МААМ-картинки

Особенности развития изобразительного творчества дошкольников

Надежда Меркель
Особенности развития изобразительного творчества дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности развития изобразительного творчества дошкольника.

Содержание

1. Понятие восприятия. Значение восприятия окружающего для развития детского изобразительного творчества.

2. Особенности восприятия дошкольника.

Публикация «Особенности развития изобразительного творчества дошкольников» размещена в разделах

3. Художественно-творческие способности : определение особенности развития, структура способностей.

4. Детское изобразительное творчество : понятие, специфика творческого процесса ребенка, условия развития детского творчества.

Человек, воспринимающий произведение, становится читателем-зрителем-слушателем, т. е. реципиентом (воспринимающим). Восприятия реципиента всегда обусловлены историческими, индивидуально-возрастными, ситуационными особенностями. Художественное восприятие зависит от субъективных особенностей человека (его дарования, фантазии, памяти, личного опыта, культурной подготовки) и объективных характеристик самого произведения. Эстетическое восприятие - сокровенный, личностный процесс, протекающий в глубине сознания человека и трудно фиксируемый при наблюдении. Для эстетического восприятия необходимы опыт, знания, запас сведений - отношения, в контексте которых конституируется эстетический смысл данной вещи. Кроме того, поскольку эстетические явления требуют соответствующей эмоциональной реакции, то для эстетического восприятия необходима и соответствующая эмоциональная культура.

Благодаря совершенствованию наблюдения в младшем школьном возрасте восприятие превращается во всё более целенаправленный и управляемый процесс, однако в этом возрасте легко увидеть некоторое своеобразие восприятия. Оно вызвано ошибками в познавании пространства, хотя точность различных геометрических форм, их правильное название у детей, после семи лет, значительно вырастает. Кроме того, детям свойственно опредмечивать незнакомые им формы, поэтому младшие ученики называют цилиндр – стаканом, конус – крышей, призму – столбиком.

Причиной ошибок восприятия дошкольниками различных явлений является, сохраняющаяся у них ситуативность восприятия. Так многие узнают прямую линию, если она проведена в горизонтальном положении, но если этаже прямая расположена вертикально или наклонно, то дети не воспринимают ее как прямую. Подобные ошибки имеют общую причину: слитность воспринимаемого знака: ребёнок схватывает общий вид знака, но не видит их элемента, структуру, пространственного отношения элемента.

Огромную роль в развитии пространственного восприятия играет сравнение двух сходных, но в чём-то разных предметов. Такое сравнение позволяет выделить те отличительные признаки предмета, которые характерны для него. В развитии «пространственного видения» существенную роль играет освоение измерения, знакомство с метром, сантиметром и линейкой.

В результате специального обучения дети начинают воспринимать не только сюжет картины или пространственные признаки и связи, но и особенности композиции. Такое восприятие совершается как единый сложный процесс, постоянного движения мыслей, от восприятия целой картины (синтез) к её анализу, а затем снова к целой картине и снова к вычленения мелких раннее незаметных деталей, которые позволят поныть идею картины. Подбор названия этой формы обобщения вполне доступен детям 7-11 лет и является эффективным средством обучения школьников выделять главное в картине.

Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчеством многими людьми. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта. Задача развития этих способностей – одна из важнейших в воспитании современного человека.

Центральным моментом в индивидуальных особенностях человека являются его способности, именно они определяют становление личности и обусловливают степень яркости ее индивидуальности и не могут возникнуть без соответствующей конкретной деятельности. Тем не менее, способности не только проявляются или развиваются благодаря какой-либо деятельности, они принадлежат ребенку еще с рождения.

Л. С. Выгодский считал проблему возраста не только центральным вопросом всей возрастной психологии, но и ключом ко всем проблемам практики, так как она тесно связана с диагностикой психического развития ребенка.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.

Отечественные педагоги и психологи, рассматривают творчество, как создание человеком объективно и субъективно нового. Именно субъективная новизна составляет результат творческой деятельности детей. Общечеловеческой новизны и ценности продукт его творчества не имеет, но субъектная ценность его значительна.

Л. Н. Толстой занимался совместным творчеством, суть которого показать не только продукт, но и сам процесс (сочинение, рисование) с тем, чтобы собственными глазами увидеть, как всё делается.

Изобразительная деятельность детей как прообраз взаимной деятельности заключает в себе общеисторический опыт поколений. Усвоить этот опыт без помощи взрослого ребёнок не сможет. Именно взрослый носитель и передатчик этого опыта.

Так возникает педагогическая проблема, поиск таких стимулов творчества, которые рождали бы у ребёнка подлинное действенное желание сочинять.

Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

В понятие «детское творчество» ученые вкладывают различный смысл:

- метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирование эстетически развитой личности (В. Н. Шацкая);

- сознательное отражение ребенком окружающей действительности в изобразительной деятельности, которое построено на работе воображения и переработку жизненных впечатлений (Е. А. Флерина);

- создание субъективно нового продукта (создание комбинированного образа, разных вариантов изображения, применение усвоенных ЗУН в новой ситуации, проявление инициативы) (Т. Я. Комарова);

Под художественным творчеством детей мы понимаем создание субъективного нового (значимого для ребёнка) продукта, создание или придумывание к известному ранее, не используемых деталей, по-новому характеризуемых создаваемых образов, разных вариантов изображения, применение усвоенных ранее способов выразительности в новой ситуации, проявление инициативы во всём. Под творчеством мы будем понимать и сам процесс создания образа с карты, рассказа, игр драматизации, рисовании, поиск в процессе деятельности способов, путей решения задач (изобразительной, игровой).

У детей способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий развития. Эти стадии протекают последовательно: прежде чем быть готовым к следующей стадии, ребенок обязательно должен овладеть качествами, формирующимися на существующих.

Характеризуя мышление ребенка, психологи обычно выделяют стадии: наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое. Мышление рождается из действия. В младенчестве и в раннем возрасте оно неотделимо от действия. В процессе манипулирования с предметами ребенок решает различные мыслительные задачи.

К 5-6 годам дети обучаются совершать действия в уме. В качестве объектов манипулирования выступают уже не реальные предметы, а их образы-представления. Чаще всего дети представляют наглядный зрительный образ предмета. Поэтому мышление ребенка дошкольника называют наглядно-действительным. В младшем школьном возрасте учащиеся постепенно овладевают сначала индуктивной, а затем и дедуктивной логикой. Индуктивная логика предрасположена к эмоциональной сфере мышления, тогда как дедуктивная – к анализаторной, предполагающей в школьной практике, в первую очередь, усвоение теоретического материала.

Очень важным для развития наглядно-образного и логического мышления являются задания на исследование образа-представления. К 5 годам дети обучаются расчленять представление на отдельные части, анализировать контуры предметов, сопоставлять похожие предметы между собой и находить сходство и различие. Это формирует сенсорный опыт, так необходимый для дальнейшего развития детского творчества.

Выделение отдельных компонентов образа позволяет ребенку соединить детали разных образов, придумывая новые фантастические объекты или явления. Так, ребенок может представить животное, соединяющее в себе части многих животных и поэтому обладающее такими качествами, которых нет ни у одного существующего животного в мире. В психологии эту способность называют фантазией.

Изучение педагогического опыта по развитию воображения и качеств мышления, формирующих креативность, позволяют выделить несколько психологических качеств, лежащих в основе фантазирования:

1. Четкое и ясное представление образов предметов;

2. Хорошая зрительная и слуховая память, позволяющая длительное время удерживать в сознании образ-представление;

3. Способность мысленно сопоставлять два и более предмета и сравнивать их по цвету, форме, размеру и количеству деталей;

4. Способность комбинировать части разных объектов и создавать объекты с новыми свойствами.

Изобразительная деятельность - одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка, в котором проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисунок является мощным средством познания и отображения действительности, в рисунке раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Так же как игра, он позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребенка сюжеты.

В. С. Мухина отмечает, что изобразительная деятельность, оказывая специфическое влияние на развитие восприятия и мышления, организует умение не только смотреть, но и видеть, позволяет ребенку передавать предметный мир вначале по-своему и лишь позже - по принятым изобразительным законам. Использование цвета постепенно начинает влиять на развитие непосредственно восприятия и, что еще более важно, эстетических чувств ребенка.

До определенной степени рисование, как психический акт и деятельность, отражает уровень развития как мышления, так и речи (в том числе внутренней). Можно представить, что осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, и рисование предоставляет ему возможность наиболее легко, в образной форме, выразить то, что он знает и переживает, несмотря на нехватку средств выражения (в том числе и графических).

Возрастная психология выделяет ряд своеобразных черт, отличающий психологический облик ребёнка на рубеже дошкольного и школьного детства. Зачастую эти черты вступают в противоречие с требованиями традиционного обучения и поэтому так же традиционно оценивают только негативно, как возрастные слабости. Но те же «недостатки» детской психики с точки зрения педагогики искусства чудесным образом превращаются в «достоинства» - тот исходный потенциал, который может стать основой способностью к художественному творчеству.

Дети могут объединять по смыслу слова и образы, совершенно не схожие для возрастного человека. В этом заключается слабость логического мышления ребёнка, но при этом проявляется одно из главных черт художественного мышления, слияние неравнодушного, оценивающего человеческого «Я» с любым предметом или ситуацией. Особого внимания заслуживает потребность ребёнка оживить, очеловечить, наделить душой, словом, поведением, всё то, что его окружает. Для него нет «безгласных вещей», нет главного и второстепенного явления, все, что оказывается в поле зрения, является важным.

Особая зоркость детского взгляда, когда ребёнок подмечает второстепенные, незначительные для взрослого человека вещи, и акцентирует на них внимание, связано с тем, что ребёнок со многими явлениями сталкивается впервые, а потому его восприятие ярко и индивидуально, это одна из черт художественного восприятия мира, эстетическое отношение к окружающим и основаны они на сильнейшем эмоциональном отклике. В этом возрасте значение ролевой игры и другой всевозможной игровой деятельности очень велико. Игра является основанием психологического фундамента, без которого невозможно развитие способности к художественному творчеству.

В онтогенезе детского рисунка выделяют следующие этапы.

Доизобразительный период — это период «каракулей», «марания», который, начинаясь в возрасте 1,5–2 лет, длится вплоть до 3–3,5 лет (стадия «марания», стадия ритмических каракулей, ассоциативная стадия).

В 3–3,5 года ребенок переходит к следующему периоду - изобразительному. Его началом условно можно считать момент, когда у ребенка вначале возникает «замысел» (то есть произвольная целеполагание, начало целенаправленной деятельности) нарисовать что-либо. И лишь затем производится сам рисунок. Первый этап изобразительного периода составляют рисунки с примитивной выразительностью (3–5 лет). На следующем (втором) этапе изобразительного периода (6–7 лет) детские рисунки становятся еще более схематичными. Ребенок различает движение, эмоции и мимику. Объекты, которые он изображает, имеют ярко выраженные характерные черты. В дальнейшем, по мере развития рисунка (на своего рода третьем этапе, в детских работах появляется чувство формы и линии. Ребенок испытывает потребность не только перечислять конкретные признаки описываемого предмета, но и передавать формальные взаимоотношения частей. Последний этап изобразительного периода — это правдоподобные изображения. Здесь происходит постепенный отказ от схемы и предпринимаются первые попытки воспроизвести действительный вид предметов. Фигуры становятся все более пропорциональными и детализированными. Расширяется тематика рисунков.

Публикации по теме:

Семинар-практикум «Мотивационные предпосылки и нетрадиционные технологии для развития творчества у дошкольников» Семинар-практикум «Внедрение ФГОС по образовательным областям " тема «Мотивационные предпосылки и нетрадиционные технологии для развития.

Использование камешков и ракушек для развития творчества и мелкой моторики дошкольниковИспользование камешков и ракушек для развития творчества и мелкой моторики дошкольников Уважаемые коллеги! Все воспитатели знают как дети любят что- то новенькое! Одни и те же игры и игрушки быстро надоедают, дети теряют к.

Консультация для родителей «О пользе изобразительного творчества»Консультация для родителей «О пользе изобразительного творчества» Консультация для родителей «О пользе изобразительного творчества» Ваш малыш изводит горы бумаги! На этом листочке домик, и на следующем.

Консультация для родителей «О пользе изобразительного творчества в дошкольном возрасте»Консультация для родителей «О пользе изобразительного творчества в дошкольном возрасте» Мои коллеги! Приглашаю вас на свою консультацию "О пользе изобразительного творчества в дошкольном возрасте", которую я подготовила для.

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Особенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зренияОсобенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зрения Автор разработок и рекомендаций Трушина Раиса Ильинична. Хоть мои разработки касаются детей с нарушением зрения, я думаю, что некоторые.

Особенности развития процессов запоминания ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ЗАПОМИНАНИЯ Понятия и виды памяти Если мы обратимся к трудам Б. М. Теплова, то увидим, что говоря о памяти,.

Педагогическая технология развития детского творчества старших дошкольниковПедагогическая технология развития детского творчества старших дошкольников Детское творчество невозможно без приобщения их к искусству, задача которого – формирование эмоционально-ценностного отношения к миру.

Статья «Технология развития изобразительного творчества детей старшего возраста средствами нетрадиционных техник рисования»Статья «Технология развития изобразительного творчества детей старшего возраста средствами нетрадиционных техник рисования» «Технология развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования" Презентация.

Уголок изобразительного творчества своими руками.Уголок изобразительного творчества своими руками. Уголок изобразительного творчества «Страна творчества»- созданный для детей четвёртого года жизни своими руками. Одними из основных задач.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития изобразительного творчества дошкольников
Опубликовано: 24 ноября 2021 в 15:59
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности развития изобразительного творчества дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Меркель (УИ 2438466) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД