Папки-передвижки

Особенности работы с детьми с ОВЗ в условиях комбинированной группы

олеся шпанова
Особенности работы с детьми с ОВЗ в условиях комбинированной группы
▼ Скачать + Заказать документы

Возможности, упущенные в младшем возрасте, представляют значимую проблему в старшем возрасте, поскольку развитие психических процессов замедляется, компенсаторные и адаптационные возможности организма ослабевают. Дошкольный возраст – наилучший период для коррекции психических функций. Поэтому дошкольное инклюзивное образование является первой, наиважнейшей ступенью в развитии детей и коррекции имеющихся нарушений, поскольку составляет основу дальнейшей жизни и деятельности ребенка с ОВЗ. Правильно организованный процесс дошкольной образовательной инклюзии значительно уменьшит процент детей младшего школьного и школьного возраста со сложными отклонениями в развитии, в том числе с тяжелыми нарушениями речи.

Публикация «Особенности работы с детьми с ОВЗ в условиях комбинированной группы» размещена в разделах

Построение инклюзивного образовательного процесса происходит по следующим направлениям:

1. Психолого-педагогический мониторинг - обеспечивает комплексное изучение личности ребенка с ОВЗ всеми специалистами и педагогами.

2. Планирование психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ОВЗ - разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут с учетом анализа динамики, образовательных результатов и задач развития.

3. Организация психолого-педагогического сопровождения в группе комбинированной направленности – имеет ряд особенностей : гибкий режим дня и недели, разнообразные формы активности детей в малых группах и в целом в группе, разноуровневые задания, коррекционно-развивающие занятия, предусмотренные адаптированной образовательной программой ребенка с ОВЗ и групповые занятия, реализующие задачи основной образовательной программы

Особенностями организации работы воспитателя комбинированной группы являются :

• планирование (совместно с другими специалистами) и организация совместной деятельности воспитанников с ОВЗ;

• соблюдение преемственности в работе с другими специалистами по выполнению индивидуальной программы развития детей с ограниченными возможностями здоровья;

• обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с ограниченными возможностями здоровья с учетом рекомендаций специалистов;

• консультирование родителей (законных представителей) детей с ОВЗ;

• ведение необходимой документации

Основная цель работы - обеспечение условий для совместного воспитания и образования нормально развивающихся детей и детей с ТНР, то есть детей с разными образовательными потребностями.

Особые образовательные потребности детей с ТНР:

• Потребность в обучении различным формам коммуникации (вербальным и невербальным).

Работа с ребенком должна быть динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. Основным видом деятельности дошкольников является игра. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов в работе с детьми, требующими к себе особого подхода. Используем в работе игры на развитие навыков невербального общения. Например, «Морская звезда», «Здороваемся без слов», «Крошка Енот» и другие. Невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития. Используем игры на развитие вербального общения. Такие как «Шторм», «Цветочки и дождик», «Близнецы» и другие. Для развития коммуникативных навыков и умений разрешать конфликты в группе появился «коврик примирения».

• Потребность в развитии всех компонентов речи.

Для развития всех компонентов речи проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия с логопедом, а также индивидуальная работа воспитателем в группе. В группе создана картотека логопедических карточек по лексическим темам. Каждая карточка имеет артикуляционную, дыхательную, пальчиковую гимнастику, рекомендованные художественные произведения, дидактические игры. Например, игра на звуковую культуру речи «Камень-вата» направлена на различение согласных по мягкости-твердости и закрепление произношения этих звуков в словах. Часто организуем игры «Поймай звук», «Назови слово на заданный звук».

При заучивании стихотворений для детей ОВЗ активно используются такие приемы как драматизации, а также прием чтения стихотворения по жестам.

Как показывает практика, дети с нарушением речи стесняются выступать перед всей группой и к тому же они эмоционально зажаты. Включение их в игры-драматизации, в которых эти дети сотрудничают с детьми с нормой, позволяет им чувствовать себя более уверенно. Первоначально более стеснительным детям с ОВЗ мы предлагали роли менее активные, и со временем они освоили роль ведущего актера.

Прием восстановления по жестам мы используем при заучивании небольших стихотворений, например, на занятых по подготовке к обучению грамоте, когда разучиваем стихи про буквы. Со всеми детьми мы обговариваем, как можно жестом показать содержание стиха, а затем дети с нормой воспроизводят стих без жестов, а дети с ОВЗ читают стих по жестам. Использование такого приема оказывает поддержку и вселяет уверенность в детей с нарушением речи.

На занятиях по пересказу, составлению рассказа по картине, серии сюжетных картин мы часто используем мнемотаблицы. Для детей с ОВЗ эти таблицы более подробные. В них содержаться как схематичные значки (которые есть в общей таблице для детей с нормой, так и картинки-образы (для самостоятельного осмысления и перевода такого образа в речь). Мнемотаблицы позволяют ребенку последовательно и подробно излагать свои мысли.

Такую находку мы используем на кругах рефлексии по пятницам после осуществления педагогической технологии «Клубный час». Рефлексивный круг предполагает возможность высказаться всем детям. Чтобы дети с ОВЗ имели такую же возможность, мы приготовили для них опорную мнемотаблицу, которой они успешно пользуются и могут самостоятельно построить до 6 предложений.

На занятиях по подготовке к обучению грамоте или обогащению словаря детям очень нравится работать с чистоговорками. Мы используем прием недосказанности, когда воспитатель начинает чистоговорку, а дети подбирают последнее слово. Дети с ОВЗ испытывают затруднению в быстром подборе слов. В таком случае мы готовим карточки-картинки, которые выдаем детям с ОВЗ, а затем просим их произнести чистоговорку, закончив ее словом с картинки. Такие приемы позволяют детям с ОВЗ быть включенными в занятие, а не просто отсиживаться на них.

• Потребность в формирование навыков чтения и письма.

При звуковом анализе слов мы часто используем схемы. Ребенок с ОВЗ должен подобрать кружок нужного цвета для обозначения звука и расположить его на схеме слова.

• Потребность в развитии навыков пространственной ориентировки.

В подготовительной группе большое внимание уделяется ориентировке на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т. д.); умению располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (слева, справа, вверху, внизу, левее, правее, выше, ниже, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).

Дети учатся самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения направления движения (знаки и символы). Закрепляют умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений, планов, маршрутов и схем. В этом большую помощь оказывают «Клубные часы», где дети самостоятельно передвигаются по территории детского сада.

• Потребность в индивидуально-дифференцированном подходе к формированию образовательных умений и навыков.

Дети с ТНР, в силу своих особенностей развития, часто нуждаются в уединения. Сознание своего бессилия в попытках общения часто приводит к изменениям характера: замкнутости, негативизму, бурным эмоциональным срывам. Их нервная система не всегда может справляться с нагрузкой и им необходимо место, где они могут восстановиться. В группе появился уголок уединения

Для родителей детей с ОВЗ (ТНР) проводятся консультации, рассказывается, в чём заключаются особенности их детей, на что следует обратить особое внимание.

Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с ТНР в России разработано в меньшей степени и на сегодняшний день находится на начальной стадии формирования, для успешного развития которого в нашей стране есть все предпосылки.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Как мы с детьми старшей группы в комнатных условиях вырастили конские каштаны из орехов»Фотоотчет «Как мы с детьми старшей группы в комнатных условиях вырастили конские каштаны из орехов» Практическая часть проекта «От семечка до деревца»: Проект Выращивание дубочков Тема: «Как в комнатных условиях вырастить конский каштан.

Фотоотчёт «Мой маленький пушистый друг» с детьми подготовительной группы, в условиях самоизоляцииФотоотчёт «Мой маленький пушистый друг» с детьми подготовительной группы, в условиях самоизоляции 27 апреля. День домашних питомцев. Домашний питомец является частью жизни детей, каждый родитель сталкивался с такой ситуацией, когда любимое.

Фотоотчёт «Наблюдение за цветником весной» с детьми подготовительной группы в условиях самоизоляцииФотоотчёт «Наблюдение за цветником весной» с детьми подготовительной группы в условиях самоизоляции Весна - самое удивительное время года! Природа пробуждается, всё вокруг зацветает, оживает, в воздухе витают особые весенние запахи! Задача.

Конспект ООД детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности на тему «Посуда. Её виды» Конспект организованной образовательной деятельности детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности. Тема : «Посуда.

Конспект занятия по рисованию на тему «Тюльпаны», с детьми подготовительной группы, в условиях самоизоляцииКонспект занятия по рисованию на тему «Тюльпаны», с детьми подготовительной группы, в условиях самоизоляции 1 мая. День тюльпанов на МААМ. Цель: создание условий для творческого развития детей в рисовании. Материал и оборудование: на выбор детей.

Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работыМастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работы В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования одной из основных задач стоящих перед дошкольной.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования «Если у меня заберут все мое имущество, разрешив забрать только одну вещь, я выбрал бы возможность сохранять силу речи, поскольку, имея.

Особенности работы по заучиванию стихотворений с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с ОНР (часть вторая) .

Логопедическое занятие по теме «Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры»Логопедическое занятие по теме «Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры» Открытое логопедическое занятие с детьми 6-7 лет по теме “Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ»Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ» Формы и методы социально-терапевтической работы с детьми группы риска в условиях дошкольной образовательной организации Данный материал.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности работы с детьми с ОВЗ в условиях комбинированной группы
Опубликовано: 15 мая 2020 в 08:28
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности работы с детьми с ОВЗ в условиях комбинированной группы» (включая файлы) размещена пользователем олеся шпанова (УИ 450554) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД