Маргарита Казанцева
Развитие внимания у детей младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Теоретические основы развития внимания
Внимание - это психическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке (действий, предмете, явлении).
Основными функциями внимания являются :
- активизация необходимых и торможение ненужных в данный момент психических и физиологических процессов;
- целенаправленный организованный отбор поступающей информации (основная селективная функция внимания);
Публикация «Развитие внимания у детей младшего школьного возраста» размещена в разделах
- удержание, сохранение образов определенного предметного содержания до тех пор, пока не будет достигнута цель;
- обеспечение длительной сосредоточенности, активности на одном и том же объекте;
- регуляция и контроль протекания деятельности.
Внимание ребенка в начале младшего школьного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен, пока интерес не угасает. Появление нового предмета тотчас вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом.
На протяжении младшего школьного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость. Так, если младшие школьники могут играть в одну и ту же 30-40 мин., то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до двух часов. Это объясняется тем, что в игре шестилеток отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций. У детей возрастает устойчивость внимания и при рассматривании картинок, слушании рассказа и сказок.
Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.
Маленький объем внимания - это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.
Недостаточная концентрация и устойчивость внимания - ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.
Недостаточная избирательность внимания - ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.
Плохо развитая переключаемость внимания - ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой.
Плохо развитая способность распределения внимания - неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел.
Недостаточная произвольность внимания - ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.
Развитие внимания у детей с ОНР
У младших школьников с ОНР можно выделить некоторые специфические особенности внимания.
По данным учёных внимание детей с речевым недоразвитием характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким, по сравнению с нормой, уровнем показателей произвольности внимания, трудностями в планировании своих действий. Дети с ОНР затрудняются в сосредоточении внимания на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач. [2]
У детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи отмечается, что наряду с различными отклонениями в фонетике, лексике, грамматике у большинства нарушены в той или иной степени навыки конструктивной деятельности, память, недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Недостатки внимания отрицательно сказываются на процессах восприятия.
У них в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков на слух, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем и, следовательно, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования. Словарный запас отстает от возрастной нормы, как по количественным, так и по качественным показателям, оказывается недоразвитой связная речь.
Снижение уровня произвольного внимания у детей с тяжёлыми нарушениями речевого развития приводит к несформированности или значительному нарушению у них структуры деятельности.
Система коррекционной работы с такими детьми направлена на развитие психических процессов, связанных с произвольной деятельностью и оказывающих большое внимание на устранение речевых нарушений: направленность деятельности, сосредоточенность внимания и способность его к переключению и распределению, своевременное включение в деятельность, самостоятельность и ответственность за выполнение задания, умение довести начатое дело до конца в определенной последовательности и нужном темпе.
Так как внимание ребёнка формируется в практической деятельности, то наиболее правильным мы считаем использовать для развития игру. Игра и есть та деятельность, которая обеспечивает всестороннее развитие ребёнка, позволяет развивать внимание, мышление и другие психические процессы, поэтому в системе обучения и воспитания детей с нарушениями речи игры занимают не только значительное место, но и представлены во всё м их многообразии: сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные.
Так как в сознании маленьких детей фиксируется то, что ярко, эмоционально, на занятиях и в играх необходимо применять яркие, большие красочные предметы, игрушки, элементы различных театров.
В настоящее время много игр и упражнений на развитие внимания, которые в основном представляются в разрозненном виде. Поэтому использовать данные игры и упражнения часто бывает не удобно.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод: развитие внимания и памяти является важной коррекционной задачей. Эти процессы теснейшим образом связаны с речью. Если у ребенка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объеме. Так как одной из причин возникновения общего недоразвития речи является нарушение внимания, из этого следует, что развитие внимания и памяти положительно складываются на коррекции речевого недоразвития. И заниматься этим необходимо и во время непрерывной непосредственно образовательной деятельности, и во время игровой деятельности, и во время режимных моментов.