СЛАЙД
«В ногу со временем!». Именно под таким девизом на протяжении многих лет работают наши педагоги, используя новейшие технологии.
Одно из многочисленных достоинств, авторской инновационной программы Натальи Михайловны Крыловой «Детский сад – дом радости», содержание которой в свете требований современных нормативно-правовых документов обновлено - это продуманная целостная система сотрудничества с семьей.
Именно эта программа является основой Образовательной программы ДОУ с 1992 года. А дополнением, вариативной частью Образовательной программы, стала региональная программа «Родники Дона».
13 СЛАЙД
Программа Крыловой включает в себя не только психолого-педагогическое просвещение, но также и непосредственное участие родителей в образовательном процессе детского сада.
14 СЛАЙД
Включение семьи как партнера и активного субъекта в образовательную среду дошкольного образовательного учреждения качественно изменяет условия взаимодействия педагогов, родителей и детей.
15 СЛАЙД
Таким образом, комплексный подход к решению задач формирования духовно-нравственных ценностей у дошкольников позволяет педагогам сделать родителей активными участниками воспитательного процесса.
16 СЛАЙД
На заключительном этапе – педагоги наблюдают за родителями и детьми во время различных мероприятий, оценивают степень их вовлеченности, проводят беседы и анкетирование. После чего подводят итоги работы.
Анализ данных анкет, собранных по окончании учебного года, показал следующие результаты по формированию родительской позиции.
Такое тесное сотрудничество повысило интерес к деятельности ДОУ.
Большинство из них отметили, что стали лучше понимать своих детей, и их потребности.
17 СЛАЙД
Благодаря приобретенному в рамках социального партнерства опыту, у нас установились новые традиции. Акция «День древонасаждений» стала для нас традиционной, также как и Акция в честь Международного дня птиц. Семейное сотворчество, становится примером для тех семей, которые по своей сути неактивны. И так как взаимодействие с родителями процесс постоянный, положительный опыт сказывается на последующих совместных мероприятиях, таких например как «Пасхальное чудо», где приняло участие большинство семей детского сада. Мы думаем, что этот конкурс тоже для нас станет традиционным.
18 СЛАЙД
Подводя итог вышеизложенного, отмечу - благодаря совместным усилиям педагов детского сада и родителей идет приобщение детей к духовно - нравственным ценностям. Ведь в нашем детском саду созданы все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении.
Наши выпускники переходят в багаевские школы, которые имеют статус «казачьих». А это значит, что у этой работы будет продолжение.
В конце года, анализируя деятельность детского сада, педагоги совместно с родителями встречаются в нашем уютном зале, где на протяжении многих лет в уголке стоит березка. Прикасаясь к символу России и, конечно, нашего детского сада, для детей проводятся совместные мероприятия. Отдельный фрагмент, одного из них мы сейчас вам представим…
19 СЛАЙД
Литературная гостиная «В гостях у деда Щукаря».
Тихий Дон – река героев,
Счастье вольной жизни,
Тихий Дон – казачья слава!
Милая отчизна!
Вспомним мы героев Дона,
Почесть предкам воздадим!
И на их делах достойных
Славу Дона возродим.
Вольный Дон – любовь казачья,
Синегрудые ветра,
И вода твоя прозрачна,
И волна твоя остра.
Земля былинная моя.
Люблю тебя до сладкой боли!
И эту степь, и это поле,
И эту песню соловья!
Хоровым коллективом ДОУ звучит песня.
20 СЛАЙД (фото казака в форме)
Сценка «Легенда о лампасах»
Входит дед Щукарь
- Здорово дневали, казаченьки! Как живете-можете?
Пришел я к вам не просто так, а об одежке казаков погутарить… (показывает казачью форму) (СЛАЙД)
- О чем она может вам рассказать?
(ответы детей)
- А вот что казачья форма нам расскажет…
- Раньше, помню, носили казаки служебную форму – фуражки и папахи с красным верхом и военные синие шинели, мундир синего сукна, и шаровары также синего сукна с красными лампасами. А что такое лампас? Зачем они нужны казаку?
(ответы детей)
- Вот послушайте старинную легенду о лампасах.
«Царь присылал жалованье казакам на службу: порох, хлеб, оружие, сукно – обычно красное и синее. Однажды станица, вернувшаяся из Москвы, привезла на Дон жалованье. Все казаки собрались на Круге, чтобы поделить его поровну. Когда очередь дошла до сукна, то выяснилось, что синего сукна привезли достаточно, а красного совсем мало. Нахмурился атаман, зашумел Круг, но все-таки решили все поделить поровну, и когда поделили, то синего сукна всем досталось по большому куску, а красного по небольшой ленте, которой хватило только для того, чтобы синие штаны отделать красными лампасами»
- Так-то!